Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА, ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА



Выделяют такие модели взаимодействия человека и природы, как мифологическая, научно-технологическая и диалогическая.

Для каждой из этих моделей характерен свой способ понимания отношения человека с природой: в мифологической утверждается приоритет природы над человеком; в научно-технологической, напротив, утверждается власть человека как создателя искусственного мира над естественной природой; в диалогической акцентируется коммуникация как способ гармонизации отношений человека с природой, когда общество в своем развитии учитывает возможности и тенденции развития природы.

Мифологическое отношение к природе отражает понимание природного мира как жизненного пространства, от которого на этапе собирательства и охоты всецело зависело биологическое выживание архаичного человека. Природа его удивляла и пугала. Признавая ее господство над собой, свою принадлежность к ней и тотальную зависимость от нее, архаический человек не выделял себя из природы, не противопоставлял себя ей и не мог себе представить возможность ее активного преобразования. Персонифицируя природные явления и процессы, архаичный человек распространял отношения человеческого общения на всю природу, объяснял природные процессы по аналогии с понятными ему родственными отношениями. Мир представал как живой, единый, целостный и гармоничный организм, в котором человек ощущал себя его внутренней, всецело зависимой частью. Отождествляя природное и человеческое, миф способствовал слиянию человека с миром, ощущению гармонии общества и природы.

Христианская интерпретация социоприродного взаимодействия занимает промежуточное положение между мифологическим и научно-технологическимотношением человека к природе. Природа перестает восприниматься как учитель жизни. Она обесценивается в глазах человека. Природа имеет более низкий статус, чем человек. Человек в христианстве выделен из природы, привилегирован, ибо Бог сотворил его по своему образу и подобию. Смысл человеческого бытия – в возвышении над природой. Природа несамодостаточна, Бог поставил над ней человека, чтобы он ее хранил и возделывал. Но христианский человек еще воспринимал природу как живой организм, содержащий в себе замысел Бога. «Книга природы написана божественными письменами», и эти символы христианскому человеку надлежало расшифровать.

Возрождение и Новое время. С этой эпохой связано становление научно-технологической модели взаимодействия человека и природы. Это– время смены мировоззренческих идеалов. Именно в эпоху Возрождения и Нового времени было заложено начало кардинальных материально-экономических, социально-политических и духовно-мировоззренческих новаций, характеризующих современную эпоху. Изменилось понимание человека и его отношение к Богу и природе. Вместо смирения гуманисты Возрождения (XVI в.) утверждали ценность индивидуальности, активизма, творчества человека, его предприимчивости и свободы. Движимый жаждой самоутверждения, человек Возрождения стремился как можно полнее реализовать свои духовные и материальные потребности в земной жизни. Однако свою созидательную деятельность он еще не отождествлял с преобразованием природы. Гуманисты Возрождения признавали изначальную мудрость, доброту и святость природы, понимали, что, уничтожая природу, человек истребляет и самого себя.

Натурфилософия XVI в. преодолела средневековые представления об иерархическом устройстве мира, несамодостаточности природы и утвердила идеи самостоятельности и законообразности природы, однородности земного и небесного миров, однородного и бесконечного пространства.

Благодаря этому в Новое время возникло экспериментально-математическое естествознание. Роль доминанты мировоззрения начинает играть (пусть и не сразу) научно-рациональная, а не религиозная парадигма, хотя процесс эмансипации науки от религии был достаточно долгим и противоречивым. Пантеизм и деизм ХVП в. освободили поле деятельности для науки – объективного изучения мира. Научное познание направлено на выявление сущностных характеристик реальных предметов и причинных связей в реальном мире. Философы Нового времени считали, что такое знание позволит человеку стать властелином природы, использовать и преобразовывать природу в соответствии с практическими потребности развития промышленности и техники. Происходит ценностная переориентация познания на получение практически полезного знания. Мыслители ХVII в. были убеждены в неисчерпаемых практических возможностях научного знания и рассматривали его в качестве необходимого и достаточного условия господства человека над природой.

Природа в Новое время представляласькак механизм, обездушенная машина. Природу начали рассматривать сквозь призму технического эксперимента. Формировалось чисто количественное, «калькуляторское» видение сущего. Это «распадение» Космоса как целостного живого организма, источника гармонии и порядка означало радикальное изменение мировоззренческих ориентаций: человек, выделив себя из космического порядка, противопоставил себя природе как объекту эксперимента. Разум начинает диктовать порядок и законы природе, этика уже не предполагает соответствие гармонии бытия.

С XVII в. начала свой разбег техногенная цивилизация. Для нее характерен разрыв внутренних, органических связей человека с природой, присущих аграрному способу производства. Природа становится простым материалом для преобразования, объектом технического воздействия человека, преследующего свои практические цели. Формируется агрессивно потребительское отношение человека к природе как к безмерной кладовой. Это стало мировоззренческим основанием и первопричиной глобального экологического кризиса в последней трети ХХ в., когда все возрастающие масштабы негативного воздействия человека на природу привели к нарушению глобальных механизмов саморегуляции биосферы. Развитие преобразующих технологий, их вторжение в естественные процессы и видоизменение их, замещение естественных элементов искусственными привели к тому, что к настоящему времени масса искусственно созданных предметов значительно превосходит естественную биомассу. Под угрозой оказались природное равновесие биосферы и жизнь человеческой цивилизации.

В этих условиях приоритетными становятся сохранение и регенерация природных ресурсов, разработка нового образа природы и новой модели отношений человека с природой, предполагающей повышение уровня его экологической культуры и др.

Биосферой Вернадский назвал среду, в которой обитают все населяющие Землю организмы. Появление человеческой жизни и трудовой деятельности по изменению природной среды изменяет биосферу. Оно интерпретируется Вернадским как закономерный этап эволюции биосферы, который должен привести к переходу биосферы в качественно новое состояние – ноосферу. Ноосфера (греч. noos – разум, sphaira – шар) как новый этап развития биосферы определяется историческим развитием человечества, его разумом и трудом. Таким образом, деятельность человека представляется основным фактором эволюции биосферы как космического тела, утверждается ответственность человека за протекание процессов на планете. Наступление эпохи ноосферы будет означать, что развитие цивилизации будет согласовано с эволюцией биосферы. Обеспечение коэволюции (совместного, согласованного развития) человека и природы выдвигается в качестве экологического императива современного социоприродного взаимодействия. Согласно принципу коэволюции, человечество, изменяя и приспосабливая биосферу к своим потребностям, должно само изменяться. Оно должно научиться учитывать объективные требования природы, действовать в интересах всей жизни на Земле, распространять принципы нравственности на свои взаимоотношения с природой.

Этот новый взгляд на природу и свойственнен диалогической модели взаимодействия человека и природы. В ее рамках философия пытается осмыслить природу по меркам, соизмеримым с самим человеком. Она опирается на понимание жизни как изначального природно-космического единства субъективного и объективного. Человек понимается как микрокосм, в котором проявляются законы Вселенной. Утверждая неразрывную связь индивидуальной жизни и жизни Планеты, диалогическая модель базируется на глубоком уважении жизни, ориентирует человека на установление взаимопонимания и гармонического соединения с природой.

 



Просмотров 1886

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!