Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС (ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРИЧИНЫ, ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ, ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ)



Глобальный экологический кризис – это нарушение механизмов саморегуляции и самовоспроизводства природных систем в результате все возрастающего техногенного воздействия человека на природу.

О глобальном экологическом кризисе заговорили в конце 60 – начале 70-х гг. 20 в.

Причины глобального экологического кризиса восходят к началу техногенной цивилизации, т.е. к 17 веку, к возникновению в 17 в. науки в современном смысле слова (экспериментально-математического естествознания) и сопряженному с ней новым образом знания и природы. Грандиозные успехи классической механики к концу ХVIII в. создали условия для промышленного переворота конца ХVIII – нач. ХIХ вв. В XIX в. техногенная цивилизация вступила в индустриальную стадию развития. На смену мануфактурному пришло крупное промышленное производство. Если для предшествующей (традиционной) цивилизации были характерны примат аграрного способа производства, сращенность человека с природными условиями своего существования и ценностно-рациональное отношение к миру, то техногенная цивилизация базируется на технико-технологических структурах разного типа и целерациональном отношении к миру. Для техногенной цивилизации характерен разрыв внутренних, органических связей человека с природой, присущих аграрному способу производства. Человек и природа соединяются внешним образом как субъект и объект. Природа становится простым материалом для преобразования, объектом технического воздействия человека, преследующего свои практические цели. Формируется агрессивно потребительское отношение человека к природе как к безмерной кладовой («природа не храм, а мастерская»). Знание должно быть полезным, оно должно дать человеку власть над природой.

Это стало мировоззренческим основанием и первопричиной глобального экологического кризиса в последней трети 20 в., когда все возрастающие масштабы негативного воздействия человека на природу привели к нарушению глобальных механизмов саморегуляции биосферы. Развитие преобразующих технологий, их вторжение в естественные процессы и видоизменение их, замещение естественных элементов искусственными привели к тому, что к настоящему времени масса искусственно созданных предметов значительно превосходит естественную биомассу. Под угрозой оказались природное равновесие биосферы и жизнь человеческой цивилизации.

Формы проявления глобального экологического кризиса – потепление климата, мутации, вымирание некоторых видов животных, истощение природных ресурсов и др.

В этих условиях приоритетными становятся сохранение и регенерация природных ресурсов, разработка нового образа природы и новой модели отношений человека с природой, предполагающей повышение уровня его экологической культуры и др.

Понятие биосферы для обозначения совокупности живых организмов, населяющих земной шар, впервые ввел Ламарк (нач. XIX в.). В.И. Вернадский развил учение о живой, спонтанной природе, о переходе биосферы в ноосферу, о живом веществе как факторе геологической эволюции. Эти идеи Вернадского положили начало процессу формирования экологического мышления, который продолжается в наши дни. Биосферой Вернадский назвал среду, в которой обитают все населяющие Землю организмы. Появление человеческой жизни и трудовой деятельности по изменению природной среды изменяет биосферу. Оно интерпретируется Вернадским как закономерный этап эволюции биосферы, который должен привести к переходу биосферы в качественно новое состояние – ноосферу. Ноосфера (греч. noos – разум, sphaira – шар) как новый этап развития биосферы определяется историческим развитием человечества, его разумом и трудом. Таким образом, деятельность человека представляется основным фактором эволюции биосферы как космического тела, утверждается ответственность человека за протекание процессов на планете. Наступление эпохи ноосферы будет означать, что развитие цивилизации будет согласовано с эволюцией биосферы. Обеспечение коэволюции (совместного, согласованного развития) человека и природы выдвигается в качестве экологического императива современного социоприродного взаимодействия. Согласно принципу коэволюции, человечество, изменяя и приспосабливая биосферу к своим потребностям, должно само изменяться. Оно должно научиться учитывать объективные требования природы, действовать в интересах всей жизни на Земле, распространять принципы нравственности на свои взаимоотношения с природой.

Таким образом, в связи с развитием идей самоорганизации, глобального эволюционизма и коэволюции в науке второй пол. ХХ в. начинает формироваться новый взгляд на природу. Ее начинают понимать как спонтанный жизненный организм, саморазвивающуюся целостность, включающую человека. Современные философы и ученые ищут способы преодолеть глобальный экологический кризис на пути мировоззренческой переориентации человека и общества, отказа от потребительского отношения к природе, формирования нового, экологического, мышления и утверждения диалогической модели взаимодействия человека и природы. Диалогическая модель базируется на глубоком уважении жизни, ориентирует человека на установление взаимопонимания и гармонического соединения с природой.

 

 



Просмотров 1416

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!