![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Гигиеническое обучение и воспитание населения: задачи, принципы, методы и средства. Понятие о центрах медицинской профилактики
Гигиеническое воспитание – это комплексная просветительная, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на формирование сознательного и ответственного поведения человека в целях улучшения, сохранения, восстановления здоровья и трудоспособности, формирование гигиенической культуры, позитивных в отношении здоровья стилей жизни, ЗОЖ общества в целом.
В основе работы по гигиеническому обучению и воспитанию лежат следующие принципы:
1. Государственный характер – государство финансирует деятельность учреждений по гигиеническому обучению и воспитанию населения, обеспечивает развитие материально-технической базы, подготовку кадров, правовую основу деятельности учреждений службы. 2. Научность – соответствие медицинских и гигиенических знаний современному состоянию науки и практики. 3. Массовость – участие всех мед. работников, вовлечение специалистов других ведомств и общественных организаций. 4. Доступность – при изложении материала нужно избегать непонятных медицинских терминов, речь должна быть доступна для понимания. 5. Целенаправленность – работу следует проводить по выбранному направлению дифференцированно с учетом различных групп населения. 6. Оптимистичность – для достижения эффекта важно подчеркивать возможность успешной борьбы с заболеваниями. 7. Актуальность – выбор направления работы должен быть актуальным в данный момент времени. Методы гигиенического обучения и воспитания: · Методы индивидуального воздействия – это личная беседа, индивидуальный инструктаж, индивидуальная консультация, телефонная служба, личная корреспонденция. Самым доступным является индивидуальное воздействие. Каждый врач во время приема пациента проводит консультационную работу, рассказывая об особенностях заболевания, о лечении и профилактике. Эта работа наиболее эффективна и индивидуальна, так как сам пациент заинтересован и ориентирован на здоровье. Однако, данный метод наиболее трудоемкий. · Метод воздействия на группу. Эффективность определяется однородностью интересов группы, наличием обратной связи, возможностью широкого использования практического обучения, наглядных и печатных средств информации; передача информации, как правило, односторонняя. К ним относятся: лекция, групповая беседа, дискуссия, курсовое гигиеническое обучение, курсовая гигиеническая подготовка. · Методы массовой коммуникации направлены на формирование общественного мнения в отношении здоровья. Оценка эффективности затруднена, поскольку отсутствует полный контакт и не обеспечивается создание устойчивой системы знаний. Это – СМИ (телевидение, радио, печать, интернет), форум, выставка. Для реализации методов гигиенического воспитания используются многочисленные средства. · Демонстрационные и обучающие средства: - натуральные предметы (спортивный и гимнастический инвентарь, целебные травы, продукты питания) - искусственные предметы (муляжи, модели) - обучающие и проверочные технические средства - учебная панель, автоматический справочный информатор. 2. Речевые и изобразительные средства: лекция, памятка, книги, журналы, газеты, плакат, листовка, брошюра, картинки для раскрашивания для детей. 3. Аудиовизуальные средства: кинофильмы, слайды, видеозапись,плакат. 4. Малые формы: наклейки, аппликации, почтовые марки, календари. 5. Символы гигиенического воспитания – условные изобразительные знаки, которые используются при проведении массовых кампаний. С учетом способов передачи информации выделяют методы: · Устной пропаганды · Печатной · Изобразительной · Комбинация этих методов.
В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» согласно Приказу Минздрава России с 1.12.2009 в России организованы и работают центры здоровья. Создание ЦЗ – это новое направление профилактической работы. ЦЗ рассчитаны на здорового человека, повышение уровня его знаний и практических навыков по ведению здорового образа жизни. В эти центры можно обратиться за консультацией, пройти первичную диагностику на факторы риска и получить рекомендации по формированию ЗОЖ. Структура ЦЗ утверждается руководителем ЛПУ, в составе которого организован центр. В структуру ЦЗ рекомендуется включать: - кабинеты врачей, прошедших тематическое усовершенствование по формированию ЗОЖ и медицинской профилактике - кабинет медицинской профилактики - кабинет тестирования на аппаратно-программном комплексе - кабинеты инструментального и лабораторного обследования - кабинет ЛФК - школы здоровья. Главный принцип работы ЦЗ – использование экспресс методов диагностики. Комплексное обследование включает: - измерение роста и веса -оценка уровня психофизиологического и соматического здоровья - скрининг сердца компьютеризированный -ангиологический скрининг с измерением САД - экспресс-анализ для определения общего холестерина и глюкозы в крови - оценка дыхательной системы - осмотр врача. В конце обследования врач дает прогноз состояния здоровья, проводит беседу по ЗОЖ, составляет индивидуальную программу по ЗОЖ. Если выявляется подозрение на какое-либо заболевание, врач рекомендует обратиться в ЛПУ к соответствующему врачу-специалисту для определения дальнейшей тактики наблюдения и лечения. ЦЗ создается из расчета: 1 на 200 000 населения.
![]() |