![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Проектирование выставочных комплексов, галерей и залов
При проектировании выставочных комплексов, галерей и залов следует помнить, что это не просто строительные объекты, а лицо страны. Поэтому уровень строительства экспоцентров – показатель гуманитарного и индустриального развития страны. Проектирование выставочных комплексов, галерей и залов должно учитывать ряд требований, предъявляемых к такому виду сооружений во всем мире. К ним относят: · Наличие въездных групп, позволяющих доставлять крупногабаритные грузы непосредственно в выставочные залы. · Продуманную инфраструктуру (конгресс-холл, стационарные конференц-залы, помещения для хранения ценных вещей, комнаты для переговоров, ресторан быстрого питания, гардеробные и туалетные комнаты, системы кондиционирования). · Дизайн и архитектурные решения, которые могли бы удовлетворить организаторов выставок самых различных направлений. · Возможность деления зала мобильными перегородками для проведения сразу нескольких мероприятий. · Способность пола выдерживать сверхвысокие нагрузки. · Высокие потолки, дающие возможность разгружать мощными автокранами крупногабаритные экспонаты прямо в павильонах и строить многоэтажные выставочные стенды. · Систему коммуникаций (электро- и водоснабжение, канализация, интернет, беспроводные системы связи, телефон). Существующая мировая практика проектирования выставочных комплексов, галерей и залов дифференцирует приемы архитектурной композиции по четырем системам застройки: · централизованной (все помещения сосредоточены в одном сооружении); · блочной (сооружения разного предназначения представляют собой отдельные блоки); · павильонной (основные группы сооружений размещаются в отдельных строениях); · смешанной (возможно сочетание различных систем)
6.1. Градостроительное решение выставочных территорий При выборе территории выставки большое значение придается расположению ее в городе, наличию хороших внешних связей с центром города и его районами, решению транспортных проблем, пропускной способности магистралей, ландшафтным качествам территории. В результате оценки комплекса факторов выбирается местоположение выставки: в городском центре, на периферии с учетом развития города или за его пределами как самостоятельный организм.
Решение генплана выставки определяется размерами и очертанием территории, границами парковых зон, озеленения и акватории, инфраструктурой- сетью пешеходных и транспортных коммуникаций и интенсивностью использования земли под застройку. Проектирование включает разработку схемы функционального зонирования территории с выделением центральной и тематических зон. Помимо площади, отводимой под застройку комплекса, предусматриваются площади для открытой экспозиции. Определяются пути движения посетителей, разрабатывается система озеленения и обводнения, выделяются резервные площади для дальнейшего развития выставки, паркинги, пешеходные площади, рассчитанные на крупные массы посетителей, хозяйственный двор. Для современных комплексов характерны рассредоточенные входы и индивидуальные маршруты но отдельным разделам.
6.2. Принципы проектирования выставочного здания В структуре выставочного павильона содержатся те же основные группы помещений, что и в музейных зданиях: помещения, обслуживающие посетителей, экспозиционная зона, административные и служебные помещения. Хранилища в выставочных зданиях небольшой емкости и не играют той роли, которая принадлежит фондам в музеях. В вестибюльную группу входят: гардероб (в ряде случаев), экскурсионное бюро, киоски, информационный центр, туалеты. Вблизи вестибюля располагаются места отдыха и буфеты. Конференц-блок для культурно-просветительной работы нередко размещается в отдельном объеме и с самостоятельным входом. Группа административных помещений (приемная, дирекция, сектор массовой работы, служебные помещения и общественные организации) проектируется компактно и обязательно с естественным светом. Служебная зона включает кухню при кафе, пункт технического обслуживания, помещения инженерного оборудования и комнаты обслуживающего персонала. Для приема экспонатов делается специальный вход, связанный с выставочными залами. Обслуживающие помещения по площади составляют примерно треть от экспозиционной площади.
6.3. Функциональные взаимосвязи групп помещений Объемно-планировочные решения постоянно действующих выставочных павильонов должны обеспечивать возможность изменения тематики (универсальное использование пространства) и числа экспозиций (гибкая внутренняя планировка), а также расширения здания (в том числе путем достройки блоков или модулей). Планировка выставочного здания должна отвечать тематическому плану, характеру экспонатов и замыслу экспозиционного показа, обладать рациональной организацией, четким функциональным зонированием и обеспечивать простоту ориентации посетителей. График движения определяется взаимосвязью помещений и предусматривает обход экспонатов в порядке логического построения. Для ориентации движения посетителей используются средства визуальной информации, а также «визуальная эстафета» от крупного экспоната к следующему важному экспонату.
6.4. Принципы организации экспозиции Выставки отличаются конкретными целями, содержанием и составом экспонатов. Задача архитектора предположить оптимальное функциональное построение и активно содействовать восприятию посетителями многочисленных и разнообразных экспонатов. Выставочную экспозицию посетитель воспринимает быстрее, нежели музейную, с меньшей затратой времени и усилий. В выставочных экспозициях применяют динамические средства показа: телеэкраны, полиэкраны, диафильмы с дикторским текстом и звуковым сопровождением и кинофильмы, для демонстрации которых на экспозиционной площади выгораживаются импровизированные залы. Применение таких методов способствует более полному „ раскрытию содержания экспозиции. В зависимости от характера экспонатов различают методы их показа. Объемные экспонаты-натурные, статические или действующие модели для лучшего обозрения размещают на разных уровнях.
Принцип функционально-свободного внутреннего пространства предопределяет конструктивную задачу максимального сокращения числа промежуточных опор в большепролетных зданиях. На архитектурную выразительность павильонов влияет выбор ограждающих конструкций, материал которых назначается из условий изоляции экспозиционного пространства от влияния внешней среды. Высота павильонов строго не регламентируется и определяется скорее общим замыслом, нежели габаритами экспонатов. Исключение составляют выставки крупных машин и строительных механизмов. Высота экспозиционных помещений колеблется от 4-5 до 9-12 и более м. Для обслуживающих помещений применим планировочный модуль 6x6м при минимальной высоте 3,3 м. 6.5. Освещение Экспонаты должны размещаться и освещаться наиболее благоприятно и с учетом того .обстоятельства, что до 80% информации посетитель выставки получает посредством зрительного восприятия, причем наиболее активной зоной по высоте в вертикальной плоскости служит зона между отметками 0,8-0,9 и 2,5 м от уровня пола, вертикальный угол зрения - 27°, а горизонтальный - 50-55°. Исходя из этих параметров устанавливаются оптимальные размеры проходов по ширине при односторонней экспозиции плоских предметов - 5 м, при двусторонней - 9 м, а при размещении между ними объемных объектов экспозиции - 24 м. График движения посетителей и построение экспозиции при расположении в одном уровне строится слева направо, в нескольких уровнях - сверху вниз и слева направо с исключением встречного движения посетителей. Экспозиция организуется наиболее часто по анфиладному признаку с прямолинейным или кольцевым графиком движения, который направляется выгородками из щитов и экспозиционных стендов. В отличие от всех ранее рассмотренных зданий в выставочных помещениях допускается применение естественного, смешанного или искусственного освещения. Естественное освещение проектируют верхним (полным, центральным, периферийным - прямым или направленным) или боковым (односторонним и двухсторонним с высоким или низким расположением остекления). Области целесообразного применения каждого типа освещения в зависимости от типа экспонатов указаны в табл. Для искусственного освещения применяют системы общего равномерного рассеянного освещения, периметрального (вдоль экспозиции), софитного, направленного на экспонаты. Дополнительно применяют боковое освещение от светильников, укрепленных на стенах или перегородках, и, наконец, местное для подсветки художественных экспонатов. Источники искусственного освещения проектируют, как правило, скрытыми, размещая их за строительными элементами (карнизами, плафонами), а при невозможности такого размещения снабжают отражателями и рассеивателями. Искусственная освещенность отдельных экспонатов меняется в зависимости от их светлоты, но характеристика насыщения светом всего пространства зала на уровне 1,5 м от пола должна составлять не менее 150 лк. Таблица Области применения различных видов естественного освещения
![]() |