Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 



Понятие и задачи организационной культуры



Основное содержание организационной культуры

По мнению одного из крупнейших американских исследователей Э.Шейна, «Корпоративная культура – это комплекс базовых предположений, изобретенный, обнаруженный или разработанный группой для того, чтобы научиться справляться с проблемами внешней адаптации и внутренней интеграции»

В связи с тем, что корпоративная культура относительно недавно стала объектом усиленного внимания, существуют различные подходы к определению ее понятия и содержания.

В целом, культура (cultura — облагораживание) выступает как качественное состояние социальных явлений (духовных и материальных), возникающих в обществе, которое не встре­чается в природе и регулируется биологическими инстинкта­ми.

Российский исследователь А.И. Кочеткова считает, считает, что «Корпоративная культура – это система общепринятых в организации культурно-этических, моральных и других постулатов в отношении целей, дела и общения, которые отличают данную организацию от других».

В этих и других определениях можно выделить три взаимосвязанных и взаимозависимых структурных направлений корпоративной культуры: во-первых, это базовые постулаты о мире, реальности, взаимоотношениях, человеческой природе и т.п., которых придерживаются члены данной организации, создавая определенный микроклимат. Во-вторых, это ценности, поведенческие нормы, культурно-этические, моральные и другие взаимоотношения, которые, формируются руководством, осознаются и разделяются всеми членами коллектива. Они базируются на разработанных в организации философии, миссии, кодексе поведения, правилах внутреннего распорядка, различных инструкциях и положениях; ориентируют сотрудников в том, что можно считать допустимым или недопустимым. В-третьих, это внешние атрибуты, определяющие уровень корпоративной культуры: символика, брэнды, фирменный стиль одежды, определенные ритуалы и церемонии и т.п.

При этом система культурных взаимодействий может стро­иться: а) добровольно, б) вынужденно, в) навязываться прину­дительно.

Культура и экономика являются взаимосвязанными: культу­ра как бы создает единый язык, универсальные способы общения в производственной организации, закрепляет формы организа­ционных структур и системы управления, делая их более воспри­имчивыми к культурным традициям, ментальности и общим «пра­вилам игры» в рыночной экономике. высокого массового потребления, наилучшим образом отвечающего основным человеческим потребностям.

Новая корпоративная философия основана на морально-этических ценностях солидарности, самоконтроля и культуре качества. Она порождает новый стиль управления, который приносит удовлетворение и служащим, и обслуживае­мым. При этом акцент переносится с производственных процес­сов на мотивации, стимулы и коммуникации работников: успе­ха добиваются те организации, философия которых очевидна как их персоналу, так и общественности (потребителям). Поэтому в корпоративной философии должны иметь место:

· декларация о миссии — краткое описание целей, стратегий, ценностей, являющихся для корпорации приоритетными;

· определение социальной ответственности — значимость де­ятельности корпорации в социальном аспекте;

· приоритет принципов работы над доходами;

· политика удержания кадров и раскрытия их профессиональ­ного потенциала;

· приоритет принципа правды, знания и полной информиро­ванности в отношениях с общественностью (внутри и вне) корпорации.

На основе корпоративной философии в процессе совместного труда между работниками (персоналом) складываются корпоратив­ные отношения, которые характеризуются единством ценностей, норм, правил, ритуалов поведения и общения. Они предстают как внутри и внеорганизационные отношения управляющих и управ­ляемых по вертикали (субординация, подчинение и т.п.), взаимо­действия между работниками по горизонтали (коллеги, различные должности вне команды и т.п.) и взаимоотношения работников с об­щественностью (общественное мнение). Данные отношения базиру­ются на доктрине «человеческих отношений», Философия организации. Основатель или руководитель свои принципиальные представления о том, какой должна быть организация и как она должна работать, оформляет в виде ее философии. Философия организации – это не что иное, как концентрированное выражение ключевых ценностей, определяющих характер и принципы деятельности предприятия. Так, философия компании «ИМБ», основанной Т.Уотсоном, проста и лаконична [7].

1. Личность заслуживает уважения;

2. Покупателю самое лучшее обслуживание;

3. Следует непрерывно стремиться к совершенству и высшим показателям.

Отношение к этим принципам компании исполнено такого благоговения, что оно непосредственно сказывается на любых начинаниях «ИМБ». Как отмечает Бак Роджерс, бывший вице-президент «ИМБ» по маркетингу: «Думаю, что каждый, кому доведется познакомиться с историей «ИБМ», согласится с тем, что философия Уотсона делает для успеха компании больше, чем ее технологические новшества, искусство маркетинга и финансовые ресурсы».

Философия становится жизненной, когда она пронизывает корпорацию сверху донизу и разделяется персона­лом на всех уровнях. Тогда она имеет преимущества в эффек­тивности, качестве и конкурентоспособности, так как работники той организации, где принята корпоративная философия:

1. Понимают проблемы корпорации;

2. Чувствуют себя принадлежащими к ней;

3. Уверены, что их личные интересы неразрывно связаны с ус­пехом фирмы и других лиц;

4. Готовы принять более широкую ответственность, помогая преодолевать препятствия;

5. Быстро откликаются на предоставляющиеся возможности.

В результате, каждодневной приверженности корпоративной философии, когда она становится частью мировоззрения и куль­туры всех работников, формируется фирменный стиль, позитив­ная репутация и имидж корпорации.

 

Корпоративная культура становится атрибутом современной кор­порации, обретает функциональную направленность, которая пред­определяет, совпадение ценностей ее и работника, качественное улучшение их совместной жизнедеятельности. Корпоративная культура, обеспечивает:

1. Формирование морально-этических ценностей корпорации, побуждающих потенциал интел­лектуальной и духовной энергии человеческих ресурсов на эф­фективную реализацию ее миссии.

2. Упрочение связей работников с ру­ководством корпорации, чувства общности всех уровней работников вокруг ценностей, норм, традиций и повы­шение их ответственности за качество деятельности.

3. Организацию работы и распоряжение человеческими ре­сурсами таким образом, чтобы деятельность корпорации обеспе­чивала высокую мобильность, обогащение, социальную защиту тех, кто в ней работает.

4. Создание фирменного стиля, направленного на развитие культуры качества, процветание корпорации, стимулирования удовлетворенности трудом работников и повышение социального вклада в общество.

5. Завоевание благожелательного отношения со стороны об­щественности, находящейся вовне корпорации.

Очень многие практики и теоретики, говоря о корпоративной культуре, делают упор на ее внешнюю сторону — на порядки, традиции, на организационную символику. При этом недооценивается тот факт, что носителями корпоративной культуры являются люди, работаю­щие в организации.

       
   
Действия и поведение работников в конкретных ситуациях  
 
 

 

 


Рис.1 Составляющие корпоративной культуры

 

Ядром корпоративной культуры являются ценности, в большей или меньшей степени, разделяемые всеми чле­нами организации. Ценности могут быть как позитивными, ориентирующими лю­дей на такие образцы поведения, которые поддерживают достижение организаци­онных целей, так и негативными, которые отрицательно влияют на организацион­ную эффективность (табл. 2).

Таблица 3. Позитивные и негативные ценности

Позитивные ценности Негативные ценности
Работа может быть выполнена только на отлично Начальству доверять нельзя можно только друзьям
В споре рождается истина Ты начальник – я дурак, я начальник – ты дурак
Интересы потребителя превыше всего Не высовывайся
Успех компании – это мой успех Хорошо работать – это не самое главное в жизни
Настрой на взаимопомощь и поддерживание хороших отношений с товарищами по работе Покупатели (клиенты) – случайные люди, они доставляют только неудобства и мешают нашей работе
Не конкуренция, а сотрудничество в работе на общую цель Всю работу не переделать

 

Система отношений, лежащая в осно­ве корпоративной культуры, — это те важнейшие отношения, которые форми­руют и определяют поведенческие нор­мы и рабочее поведение членов органи­зации. Это, например, такие отношения, как отношение руководства к работникам, отношение работников к руководству, отношение персонала к работе, отноше­ние работников к клиентам и т.п.

Поведенческой нормы — это те требо­вания (как зафиксированные в документах, так и негласные) к поведению работников, которые воспринимаются ими как некий свод правил, определяющих, каким долж­но быть "правильное", "должное" поведение членов организации в тех или иных стан­дартных ситуациях. Например, бе­зоговорочное исполнение приказов и рас­поряжений руководства, помощь и сотруд­ничество в командной работе и т.п.

Для построения корпоративной культуры, ко­торая поддерживала бы стратегию орга­низационного развития, руководство должно предпринять ряд шагов. Можно выделить следующие основные этапы работы по формированию корпоративной культуры (рис. 2).

 

 

 
 

 

 


Рис. 2 Этапы формирования корпоративной (организационной) культуры

 

Повышенный интерес деловых кругов и управленческой науки к вопросам корпоративной культуры не случаен и вызван отнюдь не данью моде. Пронизывая все уровни организации, культура влияет как на ее внутреннюю жизнь, так и на положение во внешнем экономическом пространстве. Она может играть решающую роль в мобилизации всех возможностей компании, но может выступать и мощным тормозом на пути к достижению целей.

 



Просмотров 894

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!