![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Современный управленческий поход к формированию группового поведения
Наиболее частым причинами, которые заставляют людей объединяться в группы, являются следующие их потребности: − достижение социальных, экономических и других целей; − усиление власти; обеспечение безопасности; − формирование личности; − самоуважение; − равноправное участие и помощь в совместной деятельности; − удовлетворение социальных потребностей; − получение определенного общественного статуса. Объединяясь в группы, люди чувствуют себя сильнее и увереннее перед лицом трудностей и препятствий. Кроме того, принадлежность к определенной группе, например к профессиональной ассоциации, может обеспечить ее члену престижное положение в обществе, в коллективе, среди друзей и родственников. При этом одновременно будет удовлетворять и потребность в самоуважении. Объединение в группы может также увеличить власть ее членов: то. Обычно, объединяясь в группы, люди удовлетворяют не одну, а сразу несколько насущных потребностей. Например, объединяясь в профессиональные союзы, работники одновременно могут удовлетворять свои потребности в защите прав и социальных гарантий, усилении своей власти для достижения конкретных целей, таких, как улучшение условий труда на предприятии, а также потребности в самоуважении и общении. В группе люди: • взаимодействуют; • имеют общую цель; • знают друг о друге. Группа - это любая совокупность людей, которые воспринимают себя как группу с некоторой целью.. Группы обычно стремятся быть небольшими по размеру и часто вырабатывают свой собственный признак, который может быть отражен в названии, территории, ритуалах и т. п. Некоторые группы могут возникать и для выполнения других, менее формальных задач (некоторые из них могут не содействовать достижению целей организации). Назначение групп в организации § для распределения работы; § для осуществления управления и контроля за работой; § для решения проблем и принятия решений; § для обработки информации; § для сбора идей и информации; § для проверки и ратификации решений; § для осуществления координации и связи; § для поднятия чувства ответственности и причастности к делам; § для ведения переговоров или разрешения конфликтной ситуации; § для проведения расследований или наведения справок о прошлой деятельности. Классификация групп
Существуют разные критерии, по которым классифицируют группы. Например, в зависимости от характера совместной деятельности они могут быть производственные, учебные, семейные и т. п.; в зависимости от длительности существования - постоянные или временные и т.д. Однако большинство ученых в основу типологии групп берут наиболее общий критерий − принцип их создания. Одни группы создаются директивно по воле руководства организации для выполнения ее целей, другие − добровольно самими работниками для удовлетворения своих различных потребностей. Первые называютформальными, вторые− неформальными. Формальные группы бывают двух типов: административные и оперативные. Кадминистративным относятся группы, предусмотренные организационной структурой: отделы, участки и т.д. Оперативные включают рабочих и служащих, которые вместе выполняют какое - либо задание или проект. К такому типу относится, например, команда. Неформальные группы также делятся на два вида: группы по интересам и группы на основе дружбы. Примером первого типа могут служить объединения людей на основе стремления к саморазвитию, повышению своего профессионального мастерства или коллекционеры. Источником формирования групп второго типа являются симпатии друг к другу и сходство личностных ценностей иустановок. Формальные и неформальные группыимеют многообщего. Во-первых, и те, и другие проходят похожие стадии развития. Во-вторых, они одинаково организованы − у них есть иерархии, лидеры, роли, нормы (правила), статус, размер. В-третьих, групповой динамике тех и других свойственны одинаковые характеристики: сплоченность и конфликты. Вместе с тем между формальными и неформальными группами существуют принципиальные различия. Наиболее важными из них Джон В. Ньюстром и Кейт Дэвис считают следующие(табл. 8). Таблица 1
Как видно из табл.8, в неформальных группах основную роль играют члены групп и их взаимоотношения, в формальных же — официальные роли в соответствии с их должностными правами и обязанностями. Неформальная власть, таким образом, обращается к человеку как к личности и, следовательно, носит личностный характер; формальная— как к должностному лицу, она устанавливается официально. Власть эту лидер неформальной группы получает от товарищей по работе, формальный — от руководства организации. Поведение в неформальной группе регламентируется групповыми санкциями, в формальной — правилами и должностными инструкциями. Наконец в неформальной группе в качестве методов воздействия на управление поведением служат групповые санкции, в формальной — награждения и штрафы Все эти различия способствуют созданию в неформальных группах особых межличностных отношений, которые оказывают порою более сильное влияние на поведение работников, чем административная власть. Поэтому, хотя неформальные группы создаются не по воле руководства, каждый менеджер должен считаться с ними. От того, как взаимодействуют неформальные группы с формальными, зависит, в конечном счете, эффективность организации. Неформальные группы имеют много своих достоинств. Они облегчают управленческую нагрузку менеджмента: если член такой группы разделяют цели организации, то сами осуществляют контроль.Неформальные группы способствуют сотрудничеству и кооперации, получения удовлетворения от труда, служат своего рода клапаном для выхода эмоций работников, улучшают коммуникации в организации. Использование всех этих возможностей для повышения эффективности организации − прямая обязанность менеджмента. Существует ряд проверенных на практике правил, которых должен придерживаться в своей работе с неформальными группами менеджер. Суть их сводится к тому, чтобы: 1. Признать существование неформальной группы и осознать, что ее подавление повлечет за собой ослабление организации. 2. Выслушать мнение членов и лидеров неформальных групп, чтобы знать их настроение. 3. Перед тем, как предпринимать какие−либо действия, просчитывать их возможные последствия для неформальной группы. 4. Для ослабления сопротивления изменениям в организации со стороны неформальной группы привлекать ее членов к принятию управленческих решений. 5. Своевременно выдавать работникам точную информацию, препятствия тем самым распространению слухов. В зависимости от степени близости членов группы различают первичные и вторичные группы. Первичные группы выполняют функцию посредника между индивидом и обществом. Каждый индивид испытывает потребность в такой группе, вне зависимости от преследуемых им социальных целей, отношения носят личностный интимный неформальный характер.. Вторичные группы − социальные контакты и отношения носят безличный характер. Направлены в основном на достижение общих целей распадайся при отсутствии таковых. Для предпринимательской деятельности большое значение имеет классификация групп по численному составу, которая характеризуется понятием «большая» и «малая» группы. Численность малой группы составляет от 2 до 30 человек, и общественные отношения в ней выступают в форме непосредственных личных контактов. Наименьшими группами являются диады (два человека) и триады (три). Последние подпадают под особое внимание исследователей в связи со специфическими отношениями между их участниками. Диады строятся на примерном равенстве отношений, обмене и взаимности. Триада − первая ступень социального структурирования, где возникает эффект большинства, способного диктовать свою волю меньшинству. В качестве примеров малых групп могут рассматриваться семья, друзья, бригада, отдел. Малая группа всегда является элементом большой группы. Малые группы отличаются неориентированными на групповые цели действия и высоким уровнем социального контроля и конформизма к групповым нормам В отношении малых групп отмечаются следующие некоторые закономерности: 1. Размер группы (в пределах указанного выше) варьируется в зависимости от деятельности. 2. Если малая группа превышает верхний предел численности, то распадается на новые малые группы. Средняя численность 7-8 человек. 3. Малым группам, как правило, свойствен стабильный состав за счет повышенного внимания к индивидуальным характеристикам участников. 4. В малой группе заметна ее внутренняя структура. 5. Число межличностных связей внутри группы увеличивается в геометрической прогрессии при арифметическом возрастании числа членов группы. 6. Уменьшение состава усиливает силу взаимодействия и наоборот. 7. По оценке Г. Зиммеля, рост численности групп ведет к усилению индивидуальности ее членов с уменьшением сплоченности и единства между ними. Большие группы — это классы, нации, народности, коллективы организаций. В больших группах отношения людей безличны, так как общение каждого с каждым носит случайный и поверхностный характер, а часто вообще не происходит. Большая группа всегда вторичная. Большие группы предполагают следующее: • рациональные целеориентированные действия; • организационный контроль; • конформизм к политике активной части группы. Кроме рассмотренных объективных различий, группам присуща и субъективная дифференциация. К таким субъективно распознаваемым разновидностям групп относятся: референтная, ингруппа и аутгруппа. Референтная группа[1] — это реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном. Ингруппа — группа или социальная категория, по отношению, к которой индивид испытывает чувство идентичности и принадлежности. Индивид видит членов этой группы как «Мы». Ее антипод — аутгруппа. Встречаются различные варианты отношений к ингругше и аутгруппе, начиная от обычной сдержанности до ослепления любовью или ненавистью.
Типичные примеры внутренней структуры групп включают: круг, змею (цепочку), штурвал (звезду), паутину (сеть). Одной из особенно значимых для исследований и для жизни вообще разновидностей групп являетсятрудовой коллектив. Под ним понимается группа, объединенная совместной общественно полезной деятельностью, опосредующей межличностные отношения. Проще говоря, сотрудники любой организации являют собой трудовой коллектив. Совместная деятельность, − организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство материальных и духовных благ, характеризуется: • пространственным и временным соприсутствием, возможностью контакта, обмена информацией и деятельностью; • единством цели − предвосхищением результата, отвечающего общим интересам; •наличием органов организации и управления; •возникновением межличностных отношений на основе заданных функционально-ролевых взаимодействий и приобретающих впоследствии относительно самостоятельный характер. Соприсутствие способствует развитию межличностных отношений; совместимость целей определяет их характер, групповые нормы и ценности; организация и руководство − формы сотрудничества и взаимной ответственности. По определению А. В. Петровского, коллектив представляет собой группу людей, где межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностно значимым содержанием деятельности.
Общественные нормы- средства регуляции поведения индивидов и групп. В нормах четко просматриваются ответы на вопросы: какое поведение считается приемлемым, допустимым? кто контролирует и оценивает действия и поступки? как происходит перевод норм в эталоны, модели, стандарты, образцы поведения? Установка - готовность, предрасположенность субъекта к действиям и поведению должным образом (в конкретных условиях). На основе принятых установок члены группы поступают надлежащим образом или негативно ведут себя. Установка освобождает человека от необходимости каждый раз принимать решения и преднамеренно контролировать свою деятельность и поведение в повторяющихся стандартных ситуациях. Установки консервативны, устойчивы. В этом их полезная значимость, когда они имеют положительную направленность, а при отрицательной требуется довольно длительная перестройка. Набор ожидаемых поведенческих установок принято называть ролью. Ролевое поведение (от франц. го/е - функция, модель) - совокупность предписаний, требований к работнику, занимающему должностную определенную ступеньку в групповой иерархии. Трудовые роли тесно переплетаются с поведенческими ролями, находят в них свое проявление, т.е. следование принятым обязанностям и правам, стандартам делового общения в данной группе. Ролевое поведение связано с наделением работника правами и обязанностями в соответствии с занимаемым им положением, а не психологическими характеристиками. Иначе говоря, ролевые предписания будут одинаковыми для всех членов группы, стоящих на определенной позиции, т.е. они неличностны. Эффективность группы − степень реализации общих целей группы (с учетом удовлетворения, которое испытывают члены группы от того, что они состоят в группе).
![]() |