Главная
Обратная связь
Дисциплины:
Архитектура (936) Биология (6393) География (744) История (25) Компьютеры (1497) Кулинария (2184) Культура (3938) Литература (5778) Математика (5918) Медицина (9278) Механика (2776) Образование (13883) Политика (26404) Правоведение (321) Психология (56518) Религия (1833) Социология (23400) Спорт (2350) Строительство (17942) Технология (5741) Транспорт (14634) Физика (1043) Философия (440) Финансы (17336) Химия (4931) Экология (6055) Экономика (9200) Электроника (7621)
|
Особенности развития экономической науки в России.(со второй половины 19 - нач. 20 веков)
1. Одной из особенностей экономической мысли в России является органическая связь теоретического анализа с актуальными, как правило, весьма острыми проблемами развития производительных сил, реформирования социально-экономических отношений. Это отличает и самобытную «Книгу о скудости и богатстве» Ивана Тихоновича Посошкова (1652-1726), и программу революционных преобразовании Павла Ивановича Пестеля (1793-1826), и теорию политической экономии трудящихся Николая Гавриловича Чернышевского (1828-1889), и труды буржуазных либералов Ивана Васильевича Вернадского (1821-1884), Александра Ивановича Чупрова (1842-1908), и работы теоретиков социального направления Николая Ивановича Зибера (1844-1888), Михаила Ивановича Туган-Барановского (1865–1919).
2. На протяжении длительного времени в центре внимания российских экономистов оставался крестьянский вопрос, проблема аграрных преобразований. Дискуссии шли о проблемах общинного землевладения, о повышении эффективности сельскохозяйственного труда, о путях вовлечения села в систему рыночных отношений. Вспомним различия в подходах Александра Николаевича Радищева (1749-1802), выступавшего за безусловную отмену крепостного права, и Михаила Михайловича Сперанского (1772-1839), предлагавшего лишь несколько облегчить крепостную зависимость, борьбу приверженцев западных методов преобразований и поклонников самобытного пути, споры сторонников и противников аграрной реформы Петра Аркадьевича Столыпина (1862-1911).
3. В выдвижении и обосновании оригинальных идей активно участвовали не только профессиональные экономисты, но и представители других сфер знания, публицисты, практики. С планами экономических преобразований, проведения денежной реформы выступали государственные деятели и ученые. Сергей Юльевич Витте (1849 – 1915) был не только министром финансов, но и автором теоретических трудов. Он инициатор и проводник нововведений в экономической политике, перевода рубля на «золотую» основу, введения винной монополии. О неизбежной необходимости и полной естественности прошлых и предстоящих постепенных, но решительных перемен в промышленности и сельском хозяйстве, в других видах экономической жизни и управления писал в «Заветных мыслях» Дмитрий Иванович Менделеев (1834–1907). Не были профессионалами в области экономики многие революционные деятели, например энциклопедист и исследователь общественных отношений в деревне, особенностей развития крестьянской общины, первый российский марксист Георгий Валентинович Плеханов (1856–1918).
4. Определенную роль в формировании российской экономической мысли играли представители исторической школы, в том числе авторы исследований и работ по истории экономических учений – В. В. Святловский (1869-1927), А.И. Чупров, М.И.Туган-Барановский. Но «традиция» замалчивания вклада и значимости российских ученых не была преодолена, сохраняется она и сейчас. Такова своеобразная форма «критики», отстранения западной академической науки от публикаций экономистов, как правило отличающихся своей социальной направленностью.
12. Потребности: их сущность, структура и динамика. Экономические блага и ресурсы.
Потребность –это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.
Именно состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные действия и усилия, т.е. осуществлять производственную деятельность. На заре человечества люди удовлетворяли потребности за счет готовых благ природы. В дальнейшем абсолютное большинство потребностей стало удовлетворяться за счет производства благ. Те потребности, которые в готовом виде не встречаются и, для которых необходимо производство называют экономическими потребностями.
Классификации потребностей уделялось большое внимание, начиная ещё с древних времён. По крайней мере, со времён Аристотеля известно их деление на телесные и духовные.
В настоящее время в основу классификации потребностей положены выводы американского психолога и экономиста А. Маслоу. Он считает, что человеческие потребности располагаются в определённой иерархической последовательности в зависимости от их значимости для индивидуума. По А. Маслоу, выделяют пять групп потребностей: физиологические, в безопасности, причастности к коллективу, обществу, признания и самореализации (самовыражении). Такую схему обычно изображают либо в виде треугольной пирамиды, либо лестницы потребностей.
Существуют и другие теории классификации потребностей, в частности теория К. Альдерфера. Он выделяет три группы потребностей: существования, связи и роста, которые соответствуют классификации А.Маслоу и также имеют иерархическую структуру.
Таким образом, классификация потребностей отличается огромным разнообразием и зависит от критерия, который взят за основу деления (табл. 1).
Таблица 1
Критерий
классификации
| Виды потребностей
| 1. В зависимости
от масштабов и структуры производства
| а) Абсолютные (максимальные) потребности – это потребности, которые ориентированы на предельные возможности производства, основанного на последних достижениях науки и техники. Они задают ориентир производству и подлежат удовлетворению в перспективе.
б) Действительные потребности – это потребности, подлежащие удовлетворению в условиях достигнутого уровня производства и НТП. Выступают в форме платёжеспособного спроса.
в) Фактически удовлетворяемые потребности выступают в форме удовлетворения спроса
| 2. По роли в воспроизводстве рабочей силы
| а) Материальные потребности – это потребности человека в пище, одежде, жилище, продолжении рода;
б) Духовные потребности – это потребности в образовании, культуре, отдыхе, творчестве, вере и т.д.;
в) Социальные потребности – это потребности человека реализовать свои способности, занять положение в обществе, продвинуться по службе и т.д.
| 3. По уровню развития общества
| а) Элементарные потребности (физиологические), связаны с обеспечением выживаемости человека как биологического существа (потребности в пище, одежде, жилище);
б) Высшие (социальные) потребности непосредственно связаны с благосостоянием людей. Это потребительские бюджеты людей, денежные сбережения, накопления, наличие собственности, условия и оплата труда, занятость, экологическая безопасность
| 4. По социальной структуре
| а) Потребности общества (государственные, национальные, территориальные) – это потребности в безопасности, охране общественного порядка, правовой защите, сохранении национальной культуры, охране памятников, окружающей среды, поддержании мира;
б) Потребности социальных групп, классов – это потребности людей, объединившихся по общим интересам (шахматисты – в шахматном клубе, любители купания – в бассейне и т.д.);
в) Личные потребности – это потребности отдельных людей во всём том, что необходимо каждому человеку (насыщаемые, менее насыщаемые и не насыщаемые).
| 5. С учётом очерёдности удовлетворения
| а) Первичные (низшие, неэластичные), т.е. потребности человека в еде, питье, одежде, жилье и т.д.;
б) Вторичные (высшие, эластичные), образуемые потребностями, связанными, главным образом, с духовной, интеллектуальной деятельностью человека – потребности в образовании, искусстве, развлечении.
| 6. В зависимости от участия в производственном процессе
| а) Производственные– потребности в средствах производства и рабочей силе;
б) Непроизводственные – за пределами производства (личные, общественные)
| 7. По сроку удовлетворения
| а) Текущие (краткосрочные);
б) Перспективные (долгосрочные)
|
Благо – это средство, с помощью которого удовлетворяются потребности. Способность блага удовлетворять потребность называют полезностью. В рыночной экономике, где экономические блага продаются и покупаются, их называют товарами и услугами (часто просто товарами, продуктами, продукцией).
Классификация благ, как и потребностей, отличается большим разнообразием (табл. 2).
Таблица 2
Критерий классификации
| Виды благ
| 1. По источникам возникновения
| Экономические блага (ограниченные) –это блага, которые являются результатом экономической деятельности
Неэкономические блага (естественные) -даровые, свободно предоставляемые природой, например, воздух, вода, солнечный свет и др.
| 2. По функциональному назначению и роли в воспроизводстве
| Потребительские блага (прямые, или предметы потребления, или низшего порядка) – это блага, предназначенные для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей. Ими являются конечные товары и услуги
Производственные блага (косвенные, или средства производства, или высшего порядка) – это блага, используемые в процессе производства, представленные производственными ресурсами (станками, машинами, оборудованием, зданиями, землей, профессиональными навыками и т.д.)
| 3. В зависимости от количества потребителей
| Общественные блага – это те блага, которыми пользуются все без исключения граждане страны (национальная оборона, законотворчество, общественный порядок).
Частные благапредоставляются только тем, кто за них заплатил (поездка в общественном транспорте, посещение кинотеатра, обед в ресторане и т.д.).
| 4. По роли в потреблении
| Предметы первой необходимости(пища, одежда, жильё и др.)
Предметы не первой необходимости(изделия из драгоценных металлов, картины, яхты и др.)
| 5. По продолжительности использования
| Длительного пользования(здания, сооружения, мебель, бытовая техника станки, машины и т.д.)
Разового пользования (продукты питания, сырьё, топливо)
| 6. По характеру удовлетворения потребностей
| Взаимозаменяемые (субституты)- это блага, которые могут заменять друг друга в удовлетворении одной и той же потребности (нефть и газ как топливо)
Взаимодополняемые (комплементы) – это блага, которые удовлетворяют какую-либо потребность только при совместном использовании (автомобиль и бензин, фотоаппарат и плёнка)
| 7. По сфере производства
| Материальные блага – это естественные дары природы (земля); продукты производства (продукты питания, здания, сооружения, машины, инструменты и т.д.)
Нематериальные блага – это блага, воздействующие на развитие способностей человека; они создаются в непроизводственной сфере: здравоохранении, искусстве, кино, музеях, театрах и т.д.
Материальные услуги связаны с доставкой готовой вещи к потребителю и ее последующим техническим обслуживанием.
Нематериальные услуги представляют собой услуги, не связанные с использованием материальных благ (услуги адвоката, репетитора и др.).
|
|