![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Эволюция отношений собственности за рубежом. Особенности разгосударствления и приватизации в разных странах
Приватизация не только стала ключевым звеном рыночных реформ, проводимых в Восточной Европе, но также характерна и для стран с развитой рыночной экономикой. Например, в странах «большой семерки» во второй половине XX в. приватизация проводилась в Великобритании (1953 и 1981 гг.), в Германии (1959 г.), в Японии (1985 г.), во Франции (1986 г.), а также в США, Италии и Канаде. Проведение приватизации в странах с развитой экономикой является особенностью современного этапа эволюции отношений собственности, одним из проявлений трансформации собственности. Итогом длительного эволюционного процесса развития отношений собственности в западных странах стало то, что сложилась смешанная экономика, состоящая из нескольких укладов (форм хозяйства). Во-первых, устойчивое место в экономике занимает государственный сектор, т.е. сегодня не может быть и речи о «чистом капитализме». Во-вторых, хотя в структуре негосударственного сектора экономики значительную часть занимают единоличные владения (в США – до 70% от общего числа негосударственных предприятий), реальное доминирующее положение занимают формы общей долевой собственности (товарищества и корпорации). В 1980-90-е гг. в развитых странах продолжились процессы трансформации собственности, т.е. смена собственности и ее переход под контроль определенных институтов, приватизация и привлечение к владению наемных рабочих и т.д. Несмотря на некоторые общие черты, трансформация собственности в каждой отдельной стране имеет свою специфику. В США, где невелика доля государственного сектора, основные изменения в отношениях собственности связаны со слияниями, поглощениями и дроблениями корпораций. По этой причине масштабы приватизации в США (в сравнении с другими странами) невелики, а наибольший интерес представляют различные факты привлечения работников к участию в управлении и собственности (иногда называют термином «рабочая собственность»). «Рабочая собственность» – отражение нового подхода к отношениям между наемными работниками и владельцами корпорация: размер пакета акций, принадлежащих персоналу корпораций, постоянно увеличивается. Одновременно увеличивается доля институциональных инвесторов (пенсионных и паевых инвестиционных фондов, страховых компаний и т.д.) в структуре собственности акционерных предприятий. В целом в США сложилось 4 механизма формирования «рабочей собственности»:
Преимуществами участия наемных работников в собственности компании являются следующие:
Приватизация в Великобритании считается беспрецедентной по масштабам и темпам. Ее целью было дать возможность ведущим английским предприятиям привлечь необходимые для развития инвестиции. В ходе приватизации применялись различные схемы, в частности, целенаправленная передача собственности от государства к населению, фрагментация и выделение (продажа производственных единиц поодиночке или группами, а не как единого комплекса), что способствовало созданию конкурентной среды. Широкое распространение получила практика приватизации предприятий их персоналом и администрацией. Для Франции характерной стала последовательная смена двух процессов – национализации и приватизации. Последняя крупная национализация состоялась в начале 1980-х гг., но увеличение государственного сектора не способствовало решению проблем в экономике, и с 1986 г. началась волна приватизации. Распространенным способом ее проведения был выкуп предприятий администрацией и персоналом: за 1989-1992 гг. так было выкуплено около четверти предприятий с числом занятых 500-1000 человек. Таким образом, приватизация в промышленно развитых странах способствовала росту эффективности производства, повышению производительности труда, совершенствованию методов организации производства. Ее итогом стало и то, что возросла численность акционеров на основе привлечения к владению собственностью населения. В целом же приватизация стала одним из наиболее используемых инструментов воздействия на экономику. Поучительный опыт приватизации дают страны Центральной и Восточной Европы, где она имела большую специфику:
Если рассматривать конкретные различия в способах проведения приватизации в разных странах, то можно отметить следующее. В ряде стран (ГДР, Венгрия) использовался вариант продажи предприятий по их фактической рыночной стоимости, причем сложилась практика предварительной подготовки к продаже подлежащих приватизации объектов (придания им «товарного вида») – решались задачи повышения конкурентоспособности, трудоустройства высвобождающихся работников и т.д. Определенное распространение получило бесплатное и уравнительное распределение среди населения купонов, чеков, ваучеров с последующим их обменом на акции приватизируемых предприятий (Чехословакия, Болгария, Румыния, Польша). Положительные стороны такого варианта: известные социальные гарантии (в процесс приватизации вовлечены все граждане, а не только работники конкретного предприятия); быстрота и простота распределения чеков. Недостатками такого способа являются: отсутствие поступлений в бюджет от передачи государственного имущества; не изменяется реальное экономическое положение приватизируемых предприятий, так как они не получают реальных средств, необходимых для развития производства. Наконец, известен из практики опыт приватизации на основе преобразования государственных предприятий в закрытые акционерные общества (Югославия). При таком способе происходило размещение акций только среди работников предприятий со скидкой 30% от номинала плюс 1% за каждый год трудового стажа, причем допускалась рассрочка до 10 лет. Преимуществом такого пути является поступление средств от продажи акций непосредственно на нужды самого предприятия, а недостатком – фактическое отстранение от приватизации других людей, не связанных с данным предприятием. Что же касается российской модели приватизации, то она будет подробно рассмотрена в разделе «Особенности переходной экономики России». В завершение необходимо подчеркнуть, что приватизация не везде и не всегда является единственным способом решения проблем. Устранение монополии государства в экономике не самоцель, а объективный процесс, который должен дополняться другими способами поддержки предпринимательства и развития частной собственности. 27. Экономические интересы: их природа, сущность, структура и противоречия. Национальные экономические интересы России.
Экономический интерес — термин, категория, используемая в экономике, финансах для обозначения стимулов деятельности субъектов экономических отношений, определяя их поведение. Стимулами деятельности экономических субъектов выступают рост стоимости или получения дохода в результате осуществления финансовых операций[4], а также иного участия в хозяйственной деятельности. В процессе экономической деятельности люди взаимодействуют друг с другом, руководствуясь своими интересами. Их интересы представляют сложную систему, затрагивающую, по существу, все отношения в обществе. Первоначально интерес как коммерческий и правовой термин возник в средние века и означал возмещение ущерба. Согласно словарю Брокгауза и Ефрона, издания 1898 г. «Интерес обозначает выгоду или пользу отдельного лица или известной совокупности лиц, противополагаемые выгоде и пользе других лиц». Таким образом, словом «интерес» в конце XIX в. обозначалась выгода для кредитора и стоимость пользования денежными средствами для заёмщика. В системе экономических отношений существует большое многообразие экономических интересов. Каждый интерес имеет своего носителя — субъекта. По субъектам экономические интересы могут быть индивидуальными (личные, частные), групповыми (коллективные), общественными и в конечном итоге общечеловеческими. В последних двух отражаются национальные, государственные, классовые и т. п. интересы. Классифицировать экономические интересы можно и по другим признакам (критериям). Например, по временному признаку можно выделить текущие и перспективные. 28. Товарное хозяйство: условия возникновения, основные черты и типы. Товар и его свойства.
Товарным является хозяйство, в котором необходимые обществу блага производятся отдельными обособленными производителями, каждый из которых специализируется на создании определенного вида блага, вследствие чего происходит регулярный обмен продуктами труда как товарами на рынке. Товар - это предмет или услуги, производимые для продажи, для взаимного эквивалентного обмена между собственниками благ. Товар обладает двумя свойствами. Первое свойство - это потребительная ценность товара, или полезность его. Потребительская ценность это - способность данного товара удовлетворять какую-либо потребность человека, быть нужным для потребителя. Выражением общественной полезности является спрос покупателей на конкретные товары. Второе свойство - это меновая ценность товара. Любой продукт превращается в товар лишь в процессе возмездного эквивалентного обмена ценностями между различными собственниками. Способность разных продуктов обмениваться в определенных количественных соотношениях (пропорциях) есть меновая ценность. Однако товарный обмен формирует важнейшую проблему экономической науки - что лежит в основе соизмерения различных обмениваемых товаров. Торговля предполагает возмездность и эквивалентность обмена. А что может служить показателями эквивалентности при обмене мяса на бензин, одежды на хлеб и пр.? Для ответа на этот вопрос экономическая наука последовательно сформировала трудовую теорию стоимости и теорию предельной стоимости. 29. Рынок: сущность, основные черты, субъекты и функции. Структура рынка. Инфраструктура рынка.
Ры́нок — совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции. Одним из главных критериев рынка является наличие конкуренции[1]. Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть несколько независимых друг от друга покупателей и продавцов. Конкурентными считаются рынки со значительным числом независимых участников. Рынок с одним продавцом и несколькими покупателями называется монополией. Рынок одного покупателя и нескольких продавцов — монопсонией. Это крайности несовершенной конкуренции. К функциям рынка относятся:
Структура рынка — в экономике, конфигурация отраслей в зависимости от количества компаний, производящих идентичные продукты. Разновидности структур рынка:
Рыночная инфраструктура – это система учреждений и организаций, обеспечивающих движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее определяют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка; как совокупность учреждений, организаций государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка; как совокупность институтов рынка, которые обслуживают и обеспечивают движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. 30. Деньги: их возникновение, роль в экономике и основные функции.
Де́ньги — специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.
Экономическая роль денег в рыночной экономике определяются прежде всего огромной экономией ресурсов, которые человечество должно было бы потерять в процессе совершения товарообменных операций. Такого рода издержки (трансакционные издержки) в условиях бартерной экономики велики. Именно деньги являются ускорителем экономического прогресса общества. Они дают возможность обществу экономить издержки выбора ассортимента, количества получаемых благ, времени, места и контрагентов по сделке. Кроме того, существование всеобщего эквивалента в обществе позволяет участникам хозяйственного процесса относительно легко составлять количественные пропорции в товарообменных операциях.
Роль денег в различных моделях экономики состоит в следующем:
![]() |