Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Защита прав потребителя. Консьюмеризм



Консьюмеризм — это движение конечных потребителей в защиту своих прав. Возник в середине 60-х гг. на смену понятия "суверенитет потребителя". Консьюмеризм является продуктом экономической эволюции, переходом от экономики производителей к экономике потребителей.

Наиболее характерные проявления:

  • издание специализированных журналов, газет и других печатных средств;
  • создание и функционирование общественных организаций по защите прав потребителей;
  • организация специальных консультаций для оказания помощи потребителям;
  • создание системы для проведения независимых экспертиз товаров и услуг;
  • разработка и принятие законодательных актов по защите прав потребителей.

В России принят и действует закон "О защите прав потребителей" и созданы организации по защите прав потребителей.

В 1985 г. Генеральной ассамблеей ООН приняты "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей".

Основные права потребителей:

  • право на безопасность, защита против товаров и услуг, опасных для нужд и здоровья;
  • право быть информированным, предоставление информации необходимо для правильного выбора товара;
  • право выбора — предоставление достаточного разнообразия товаров, при наличии конкуренции и ограничении монополизма;
  • право быть услышанным — гарантия тому, что интересы потребителей получат поддержку со стороны предприятия и правительства;
  • право на возмещение ущерба — ответственность перед потребителями за введение в заблуждение, продажу некачественных товаров и неудовлетворительность услуг;
  • право на потребительское образование;
  • право на здоровую окружающую среду.

Защита прав потребителей (иногда консьюмери́зм[источник не указан 112 дней] от англ. consumer — потребитель) — комплекс мер, реализуемых государством и общественными движениями, направленных на регулирование отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных домашних и иных нужд не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности — изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей.

 

 

42. Достоинства и недостатки рыночной экономики. Ограниченность механизма "невидимой руки" рынка. «Провалы рынка».

 

Достоинства и недостатки рыночной системы

Достоинства
• Эффективность распределения ресурсов.
• Наличие свободы выбора у потребителей и у предпринимателей.
• Возможность удовлетворять разнообразные потребности, улучшать качество товаров и услуг.
• Способность быстро и легко адаптироваться к постоянно меняющимся условиям рынка.
• Инициирование внедрения достижений развивающегося научно-технического прогресса.
• Возможность функционирования в некомфортных условиях ограниченной информации.

Недостатки
• Угасающая конкуренция.
• Неравномерно распределяющийся доход.
• Нестабильность развития и не всегда эффективное производство.
• Инфляция и безработица.
• Тенденция к монополизации.
• Невозможность обеспечить фундаментальные научные исследования.

 

 

Невидимая рука рынка - Невидимые силы, с помощью которых стремление обеспечить рациональные личные выгоды приносит социально желательные результаты. Таким образом, отдельная личность, стремясь к собственной выгоде, независимо от её воли и сознания, направляется к достижению экономической выгоды и пользы для всего общества.

Рыночная конкуренция по самой своей природе порождает тенденцию к монополизации. Из массы мелких производителей выделяются наиболее крупные, которые стремятся полностью овладеть рынком. Чтобы предотвратить такое саморазрушение рынка, необходимо на определенном уровне его развития осуществлять за этим процессом целенаправленный контроль.

Механизму невидимой руки рынка присуща также стратегическая слабость, поскольку он ориентирован только на текущий спрос и не улавливает проблем долгосрочного развития экономики. Рыночное хозяйство развивается неравномерно, периоды экономического роста чередуются с кризисами. Интересы экономической эффективности требуют, чтобы эти циклические колебания были максимально сглажены.

Современная гуманистическая культура требует гарантировать всем людям определенный жизненный стандарт независимо от трудового вклада. Рыночный механизм невидимой руки в принципе не справляется с решением этой задачи.

Ограниченность рыночного регулирования может быть частично компенсирована государственным вмешательством в экономику.

 

ПРОВАЛЫ РЫНКА

- неспособность рыночных механизмов удовлетворительно решать важные для общества социально-экономические проблемы, несовершенство рыночных институтов и инструментов; фиаско рыночных отношений, не обеспечивающих рациональное распределение и использование ресурсов, свидетельствующее о необходимости государственного вмешательства в экономику.

Необходимость сочетания рыночного саморегулирования с государственным регулированием рыночной экономики в условиях современности. Различие теоретических взглядов по вопросу о роли государства в современной рыночной экономике и его функциях.

-----------------------------------------------------------------------------------------



Просмотров 1502

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!