Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Развитие творческого потенциала личности педагога-логопеда в педагогической деятельности



Потенциал (от лат. - сила) - в широком словоупотреблении трактуется как средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизированы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели.

Существует множество различных определений понятия творчества.

Большой энциклопедический словарь дает такое обобщающее определение: «Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности».

По мнению американского ученого П. Хилла, «творчество - это успешный полет мысли за пределы неизвестного, оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее». [1 с.10]

Творческий потенциал представляет собой сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Проявившийся в той или иной сфере деятельности «творческий потенциал» представляет собой «творческие способности» личности в конкретном виде деятельности, а также сложное личностно-деятельностное образование, включающее мотивационно-целевой, содержательный, операционно-деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты, отражающие совокупность личностных качеств и способностей, психологических состояний, знаний, умений и навыков, необходимых для достижения высокого уровня его развития. Сам термин часто может употребляться как синоним «творческая личность», «одаренная личность». Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе

творчества.

Е.Г.Кабирова утверждает: «Большое количество изменений, происходящих в жизни нашего общества, настоятельно требует от человека готовности к эффективному использованию своих возможностей в новых условиях их развития. Но человек не всегда оказывается готов к происходящим в обществе изменениям. Для того, чтобы адекватно на них реагировать, он должен активизировать свой творческий потенциал, развивать в себе такие качества, как творческость. Этому должно содействовать современное образование. Творчество предполагает новое видение предмета, новое решение возникающих проблем, готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления, т.е. готовность к самоизменению.» [1 c.11]

Г.Ш.Шайдуллин говорит: «Творческий потенциал ученика зависит от творческого потенциала самого учителя, только творческий учитель может развивать творческих учеников.»

Т.П.Лобова дает определение понятию творческий учитель. Творческий учитель-это тот, который будет интересен коллегам и ученикам. Он должен быть профессионалом своего дела, который не только дает детям знания, но и учит их применять эти знания в жизненных ситуациях, видеть во всем окружающем необычное, ставить перед собой конкретные цели и настойчиво идти к ним.

Я.А.Коменский говорил: «Тот, кто мало знает, малому может и научить".

Однако творчество - это не только знания, это и богатый духовный мир человека. Когда человек умеет отличать добро от зла, важное от второстепенного, находить в себе силы для решения поставленных задач. Это и есть выражение нашей духовности. Это дело каждого человека, думаю, это и есть важнейшее творчество. Ведь творить- это не обязательно создавать картины, что- то материальное . Каждый человек творит свою личность. Но создает ее не в одиночестве, не в пустоте, а общаясь с другими людьми. Богатство творческого учителя в его учениках. [1 c.15]

Творчески работающий педагог:

- новатор, стремящийся постоянно к совершенствованию старых и разработке новых, прогрессивных форм, методов и приемов учебно-воспитательной работы;

- человек, умеющий увидеть новую проблему даже в обычном задании, сформулировать творческую задачу для учащихся, активно включить их в самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность по решению и анализу хода решения этой задачи;

- педагог, который видит свою цель не только в максимальном обогащении своих питомцев системой знаний, умений и навыков, но и в их психическом, умственном развитии, в подготовке их к творческой деятельности.

Обозначенные тенденции ведут к изменению требований к профессиональной компетентности педагога системы специального образования, к процессу его профессионального становления и развития.

Определяя творческий потенциал педагога как выступающую основной реализации педагогом себя в качестве субъекта творческой педагогической деятельности динамическую личностную структуру, они указывают на интеграцию в ней ценностного, когнитивного и деятельностного компонентов. Ценностный компонент связан с мировоззренческой позицией человека, с его личностными приоритетами. Он отражает признание творчества как ценности, жизненной необходимости, принятие образов творческих личностей в качестве ориентиров в судьбе и в профессии.

Когнитивный компонент отражает многоплановость знания, способствующего пониманию и реализации на практике творческой сути педагогической деятельности. В первую очередь это знания о человеке, личности, ее креативности. В структуру названного компонента также входит творчески ориентированный педагогический кругозор. В качестве его показателей выступают: знание педагогических концепций,авторских школ,знание творческого педагогического опыта; глубокое знание и понимание своего предмета; общекультурная эрудиция, знание разнопланового педагогического инструментария. К инструментарию такого рода относят педагогические технологии,средства,формы,методы и т.д. При этом мастерское владение таким инструментарием есть проявление деятельностного компонента. В качестве важнейшей составляющей деятельностного компонента выступают творческие способности педагога ,которые заключаются в генерировании идей, создании нестандартных композиций из стандартных элементов, соединении традиционного и инновационного, аранжировке и детализации высказанных ранее идей и предшествующего опята, способности находить позиции сближения в несхожих явлениях и позиции расхождения в явлениях близких по сути,свободе ассоциаций,быстром реагировании на изменения,видении незнакомого в знакомом, выявлении скрытого смысла, осмыслении и учете многомерности педагогических явлений, плодотворном с позиции творчества использовании актов общения, продуктивном использовании «эффекта зеркал»(отражение творчества педагога в творчестве воспитанника и творчества воспитанника в творчестве педагога),отказе от тупиковых творческих решений и стимулировании нового творческого поиска,рефлексии,совершенной речи.

В концепции профессионально-личностного развития учителя, разработанной Л.М.Митиной,показано,что основной движущей силой профессионального развития учителя является переживание противоречия между Я-отраженным и Я-действующим.Переживание этого противоречия побуждает учителя к поиску новых возможностей самоосуществления,к осознанию тех характеристик собственной личности,деятельности,общения,развитие которых будет способствовать приблежению Я-действующего к Я-отраженному.Соответственно,сам ход профессионального развития учителя состоит в возникновении,преобразовании и смене одних форм профессиональной активности другими-более сложными и высокоорганизованными. Рассматривая профессиональное развитие как динамический и непрерывный процесс самопроектирования личности учителя.

Таким образом, в современных педагогических исследованиях просматривается ореентация на комплексные взаимодополняющие понятия: профессиональная компетенстность,творческий потенциал педагога. Существует отчетливая тенденция рассматривать профессионально-личностное развитие педагога как совершенствование его профессиональной компетентности,высшей степенью которой является реализация творческого потенциала личности.Основу этого процесса составляет ценностно-смысловое содержание «Я-концепции» личности,ее индивидуальная оценка обстоятельств жизнедеятельности и реакции на них.[2]

Список литературы:



Просмотров 2263

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!