Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Развитие творческого потенциала личности педагога-логопеда в педагогической деятельности
Потенциал (от лат. - сила) - в широком словоупотреблении трактуется как средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизированы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели. Существует множество различных определений понятия творчества. Большой энциклопедический словарь дает такое обобщающее определение: «Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности». По мнению американского ученого П. Хилла, «творчество - это успешный полет мысли за пределы неизвестного, оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее». [1 с.10] Творческий потенциал представляет собой сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Проявившийся в той или иной сфере деятельности «творческий потенциал» представляет собой «творческие способности» личности в конкретном виде деятельности, а также сложное личностно-деятельностное образование, включающее мотивационно-целевой, содержательный, операционно-деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты, отражающие совокупность личностных качеств и способностей, психологических состояний, знаний, умений и навыков, необходимых для достижения высокого уровня его развития. Сам термин часто может употребляться как синоним «творческая личность», «одаренная личность». Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества. Е.Г.Кабирова утверждает: «Большое количество изменений, происходящих в жизни нашего общества, настоятельно требует от человека готовности к эффективному использованию своих возможностей в новых условиях их развития. Но человек не всегда оказывается готов к происходящим в обществе изменениям. Для того, чтобы адекватно на них реагировать, он должен активизировать свой творческий потенциал, развивать в себе такие качества, как творческость. Этому должно содействовать современное образование. Творчество предполагает новое видение предмета, новое решение возникающих проблем, готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления, т.е. готовность к самоизменению.» [1 c.11] Г.Ш.Шайдуллин говорит: «Творческий потенциал ученика зависит от творческого потенциала самого учителя, только творческий учитель может развивать творческих учеников.» Т.П.Лобова дает определение понятию творческий учитель. Творческий учитель-это тот, который будет интересен коллегам и ученикам. Он должен быть профессионалом своего дела, который не только дает детям знания, но и учит их применять эти знания в жизненных ситуациях, видеть во всем окружающем необычное, ставить перед собой конкретные цели и настойчиво идти к ним. Я.А.Коменский говорил: «Тот, кто мало знает, малому может и научить". Однако творчество - это не только знания, это и богатый духовный мир человека. Когда человек умеет отличать добро от зла, важное от второстепенного, находить в себе силы для решения поставленных задач. Это и есть выражение нашей духовности. Это дело каждого человека, думаю, это и есть важнейшее творчество. Ведь творить- это не обязательно создавать картины, что- то материальное . Каждый человек творит свою личность. Но создает ее не в одиночестве, не в пустоте, а общаясь с другими людьми. Богатство творческого учителя в его учениках. [1 c.15] Творчески работающий педагог: - новатор, стремящийся постоянно к совершенствованию старых и разработке новых, прогрессивных форм, методов и приемов учебно-воспитательной работы; - человек, умеющий увидеть новую проблему даже в обычном задании, сформулировать творческую задачу для учащихся, активно включить их в самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность по решению и анализу хода решения этой задачи; - педагог, который видит свою цель не только в максимальном обогащении своих питомцев системой знаний, умений и навыков, но и в их психическом, умственном развитии, в подготовке их к творческой деятельности. Обозначенные тенденции ведут к изменению требований к профессиональной компетентности педагога системы специального образования, к процессу его профессионального становления и развития. Определяя творческий потенциал педагога как выступающую основной реализации педагогом себя в качестве субъекта творческой педагогической деятельности динамическую личностную структуру, они указывают на интеграцию в ней ценностного, когнитивного и деятельностного компонентов. Ценностный компонент связан с мировоззренческой позицией человека, с его личностными приоритетами. Он отражает признание творчества как ценности, жизненной необходимости, принятие образов творческих личностей в качестве ориентиров в судьбе и в профессии. Когнитивный компонент отражает многоплановость знания, способствующего пониманию и реализации на практике творческой сути педагогической деятельности. В первую очередь это знания о человеке, личности, ее креативности. В структуру названного компонента также входит творчески ориентированный педагогический кругозор. В качестве его показателей выступают: знание педагогических концепций,авторских школ,знание творческого педагогического опыта; глубокое знание и понимание своего предмета; общекультурная эрудиция, знание разнопланового педагогического инструментария. К инструментарию такого рода относят педагогические технологии,средства,формы,методы и т.д. При этом мастерское владение таким инструментарием есть проявление деятельностного компонента. В качестве важнейшей составляющей деятельностного компонента выступают творческие способности педагога ,которые заключаются в генерировании идей, создании нестандартных композиций из стандартных элементов, соединении традиционного и инновационного, аранжировке и детализации высказанных ранее идей и предшествующего опята, способности находить позиции сближения в несхожих явлениях и позиции расхождения в явлениях близких по сути,свободе ассоциаций,быстром реагировании на изменения,видении незнакомого в знакомом, выявлении скрытого смысла, осмыслении и учете многомерности педагогических явлений, плодотворном с позиции творчества использовании актов общения, продуктивном использовании «эффекта зеркал»(отражение творчества педагога в творчестве воспитанника и творчества воспитанника в творчестве педагога),отказе от тупиковых творческих решений и стимулировании нового творческого поиска,рефлексии,совершенной речи. В концепции профессионально-личностного развития учителя, разработанной Л.М.Митиной,показано,что основной движущей силой профессионального развития учителя является переживание противоречия между Я-отраженным и Я-действующим.Переживание этого противоречия побуждает учителя к поиску новых возможностей самоосуществления,к осознанию тех характеристик собственной личности,деятельности,общения,развитие которых будет способствовать приблежению Я-действующего к Я-отраженному.Соответственно,сам ход профессионального развития учителя состоит в возникновении,преобразовании и смене одних форм профессиональной активности другими-более сложными и высокоорганизованными. Рассматривая профессиональное развитие как динамический и непрерывный процесс самопроектирования личности учителя. Таким образом, в современных педагогических исследованиях просматривается ореентация на комплексные взаимодополняющие понятия: профессиональная компетенстность,творческий потенциал педагога. Существует отчетливая тенденция рассматривать профессионально-личностное развитие педагога как совершенствование его профессиональной компетентности,высшей степенью которой является реализация творческого потенциала личности.Основу этого процесса составляет ценностно-смысловое содержание «Я-концепции» личности,ее индивидуальная оценка обстоятельств жизнедеятельности и реакции на них.[2] Список литературы:
|