![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Региональные соц.-экономические комплексы
Региональный социально-экономический комплекс – сложнаядинамично развивающаяся система, представляющая собой совокупность множества объектов с набором связей между ними,создающих объективную основу жизнедеятельности внутриреспубликанских регионов. Это комплексы, формирование которыхобусловлено совокупностью природных и социально-экономических условий и факторов развития производительныхсил определенных территорий. Регион (от лат. Regionis – область, местность, т.е. конкретнаятерритория) можно определить как часть территории страны соспецифическими условиями (специализация, демография, инфраструктура). Региональная структура экономики рассматриваетсяв двух аспектах: − как территориальное размещение экономики в целом и ееотдельных отраслей; − система внутриреспубликанских регионов с внутреннейструктурой экономики в каждой из них. Основой территориальной структуры является размещениепроизводства, все элементы которого существуют на конкретнойтерритории и находятся с ней в тесной взаимосвязи; любой элемент производительных сил воздействует на территорию и всвою очередь испытывает ее влияние. Территориальная структура тесно связана с отраслевой структурой, отражающей деление экономики на отрасли, подотрасли, видыпроизводства со сложными внутри- и межотраслевыми связями. Каждая отрасль, предприятие или производство размещены в конкретной местности, имеют свою территориальную локализацию.В Беларуси в качестве внутриреспубликанских регионов выступают области и г. Минск, которые существенно различаютсякак по уровню социально-экономического развития, так и поструктуре хозяйства. В каждом из регионов сформировался специфический социально-экономический комплекс. Важной задачей экономического развития регионов следуетсчитать более эффективное использование имеющихся и потенциальных факторов повышения конкурентоспособности: − выгодное географическое положение (Брестская, Гродненская области, г. Минск); − высокий уровень развития производственного и инновационного потенциалов (г.Минск, Витебская, Гомельская, Минскаяобласти); − более благоприятные условия для ведения сельскохозяйственного производства (Гродненская, Брестская, Минская области); − наличие историко-культурной среды и соответствующейинфраструктуры для развития туризма, отдыха, рекреационной деятельности (Брестская, Гродненская, Витебская, Минская области и г. Минск). Региональная политика на современном этапе нацелена намаксимально эффективное использование возможностей регионов с учетом специфики климатических, экономических, человеческих ресурсов. Основные цели — повышение уровня жизни населения, рациональное использование производственного, ресурсного икадрового потенциала регионов, обеспечение устойчивого развития территорий, создание благоприятной среды жизнедеятельности населения независимо от места проживания.
29.Переход к рыночной экономике: задачи, промежуточные итоги. Переходная экономика характеризует промежуточноесостояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается иреформируется, а новая только формируется. Переходный период включает три направления преобразований: − первое – демонтаж старого экономического порядка, с целью ликвидации устаревших экономических структур и механизмов функционирования предшествующей экономическойсистемы, что нередко связаны с возникновением кризисной ситуации в экономике; − второе – становление нового экономического порядка, сцелью создания необходимых условий, способствующих зарождению новых структур и механизмов. − третье – структурная перестройка, целью которой являетсярегулирующее воздействия государства и рыночных механизмовна национальную экономику, приводящие ее структуры в состояние, отвечающее новым стратегическим целям. Период трансформации экономики Беларуси можно разделитьна следующие этапы: 1991 – 1995 гг. – период глубокого затяжного экономическогокризиса; 1996 – 2000 гг. – этап перехода экономики из кризисного состояния к стабилизации функционирования и углубления рыночных отношений; 2001 – 2005 гг. и следующие пятилетия – переход на инновационный путь устойчивого экономического развития. В стране требовалось создать необходимые условия и решитьряд сложных проблем: − ликвидировать негативные последствия экономическогокризиса на первом этапе переходного периода, сохранить и развить научно-технический, инновационный и кадровый потенциалы страны; − обосновать перспективную модель национальной экономики; − создать законодательно-нормативную базу, правовые институты, обеспечивающие развитие рыночных отношений; − либерализировать все виды экономической деятельности,не запрещенные законом, создать благоприятные условия длястановления экономической свободы и конкуренции, развиватьпредпринимательство, малый и средний бизнес; − обеспечить равноправие всех форм собственности; − сформировать развитую систему рыночной инфраструктуры – валютной, фондовой и товарных бирж, а также многообразие финансовых учреждений; − провести структурную перестройку экономики на основеопережающих темпов развития наукоемких ресурсосберегающихэкспортно ориентированных и импортозамещающих отраслей ипроизводств, внедрить прогрессивные технологии и высокопроизводительную технику; − использовать преимущества глобализации для становлениянациональной экономики, увеличения прямых иностранных инвестиций и кредитов; − изменить структуру и усовершенствовать всю систему образования, подготовки и переподготовки рабочих и руководящихкадров, менеджеров и экономистов, способных работать в условиях рыночных отношений; − значительно повысить роль заработной платы как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула его трудовой активности; − разработать и реализовать эффективную систему социальной защиты населения, особенно социально уязвимых слоев игрупп, повысить роль государственных минимальных социальных гарантий и поэтапно приблизить их к бюджету прожиточного минимума, снизить необоснованную дифферентацию группнаселения по уровню доходов; − повысить эффективность методов государственного регулирования экономической деятельности, особенно на начальныхэтапах переходного периода (правовое обеспечение, установле-ние гибких и стимулирующих параметров бюджетно-налоговой,денежно-кредитной, ценовой и антимонопольной политики, активизация внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества с различными финансовыми организациямиЕвропы и мира, решение проблем занятости, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды). Осуществление указанных мер, наряду с другими мерами, позволило, начиная с 1996 г., преодолеть спад производства, достичь положительной динамики макроэкономических процессов,обеспечить ежегодные приросты ВВП, производства промышленной продукции, потребительских товаров. Решение данныхпроблем способствовало интеграции национальной экономикиБеларуси в мировую экономическую систему.
![]() |