Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Региональные соц.-экономические комплексы



Региональный социально-экономический комплекс – сложнаядинамично развивающаяся система, представляющая собой совокупность множества объектов с набором связей между ними,создающих объективную основу жизнедеятельности внутриреспубликанских регионов. Это комплексы, формирование которыхобусловлено совокупностью природных и социально-экономических условий и факторов развития производительныхсил определенных территорий.

Регион (от лат. Regionis – область, местность, т.е. конкретнаятерритория) можно определить как часть территории страны соспецифическими условиями (специализация, демография, инфраструктура). Региональная структура экономики рассматриваетсяв двух аспектах:

− как территориальное размещение экономики в целом и ееотдельных отраслей;

− система внутриреспубликанских регионов с внутреннейструктурой экономики в каждой из них.

Основой территориальной структуры является размещениепроизводства, все элементы которого существуют на конкретнойтерритории и находятся с ней в тесной взаимосвязи; любой элемент производительных сил воздействует на территорию и всвою очередь испытывает ее влияние.

Территориальная структура тесно связана с отраслевой структурой, отражающей деление экономики на отрасли, подотрасли, видыпроизводства со сложными внутри- и межотраслевыми связями.

Каждая отрасль, предприятие или производство размещены в конкретной местности, имеют свою территориальную локализацию.В Беларуси в качестве внутриреспубликанских регионов выступают области и г. Минск, которые существенно различаютсякак по уровню социально-экономического развития, так и поструктуре хозяйства. В каждом из регионов сформировался специфический социально-экономический комплекс.

Важной задачей экономического развития регионов следуетсчитать более эффективное использование имеющихся и потенциальных факторов повышения конкурентоспособности:

− выгодное географическое положение (Брестская, Гродненская области, г. Минск);

− высокий уровень развития производственного и инновационного потенциалов (г.Минск, Витебская, Гомельская, Минскаяобласти);

− более благоприятные условия для ведения сельскохозяйственного производства (Гродненская, Брестская, Минская области);

− наличие историко-культурной среды и соответствующейинфраструктуры для развития туризма, отдыха, рекреационной деятельности (Брестская, Гродненская, Витебская, Минская области и г. Минск).

Региональная политика на современном этапе нацелена намаксимально эффективное использование возможностей регионов с учетом специфики климатических, экономических, человеческих ресурсов.

Основные цели — повышение уровня жизни населения, рациональное использование производственного, ресурсного икадрового потенциала регионов, обеспечение устойчивого развития территорий, создание благоприятной среды жизнедеятельности населения независимо от места проживания.

 

29.Переход к рыночной экономике: задачи, промежуточные итоги.

Переходная экономика характеризует промежуточноесостояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается иреформируется, а новая только формируется.

Переходный период включает три направления преобразований:

− первое – демонтаж старого экономического порядка, с целью ликвидации устаревших экономических структур и механизмов функционирования предшествующей экономическойсистемы, что нередко связаны с возникновением кризисной ситуации в экономике;

− второе – становление нового экономического порядка, сцелью создания необходимых условий, способствующих зарождению новых структур и механизмов.

− третье – структурная перестройка, целью которой являетсярегулирующее воздействия государства и рыночных механизмовна национальную экономику, приводящие ее структуры в состояние, отвечающее новым стратегическим целям.

Период трансформации экономики Беларуси можно разделитьна следующие этапы:

1991 – 1995 гг. – период глубокого затяжного экономическогокризиса;

1996 – 2000 гг. – этап перехода экономики из кризисного состояния к стабилизации функционирования и углубления рыночных отношений;

2001 – 2005 гг. и следующие пятилетия – переход на инновационный путь устойчивого экономического развития.

В стране требовалось создать необходимые условия и решитьряд сложных проблем:

− ликвидировать негативные последствия экономическогокризиса на первом этапе переходного периода, сохранить и развить научно-технический, инновационный и кадровый потенциалы страны;

− обосновать перспективную модель национальной экономики;

− создать законодательно-нормативную базу, правовые институты, обеспечивающие развитие рыночных отношений;

− либерализировать все виды экономической деятельности,не запрещенные законом, создать благоприятные условия длястановления экономической свободы и конкуренции, развиватьпредпринимательство, малый и средний бизнес;

− обеспечить равноправие всех форм собственности;

− сформировать развитую систему рыночной инфраструктуры – валютной, фондовой и товарных бирж, а также многообразие финансовых учреждений;

− провести структурную перестройку экономики на основеопережающих темпов развития наукоемких ресурсосберегающихэкспортно ориентированных и импортозамещающих отраслей ипроизводств, внедрить прогрессивные технологии и высокопроизводительную технику;

− использовать преимущества глобализации для становлениянациональной экономики, увеличения прямых иностранных инвестиций и кредитов;

− изменить структуру и усовершенствовать всю систему образования, подготовки и переподготовки рабочих и руководящихкадров, менеджеров и экономистов, способных работать в условиях рыночных отношений;

− значительно повысить роль заработной платы как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула его трудовой активности;

− разработать и реализовать эффективную систему социальной защиты населения, особенно социально уязвимых слоев игрупп, повысить роль государственных минимальных социальных гарантий и поэтапно приблизить их к бюджету прожиточного минимума, снизить необоснованную дифферентацию группнаселения по уровню доходов;

− повысить эффективность методов государственного регулирования экономической деятельности, особенно на начальныхэтапах переходного периода (правовое обеспечение, установле-ние гибких и стимулирующих параметров бюджетно-налоговой,денежно-кредитной, ценовой и антимонопольной политики, активизация внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества с различными финансовыми организациямиЕвропы и мира, решение проблем занятости, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды).

Осуществление указанных мер, наряду с другими мерами, позволило, начиная с 1996 г., преодолеть спад производства, достичь положительной динамики макроэкономических процессов,обеспечить ежегодные приросты ВВП, производства промышленной продукции, потребительских товаров. Решение данныхпроблем способствовало интеграции национальной экономикиБеларуси в мировую экономическую систему.



Просмотров 791

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!