Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Правовые.2. Административные.3.Экономические



При переходе к рыночной экономике выполняемые государством функции должны постепенно сокращаться, для чего требуется правильно определить цели и приоритеты. За государствомдолжны сохраняться следующие функции:

− эмиссия денег, денежно-кредитное и налогово-бюджетноерегулирование;

− формирование устойчивой макроэкономической ситуации,включая эффективное функционирование финансовых учреждений;

− обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственника;

− обеспечение минимальных социальных стандартов по предоставлению благ и услуг общего пользования;

− поддержка социально-незащищенных групп населения;

− развитие науки, инновационной деятельности и информационных технологий;

−формирование производственной, социальной и экологической инфраструктур общегосударственного значения;

− охрана окружающей среды совершенствование экологических регуляторов;

− проведение активной внешнеэкономической политики, развитие интеграционных связей;

− реализация антимонопольных мер и поддержка конкурентной среды;

− создание правовой базы рыночных отношений, развитиеинституциональной инфраструктуры, разработка и реализациястратегии социально-экономического развития.

Методами государственного регулирования экономики являются:

1) правовые методы, заключающиеся в разработке и реализации законов и нормативных актов, обеспечивающих функционирование рыночного хозяйства, а также дополнительных законодательных актов по обеспечению процессов переходного периода (например, по приватизации госсобственности, поддержкепредпринимательства);

2) административные методы, основанные на силе государственной власти и включающие меры запрета, разрешения,принуждения. Они, как правило, носят обязательный характер иоформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т.п. Например, к мерам запрета и разрешения относятся: лицензирование видов деятельности, квотирование экспорта, импорта (и их отмена). К мерам принуждения относятся:правила, условия, соблюдение которых обязательно для хозяйствующих субъектов (требования охраны труда, экологическиепредписания).

3) экономические методы, заключающиеся в косвенномвоздействии на экономику через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную, налоговую систему. Онивключают: введение или отмена налогов, льготы по налогам, порядок начисления амортизации основных средств, государственный заказ, кредитование на льготных условиях и др.

Государственное регулирование экономики (вмешательство вэкономику) может осуществляться в таких формах, как:

1) прямое вмешательство с помощью административных иправовых методов;

2) косвенное вмешательство с помощью экономических иправовых методов.

Планирование и прогнозирование нац. экономики.

Планирование – это процесс принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор и научную постановку целей, определениесредств и путей их достижения посредством сравнительнойоценки вариантов плана и выбора наиболее эффективного вари-

анта в ожидаемых условиях развития.

Прогнозирование – процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта, а также об альтернативных путяхдостижения целей развития объекта.

Планирование национальной экономики — формагосударственного воздействия на экономику, связанная сразработкой и практическим осуществлением планов,определяющих будущее состояние экономической системы,путей, способов и средств его достижения. Планированиереализуется через систему планов, которые разрабатываются наразличные периоды действия и имеют различные формыпроявления.

С точки зрения временного аспекта планы бывают:

• долгосрочные: планы на период от 15—20 лет;

• среднесрочные: срок 3—5 лет;

• краткосрочные: планы сроком до 1 года.

Выделяют следующие формы планирования:

1) Директивное планирование.

2) Стратегическое планирование.

3) Индикативное планирование.

Прогнозирование национальной экономики — это процессразработки научно обоснованных прогнозов по поводубудущих экономических условий и объектов, тенденций ихразвития, являющийся основой для принятия решенийгосударством.

Программирование социально-экономического развития –метод вмешательства государства в процессы социально-экономического развития, предполагающий разработкуцелевых программ с определением последовательностидействий для достижения запрограммированного результата.

В РБ на различные периоды времени разрабатываютсяследующие документы:

1. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития РБ на 15 лет.

2. Основные направления социально-экономическогоразвития РБ на 10-летний период.

3. Программа социально-экономического развитияРБ на 5 лет.

4. Прогноз социально-экономического развития РБ на краткосрочную перспективу разрабатываетсяежегодно.

Корректировка долгосрочных прогнозов осуществляетсяодин раз в пять лет за один год до начала прогнозируемогопериода.

Директивное планирование – это процесс разработки планов,имеющих силу закона, и обеспечения их выполнения. Элементыдирективного планирования могут быть использованы в рыночной экономике в чрезвычайных ситуациях (кризис, война, депрессия, стихийное бедствие).

Индикативное планирование – это процесс формированиясистемы параметров (индикаторов), характеризующих состояниеи развитие экономики страны, соответствующих государственной социально-экономической политике, и установление мер государственного воздействия на социальные и экономическиеь процессы с целью достижения указанных индикаторов.

Стратегическое– это особый вид планирования, ориентированного, как правило, на долгосрочную перспективу и определяющего стратегические цели социально-экономического развития страны и направления их достижения.

Наиболее распространено в мире индикативное планирование,сочетающее в себе рыночный процесс саморегулирования и регулирующее воздействие государства на социально-экономическую сферу. В качестве индикаторов могут выступать различные показатели, характеризующие динамику, структуру,

эффективность экономики, состояние финансов, рынка товаров,занятость, уровень жизни населения и т.д.

 

 



Просмотров 539

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!