Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Aelig;rkriuiflt: kriuriþon: glæstæpontol



 

и на внутреннюю его поверхность:

Tol

 

Кольцо из Грэймур Хилла, оно же — кольцо из Кингмура (Камберланд). Также золото и чернь; найдено в 1817 году; предпо­ложительно, моложе предыдущего кольца примерно на полстоле­тия (вторая половина IX — начало X века). Также несет две руни­ческие надписи — длинную на внешней и короткую на внутрен­ней поверхностях:

 

Aelig;rkriufltkriurithonglæstæpon

Tol

 

И третье кольцо — из замка Линсток (также Камберланд); происхождение кольца неизвестно, но датировка примерно та же — IX век. Кольцо целиком изготовлено из красновато-желтого агата; руны вырезаны только на внешней поверхности:

 

 

Егу • ri • uf • dol • yri • uri • þol • wles • te • pote • nol

 

Кольца, несомненно, являются магическими артефактами. Тексты на их внешних поверхностях, очевидно, имеющие общее происхождение, не поддаются прямому переводу, однако в них выделяется группа ærkriu (eryriu),известная по ряду англосак­сонских заклинаний для прекращения кровотечения (в них она выглядит как aercri, или аеr crio); вероятно, мы должны рассматривать эту комбинацию литер/звуков как определенное англосак­сонское «волшебное слово». Три руны на внутренней стороне колец из Брэмхэма и из Кингмура являются самостоятельной «рабочей» магической комбинацией, построенной, вероятно, по принципу триадных рунических заклинаний[119].

Однако магия колец этим не ограничивается. Обратим внима­ние, что число рун на внешней стороне брэмхэмского кольца, как и общее число рун кольца из Кингмура, составляет 30, т.е. три раза по 10. Три — сакральное число для Традиции в целом, а десять — специфическое сакральное число рунического Искусства (мы рас­смотрим этот вопрос в следующей главе). О том, что число рун не случайно, говорит использование одной вязаной руны в брэмхэмской надписи, где она введена именно для того, чтобы свести число знаков к нужному.

В надписи на кольце из Линстока не сохраняется этот число­вой смысл (она содержит 31 руну), зато сам текст оказывается сложным образом ритмически структурирован, причём использу­ются и поздние концевые рифмы, и классические для германского стихосложения внутренние аллитерации:

 

Еrу ri uf dol

Yri uri þol

Wles te pote nol

 

Таким образом, данные кольца представляют собой прекрас­ный пример того, как в произведениях древних мастеров-магов сочетается использование сразу нескольких действующих магиче­ских сил: собственно магия рунических знаков, «волшебные слова» и заклинательные комбинации рун, нумерологические соображе­ния и, наконец, ритмическая организация текста.

Ориентировочно в это же время (эпоха викингов) появля­ются волшебные кольца, создаваемые мастером-магом для конкретного человека, имя которого соответственно включает­ся в рунический заклинательный текст. Кольцо этого типа совсем недавно, в конце 1980-х, было найдено в Англии при проведении раскопок на Темзе. Надпись на нем содержит некий знак (вероятно, вязаную руну) и еще восемь рун, послед­ние три из которых трактуются как Ine — известное англосак­сонское мужское имя (в частности, известен король Кента Ине, правивший в конце VII — начале VIII века). Пять рун между первым знаком и именем собственным — f u þ n i — являются, вероятно, заклинательной комбинацией. В целом, такой тип построения рунической надписи на амулете — [последователь­ность рун] + [имя] — сохраняется и в более поздние времена; аналогичное заклинание мы встретим на средневековом «коль­це Абсалона» (см. ниже).

 

 

* * *

Параллельно с руническими кольцами, явно имеющими харак­тер амулетов, материалы археологических исследований и случай­ные находки представляют и артефакты, предназначение которых установить уже невозможно.

На кольце из Уитли Хилл (Дурхэм, Британия), изготовленное из позолоченного серебра и датируемое концом VIII века, в насто­ящее время можно четко прочитать 9 рун, одна из которых — вязаная:

 

Ringichatt

 

Однако исследования показали, что позднейшее декорирова­ние кольца скрыло первую и последнюю руны изначальной над­писи; предположительно, это были руны h и æ. Если это верно, то исходная надпись должна была выглядеть следующим образом:

 

hringichattæ

 

Иногда эту надпись трактуют как hring ic hattæ, однако дать однозначную ее трактовку — равно как и понять, было ли кольцо магическим артефактом, невозможно.

 

 

Бронзовое кольцо из Грамонда неизвестного происхождения и не поддающееся точной датировке (ныне в Шотландском музее в Эдинбурге) несет на внешней поверхности замкнутую в кольцо руническую надпись, сильно испорченную коррозией и современ­ными попытками отполировать кольцо. Предположительно, изна­чально надпись содержала ровно 10 рун; то, что можно разобрать сегодня, читается примерно так:

 

Е w о r [.] е l [.] u

 

Трактовок не существует.

Массивное золотое кольцо, найденное в Ллысваэне (Северный Уэльс), но четко ассоциируемое с англосаксами, среди прочих изо­бражений несет запись мужского имени Альстан — AHLSTAn, — в записи которого использована только одна руна (последний знак, n), а остальные знаки выполнены латиницей. Кольцо датиру­ется IX веком, и предположить, что одна руна попала в латинскую надпись случайно, довольно сложно. Мы уже упоминали об этом магическом приеме — о намеренном смешении рун и латинских букв, когда говорили в самом начале книги о рунах как о знаках Силы; его цель — сделать несущий руны текст осмысленной фразой и избежать возникновения рунической комбинации с непред­сказуемым действием. Однако в данном случае надпись предельно проста, да и использованная руна — Науд — не лучший вариант для создания защитного или приносящего благо амулета. (Впрочем...)

 


 

 


Гораздо сложнее латинско-рунический текст на Ланкаширском предположительно волшебном кольце (серебро и чернь, IX век). Надпись легко читается и переводится и содержит обычное для подобных предметов сообщение о владельце кольца и о мастере, его создавшем:

 



Просмотров 713

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!