Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Hariuhahaitika:farauisa:gibuauja



 

что в переводе означает: «Я прозываюсь Хариуха, ведаю опасное, приношу Удачу». Среди прочего в данном заклинании одним из действующих магических «средств» является сакральное слово auja («Удача»; также — «счастье», «успех»). Это слово употребля­ется во многих рунических заклятьях, в том числе и на брактеатах.

Так, используется оно в другой большой надписи — на брактеате из Скодборга:

 

Auja alawin

Auja alawin

Auja alawin j alawid

 

Первая часть заклинания состоит из трижды повторенной фразы «Удачи, Алавин!», где Алавин — это, очевидно, имя чело­века, для которого был изготовлен брактеат. Далее следует руна Йер, имеющая здесь не алфавитный, но понятийный и магический характер, и завершается заклинание именем Алавид, которое можно понимать или как имя мастера, изготовившего данный амулет, или как имя другого человека, некоторым образом связан­ным с Алавин.

Необходимо сказать несколько слов и о центральном изобра­жении брактеатов, являющемся их необходимым элементом. В основном в них используются — в разных сочетаниях — мотивы воина, коня и птицы. Возможно, в стилистике этих изображений присутствует влияние сакральной Традиции континентальных кельтов[111]; в любом случае можно утверждать, что в большинстве своем центральные изображе­ния на брактеатах посвящены традиционному богу власти и магии (Одину) — по крайней мере, именно ему они были посвящены изначально. Воин здесь изображает самого бога (на некоторых брактеатах можно видеть стилизованные рога, являющиеся его атрибу­том); птица — символ мудро­сти и вестник богов (сравн. с воронами Одина); наконец, конь — символ одновременно благосостояния и «шаманского путешествия» (сравн. со Слейпниром, конем Одина).

 

 

Брактеат из Факсе (Зеланд) классический брактеат В-типа

На некоторых брактеатах (так называемые брактеаты В-типа) мы встречаем изображение одновременно трех человеческих фигур, иногда — с оружием в руках. Ряд исследователей (Хоук и др.) полагают, что это изображение Одина, Бальдра и Локи, свя­зываемое, в частности, с мифом об убийстве Бальдра. Впрочем, подобные изображения относительно редки.

Кроме собственно рун, в оформлении брактеатов использу­ется довольно устойчивый набор символов — субрунических и примыкающих к ним, — которые могут быть как частью круго­вой надписи, так и независимым элементом изображения во внутренней зоне. Прежде всего это разнообразные четырехветвевые свастики, как классические, так и с ломаными ветвями; трискель — трехветвевая свастика; комбинация из трех точек, расположенных треугольником (некоторые исследователи полагают, что данный знак рассматривался как защитный и привлекающий благосостояние); сплошной круг и круг из точек и т.д.

 

 


 


Волшебные кольца

 

Несомненно, что своей современной «популярностью» и «широким интересом» волшебные кольца обязаны знаменитой трилогии Дж.Р.Р. Толкиена, — в Традиции кольца и перстни вряд ли особенно выделялись среди других волшебных предметов, т.е. предметов, которые мыслились как носители магической Силы. Тем не менее, кольца, созданные в рамках Традиции как носители магии, действительно образуют обособленную группу артефактов, которую мы и рассмотрим ниже.

Одним из самых известных мифологических волшебных колец является кольцо Драупнир, принадлежащее скандинав­скому богу Одину. Это кольцо изготовлено из золота, и одним из его волшебных качеств является способность к размноже­нию[112] (хотя дети Драупнира такой способностью уже не обла­дают):

 

Восемь колец

на девятую ночь

из него возникают.

 

Поездка Скирнира, 21

Немало магических колец известно нам и по европейским преданиям, легендам и эпосу. Так, например, скандинавские саги говорят о магическом кольце Свиагрис, которое — вкупе с золо­тым магическим шлемом — было самым большим сокровищем шведского короля-чародея Атилса Чёрного. Ценность кольца была столь велика, что для того, чтобы вернуть себе Свиагрис, король Атилс задержал погоню за королем Хрольфом, разорившим его замок в Уппсале.

Другим магическим кольцом владел Овэйн, сын Уриена, пред­ставитель одного из знатнейших родов кельтской Британии и, согласно валлийским источникам, рыцарь короля Артура:

 

Три Князя Битв было при дворе Артура: Кадур, ярл Корнуолла; Ланселот Озерный; и Овэйн сын Уриена Рэгедского... Они никогда не отступали в бою, ни перед Копьем, ни перед Стрелой, ни перед Мечом. И Артур, увидев их, назвал их Князьями Битв.

(Валлийские Триады)

 

Кольцо Овэйна, как указывается в «Мабиногионе», средневе­ковом сборнике валлийских сказаний, обладало свойством давать своему владельцу невидимость, когда тот скрывал кольцо в кулаке. Интересно, что сохранилось описание этого кольца в валлийском манускрипте под названием «Тринадцать королевских реликвий Острова Британии, которые хранились в Каэр Ллеоне на реке Иск, в Монмаутшире. Вещи эти получены от Мирддина, сына Морврана, в Доме Стекла, на Энлли, или острове Бардсэй. И запи­сано другими, что Талесин Князь Бардов владел ими». В ману­скрипте кольцу Овэйна посвящено несколько строк:

 

Камень кольца Линэд, который получил Овэйн меж стеной и решеткой. Кто бы ни сокрыл этот камень, камень сокроет его.

Теперь обратимся к тому, что нам известно сейчас собственно о магии волшебных колец.

По мнению многих авторов, любое кольцо магично само по себе, уже вследствие своей особой формы. Действительно, традиция сохраняет огромное количество примеров почитания кольцеобраз­ной формы (причем неизвестно, что, собственно говоря, больше почиталось: сам предмет, заключающий в себе сквозное отверстие, или само отверстие в этом предмете). Первое, что приходит на ум в этом отношении, — это, конечно, «куриные боги», камешки с дыр­ками. Но можно вспомнить и почитание дуплистых деревьев, и священные «дырчатые» камни Европы. К последним относятся, например, британские Камень Гронва или Дырчатый Камень (Holed Stone) в Антриме. Последний представляет собой плоскую плиту, установленную вертикально, со сквозным отверстием в цен­тральной части. До сих пор молодожены на местных свадьбах при­ходят к этому камню, чтобы скрепить заключенный брак рукопо­жатием через отверстие. Можно также вспомнить и то, что кольца, вообще говоря, в древности носили не только на пальцах, но и на запястьях (браслеты), на шее (гривны) и тд. Однако вернемся к тем кольцам, которые носили на пальцах рук.

 

* * *

В XVII веке исландский священник Гвюдмунд (Гудмунд) Эйнарссон писал о содержании исландских магических книг, некоторые из которых ему были еще доступны: «Они учат читать и понимать девять колец помощи древних учителей этого магиче­ского знания, со всеми их знаками и рунами, из которых первое кольцо — против злобных обвинений; второе — против воспламе­нений; третье — от телесной похоти; четвертое — от безумия; пятое — против демонического искушения; шестое — от сильного кровотечения; седьмое — от посещения злыми [темными?] эльфа­ми; восьмое — от неправого суда; девятое — против вреда от оружия...»[113] Конечно, это уже довольно позднее упоминание, но оно неплохо иллюстрирует сам феномен использования волшеб­ных колец.

Как показывают данные археологии, кольца (в том числе — и магические) делались не только из металла; известны также каменные, костяные кольца. Так, например, из агата изготовлено одно из хранящихся ныне в Британском Музее магических колец, любопытное выгравированной на нем заклинательной рунической надписью (но об этом чуть позже). Вполне возможно — и даже вероятно, — что в магических целях использовались и дере­вянные кольца: в древности вообще было очень широко распро­странено изготовление магических предметов из древесины.

И все-таки основным материалом для изготовления колец слу­жил, конечно, металл; использовались и драгоценные камни, но относительно редко — в древности это было довольно дорогим удовольствием, да и того разнообразия камней, которое мы можем видеть сегодня в ювелирных магазинах, древние мастера не знали. Зато они прекрасно владели различными техниками использования эмалей, зерни, скани, гравировки и инкрустации, создавая подчас поистине великолепные изделия.

Очевидно, выбор материала для изготовления любого магиче­ского предмета — кольца в том числе — вопрос очень важный. Мы только что упомянули о кольцах из камня и кости, металли­ческие кольца также изготавливались с учётом свойств металлов. О том, что металл тщательно подбирался, свидетельствуют наход­ки комбинированных магических колец, например, серебряных со вставкой из меди.

Не менее тщательно, очевидно, подбирался и камень для вставки:

Пусть никого не дивит — сомнение здесь неуместно, —

Что в драгоценных камнях волшебная кроется сила:

В травах она ведь есть, а в камнях она только мощнее.

Марброд Реннский, XII век

Первые в Европе трактаты, касающиеся магии камней, появи­лись в античном мире. Авторы этих сочинений — Тит Лукреций Кар, Гиппократ, Теофраст, Плиний Старший — описывали свой­ства растений, животных и камней, в том числе, и магические свойства последних. В Средние Века, часто с использованием античных трактатов, были созданы новые рукописи, посвященные тем же вопросам. Среди авторов древних и средневековых трудов следует назвать Епифания (V век), Исидора Севильского (конец V — начало VI века), Михаила Пселла (XI век), Марброда Реннского (XII век), Альберта Великого (XIII век). Позднее фрагменты из работ этих авторов, часто переделанные, а иногда, и переосмысленные, составили многочисленные сборники по магии драгоцен­ных камней, к числу которых относится и знаменитый на Руси «Прохладный Вертоград».

Однако нужно, разумеется, учитывать, что предки наши не были настолько глупы, чтобы полагать естественные магические свойства камня достаточными для того, чтобы кольцо, в которое вставили камень, превратилось в магический инструмент. Вот простой пример. В Шотландии в Средние Века существовал маги­ческий шар из горного хрусталя, обладающий свойством исцелять болезни; во время страшной чумы 1665 года этот камень одалжи­вали под огромный залог в шесть тысяч фунтов[114]. Было бы очень неосторожным считать, что такими же свойствами обладает и любой другой кусок чистого кварца...

Ничуть не меньшее значение, чем подбору материала, прида­валось изображениям и надписям, наносимым на поверхность колец. Современные коллекции археологических находок содер­жат десятки и даже сотни средневековых колец, изображения на которых имеют магическую нагрузку. Однако сейчас нас интере­суют кольца с заклинательными руническими надписями.

* * *

Древнейшее кольцо с имеющими магический характер руни­ческими знаками, сохранившееся до наших дней, найдено в Кёрлине (Korlin; тж. — Кёслин, Coslin), в Померании, и датирует­ся серединой VI века. Это золотое кольцо несколько необычно по форме — внешняя его поверхность разбита на десять плоских треугольных граней, из которых одна несет изображение свасти­ки, еще одна — руническую комбинацию, а остальные восемь заняты несложным орнаментом.

 

 

Грань с рунами разбита горизонтальной чертой на две части. В нижней части находится записанное левыми рунами известное руническое сакральное слово alu[115], предназначение которого — привлечение блага к владельцу кольца. В верхней части располо­жен знак, который следует рассматривать как вязаную руну[116]. Знак объединяет руны а и l Футарка таким образом, что руна Лагуз оказывается в прямом, а руна Ансуз — в перевернутом поло­жении. Это позволяет рассматривать знак еще и как кодирован­ную руну; ее соответствием оказывается вторая руна первого атта (две ветви слева, одна справа), т. е. — руна и, Уруз. Как видим, «в сумме» данный знак опять-таки дает заклинание alu.

 


Совсем другой характер имеет лишь немногим более молодое руническое кольцо с острова Кокет в Нортумбрии. Это кольцо было найдено в саду смотрителя маяка на острове, в месте, где часто попа­дались человеческие кости; как сообщает местный антиквар Эдвард Чарльтон, кольцо было надето на палец скелета. Кольцо было изготов­лено из свинца и несло не совсем понятную руническую надпись; его датировали ориентировочно первой половиной VII века

Вскоре после находки кольцо приобрёл герцог Нортумберлендский для музея замка Алнвик. Его несколько раз зарисовывали; позднее им заинтересовался Джордж Стефенс, который сделал тщательную про­рисовку для своего четырехтомного труда о рунических памятниках. Когда же он вернул кольцо герцогу, оно снова было помещено на хранение, но очень скоро рассыпалось в серую пыль, химический состав которой позднее определили как карбонат свинца

Трактовка рунической надписи на кольце весьма затрудни­тельна. МакЛеод и Мис в своей замечательной работе по руниче­ским амулетам предлагают следующее прочтение и перевод нача­ла последовательности рун:

 

Thorn;isiskiel [d?]...

«Этот щит (?)...»

 

 

Если данная трактовка верна, то перед нами, скорее всего, защитный магический артефакт. О том, что кольцо изготовлялось и рассматривалось как амулет, говорит и само использование рун — ведь к этому времени англосаксы Британии уже были христианами и владели латиницей. Да и на самом кольце, найденном на поле захоронений, возможно, связанном с находившимся в этом районе Нортумбрии ранним монастырем, мы видим христианский крест, — тем не менее, в надписи использованы именно руны[117].


Еще на два столетия моложе пять интереснейших волшебных колец из Британии, разделенных временем и расстоянием, но использующих взаимосвязанные рунические заклинания[118]. Мы рассмотрим три из них; все они датируются периодом от IX до начала X века; все три хранятся ныне в Британском Музее.

 

 

Кольцо из окрестностей Брэмхэм Мур (Йоркшир). Золото и чернь; найдено в 1736 году; вероятно, самое раннее из данных трех колец Рунические надписи нанесены на внешнюю сторону кольца:

 



Просмотров 1006

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!