Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Thorn;arniskþæRkiu



и ни на чем не основанную интерпретацию: «Да не будешь ты лишен мужской силы».

Второй городищенский амулет также представляет собой пря­моугольную металлическую пластинку; руны находятся только на одной его стороне и образуют надпись, полностью аналогичную надписи В на предыдущем амулете. Скорее всего он моложе предыдущего и является его копией без надписи А; вероятно, местный мастер не смог разобрать эту надпись и предпочел не рисковать — не использовать неясное заклинание.

Отметим «техническую» деталь: те руны, для которых в силу их симметричности невозможно удвоение за счет отражения отно­сительно вертикальной оси, например руна Дагаз, удваиваются за счет отражения «сверху вниз».

Говоря вообще, такой приём усиления действия рун мог при­меняться не только к надписи в целом. Так, например, в руниче­ской надписи на круглой медной броши из Боарли (Кент), дати­руемой началом VII века, удвоена только первая руна — а или æ. Возможно, мастер, вырезавший надпись, хотел подчеркнуть значе­ние именно этой руны, что тем более вероятно, учитывая значение данной руны — Ас, бог.

Другой приём мультипли­цирования рун в заклинательной надписи связан с использо­ванием числа 3, сакрального в традиционной культуре вообще, а в руническом искусстве имею­щего особое значение. В про­стейшем случае каждая руна банально записывается три раза подряд; в качестве примера при­ведем деревянную плашку из Лодосе (Швеция), использовавшуюся, возможно, в качестве амулета и несущую утроенную запись имени Отар (начало I тыс.).

Более сложный пример — руническое заклинание на палочке из того же Лодосе, явно созданной с некими магическими целями. Магической основой надписи является трехчастное руническое заклинаниеþno; по своему значению эта комбинация рун совер­шенно не походит на привычные охранные или приносящие благо заклятья: оппозиция понятий «Турс» и «Ас», соединенных руной принуждения, говорит о том, что создававший этот амулет мастер ставил перед собой цель, мягко говоря, непростую и необычную. Руны в надписи утроены, но в дополнение к этому первые три знака являются еще и вязаными рунами, каждая из которых — на втором уровне — также является заклинанием þno.

 

Рунические сакральные слова

Использование рунических сакральных слов (будем далее использовать аббревиатуру РСС, дабы не повторяться) представля­ет собой интереснейший феномен в руническом Искусстве. Прежде всего, удивляет их устойчивость; появившись в первые века нашей эры, наиболее распространённые РСС (alu, например) использо­вались вплоть до эпохи викингов, и даже в Средние Века. РСС вклю­чались в рунетейнны и надписи на рунических камнях; вырезались как таковые, без «сопровождающих» текстов; применялись как в «развернутом» виде, так и в виде кодированных или вязаных рун.

Сложно судить, был ли за каждым РСС закреплен некий раз навсегда фиксированный смысл. Скорее всего - нет. В руническом Искусстве мы часто сталкиваемся с тем, что сакральность рун как таковая вытесняет или низводит на более низкий уровень значи­мости функциональное предназначение надписи. Вполне вероят­но, что нечто подобное имело место и в отношении РСС, которые были не столько готовыми заклинаниями для достижения опреде­ленных «прикладных» целей, сколько — маркерами связи с выс­шими силами, т.е. с богами. Вместе с тем, конечно, каждое РСС имело собственную специфику.

В этом разделе мы постараемся охарактеризовать наиболее распространенные РСС.

Alu

 

Самое распространенное и самое, как принято считать, мощ­ное РСС. Возможно, восходит к древнейшей североевропейской основе al, означающей магическую силу, магию вообще. Довольно распространено мнение о связи РСС alu с др.-сев. öl, «эль», «пиво»; С. Флауэрс в ряде своих публикаций предполагает, что значение «пиво» может указывать на экстатическое магическое состояние. Из других мне­ний стоит вспомнить также предположение Р.И. Пэйджа об этимологической связи с готским alhs, «храм», или с др.-англ. ealgian, «защита».

Я, однако, склонен пола­гать, что данное РСС вообще не обязано иметь какую бы то ни было этимологию; вполне возможно, что его сакральная нагрузка и его использование обусловлены символическим смыслом объединенных в нём рун[128].

В целом же магическое применение данного РСС было, вероятно, весьма раз­нообразным. Наиболее общая трактовка его смысла подразумевает обережную функцию и функцию привлечения блага, а на более глубоком уровне — посвящение, маги­ческую силу и власть, мудрость.

Auja

Др.-сев. auja означает «Удача»; использование этого РСС в качестве заклинательной комбинации рун имеет соответственно целью доставить добрую Удачу. При этом необходимо, однако, помнить, что понятие Удачи в северной сакральной Традиции имеет более широкий (и, в целом, несколько иной), чем в совре­менной обыденной речи, смысл[129].

Данное РСС используется, например, в рунической надписи на брактеате из Скодборга (Дания), изображение которого мы при­водили выше, в восьмой главе, а также — на знаменитом «брак­теате Хариухи» (также Дания), надпись на котором гласит:

hariuha haitika: farauisa : gibu auja :

что в переводе означает «Прозываюсь Хариуха; ведаю опасное; приношу Удачу».

laukaR

 

Данное РСС большин­ством исследователей ассо­циируется с др.-сев. laukaz — «дикий лук», который был священным растением и почитался обладающим боль­шой магической силой, в основном защитного, охра­нительного характера. Посе­му и слово имеет аналогич­ную направленность дей­ствия. Однако следует иметь в виду, что LaukaR — это, возможно, один из древней­ших вариантов имени руны Лагуз, что может придавать ему дополнительные смысло­вые оттенки.

На амулетах данное РСС встречается как само по себе (в том числе в составе рунетейннов, заклинательных надписей), так и в сочетании с РСС alu — как, например, на брактеате из Скрюдструпа (Дания), надпись на котором читается как:

LaukaRalulaukaRalu

К слову, стоит отметить, что РСС aluи laukaR вполне могут оказаться этимологически связанными — если и не напря­мую, то в смысле «нелинейной этимологии» М.М. Маковского.

Как и alu, данное РСС встречается в рунических надписях с первых веков нашей эры.

 

Laþu

 

Очень распространенное РСС; однако в большинстве случаев оно используется в сочетании с другими сакральными словами или руническими комбинациями. Возможна связь слова с древней основой со значением «приглашение», «призывание» (др.сев. loð, др.-англ. laðu). Вероятно, это одно из сакральных слов, входивших в состав призывающих заклятий.

Несколько примеров употребления данного РСС:

—брактеат из Дарума: frohila laþu

—брактеат из Сконагера: niuwila laþ [u]

—брактеат с о-ва Фюн: houaR laþu aaduaaaliia aaa

(Очень сложная руническая комбинация, в том числе за счет того, что для передачи одного и того же звука (?) использованы разные руны.)

— брактеат неизвестного происхождения (Дания), в над­писи на котором задействовано сразу три РСС и магические вязаные руны:



Просмотров 860

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!