Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



L а þ u l a u ka R: ga ka R a l u



Sar

Также весьма распространенное сакральное слово. Возможная реконструкция значения — «странствие в поисках Силы», что следует понимать не только в прямом, но и в переносном смысле.

 

Alugod

Возможно, самостоятельное РСС, а возможно, и просто рас­ширенная модификация alu; использовано, например, на сере­бряной фибуле из Варлосэ (III век).

Вторая часть комбинации — god — может быть связана как с др.-сев. god (от общегерманского *guða), «бог», так и с др-сев. goðr, «благо». В последнем случае РСС может иметь смысл, при­ближающийся к «магия, приносящая благо» или «благо, приоб­ретенное с помощью магии».

Триадные заклинания и палиндромы

Из всего многообразия древних технологий создания рунетейннов с заданными магическими свойствами стоит выделить существовавшую, вероятно, некогда технику построения триадных (трёхрунных) заклинаний. Неизвестно никаких прямых подтверждений того, что она рассматривалась в древности имен­но как распространенная и четко оформленная технология, однако обилие явно заклинательных надписей на амулетах и иных предметах, наделявшихся волшебными свойствами, позво­ляет предполагать, что такой подход древние мастера использо­вали и довольно широко. Ниже представлена неполная выборка трехрунных заклинаний; большинство из упоминаемых артефактов датируется VI—VIII веками, но встречаются и более поздние надписи.

Анализируя выделенные рунические заклинания этого типа и сопоставляя их с предположительным предназначением предме­тов, на которые они нанесены, можно пытаться реконструировать технику их составления. Не вдаваясь здесь в подробности такого анализа, приведем лишь конечный его результат. Реконструирован­ная структура трёхчастного рунического заклинания выглядит следующим образом[130]:

Руна 1 Руна 2 Руна 3
направление действия заклинания необходимая для действия база направление действия заклинания

 

В данном контексте очень интересны рунические граффити на монетах из раннесредневековых скандинавских кладов, которые во многих случаях представляют собой именно трёхрунные над­писи. Так, например, на монете конца VIII — начала IX века из Тимеревского клада вдоль края острым орудием процарапаны три руны: gud.Центральная руна — Уруз — символически означает мощь и «земное» могущество, здоровье, жизненную силу и сексу­альную энергию. Боковые руны — Гебо и Дагаз — это «Дар», при­обретение блага, и «День», процветание. Вероятно, эта монета служила некогда амулетом, предназначение которого — процвета­ние, базирующееся на полноте жизненных сил человека.

 


 

Совсем другой характер имеет руническая надпись на монете одного из шведских кладов:INT. Здесь мы сталкиваемся с иной направленностью магии: если заклинание на монете из Тимеревского клада ориентировано на добровольное принятие «пользователем» магического воздействия, то в данном случае базой заклинания служит руна Науд — «Нужда», принуждение. В данном контексте руны Иса и Турисаз, стоящие по сторонам от базовой руны, имеют явно негативный характер. Очевидно, эта монета попала в клад не случайно, но в качестве проклятия «взломщику». Такая интерпретация заклинания хорошо согласу­ется с трактовкой И. Линдквиста, считавшего, что заклинание «выражает пожелание, чтобы тот, кто нашел клад, оказался в мире великанов»[131].

 

 

В целом триадные заклинания более или менее четко распада­ются на две большие группы по составу знаков и соответственно по своему предназначению. Первая группа, в которой явно превалируют руны Дагаз, Альгиз, Уруз, Гебо, Фе и т.д., — это в основном бытовые предметы и несложные талисманы, общее назначение заклинаний на кото­рых — защита и благоденствие (в разных вариациях). Совсем другие руны мы встречаем в триадных заклинаниях на магических инструментах:

ERE — на деревянном жезле из Бритсума; скорее всего, заклинание как-то связано с шаманским путешествием между мирами;

HTH — на ноже из женского погребения в Моллегордсмаркене;

XNO — на сложном амулете из Лодосе (этот амулет мы анализировали выше);

• и т.д.

 

 

Возможно, что и некоторые рунические сакральные слова — такие, как ALU, SAR, GOD — имеет смысл рассматривать как триадные заклинания; как минимум это интересная тема для раз­мышления: ведь даже в тех случаях, когда РСС имеют вполне определ`нное лексическое значение, они не перестают состоять из вполне конкретных рун. Так, например, анализ с этой точки зре­ния РСС alu может придать ему новые оттенки смысла, пояс­няющие, в частности, его связь с погребениями (о чем нечасто вспоминают). Действительно, далеко не все из существующих тол­кований alu могут иметь хоть какое-то отношение к захороне­ниям и «загробной жизни»; между тем многие примеры исполь­зования, этого РСС связаны именно с захоронениями:

• погребальная урна из Спонг Хилл, огромного англосаксонского захоро­нения (Британия, ориен­тировочно VI век) — толь­ко alu;

• камень из погре­бального кургана в Эльгесем (Норвегия, начало V века) — только alu;

• камень из погребе­ния в Кинневе (Швеция, VI—VII века); текст над­писи: ...siR alu h; интересно, что Ив Кодратофф в своем каталоге предпо­лагает связь камня с «культом смер­ти или погребальной магией»;

• Арстадский рунический камень с большой надписью, содержащей РСС sar и alu, обнаруженный в погребальном кургане (Норвегия, ориентировочно середина I тыс.);

• и т.д.

* * *

Еще одна известная схема построения заклинательной руниче­ской надписи — создание палиндро­мов, т.е. симметричных рунетейннов. Очевидно, что палиндромы и триадные заклинания родственны друг другу, — это следует уже хотя бы из симметрии самой триадной схемы. Когда две периферийные руны в триадном заклинании совпадают, мы получаем схему простей­шего рунического палиндрома. Такие рабочие комбинации рун представляют собой триадные заклинания и в то же время явля­ются простейшими руническими палиндромами.

Вот два исторически достоверных примера более сложных рунических палиндромов.

Sueus

Это палиндром, начертанный на знаменитом Килверском руническом камне с острова Готланд, о котором мы не раз уже говорили в этой книге. По аналогии с триадными заклинаниями значение палиндрома следует «раскручивать» из центра; в данном случае центральную позицию занимает руна Эваз — конь, движе­ние, трансформация. Первая периферийная пара — руны Уруз — жизненная сила, мощь. Внешняя пара — Соул, могущество, побе­да, целостность. В целом значение палиндрома, предположитель­но, можно реконструировать как магическое посвящение, обрете­ние Силы, структуризация под ее воздействием.

RiliR

Этот рунический палиндром, начертанный на деревянной палочке, найден в захоронении близ Фрёслова, в Южном Ютланде (Дания). Палиндром имеет явно сдерживающий, охранный харак­тер, однако руна Лагуз, помещенная на центральную его позицию, снимает возможные негативные оттенки значения палиндрома, направляя действие его по естественному пути под покровитель­ством богов.

Традиция использования рунических палиндромов (сама по себе достаточно древняя) имеет забавное средневековое продол­жение. Известно, что в Средние Века были распространены не только линейные, но и плоскостные (двумерные) палиндромы, для составления которых использовались как живые европейские языки, так и латынь. Самый известный двумерный палиндром — это «магический квадрат» SATOR:

SATOR

AREPO

TENET

OPERA

ROTAS

К XIII—XIV подобные заклинания настолько «вошли в моду», что их стали записывать, в том числе и рунами; так, например, три первые строки квадрата SATOR мы можем видеть на донце резной деревянной чаши из Эребро (остальная часть донца обломлена).

 


 

Вязаные руны и гальдраставы

Вязаными рунами (исл. bundar runir) называют рунические знаки, объединяющие несколько (две или более) рун. В большин­стве случаев такое объединение достигается за счет того, что вер­тикальные элементы связываемых рун становятся для них общи­ми, хотя это и не является правилом.

Впервые мы встречаем вязаные руны уже на древнейших памятниках классического периода; они использовались и во вре­мена параллельного бытования Футарка и Младших рун, и в более поздние — вплоть до прекращения широкого применения руни­ческого письма в XIV—XV веках. Самые поздние примеры исполь­зования вязаных рун связаны с исландской позднесредневековой рунической традицией: мы находим их в исландских рукописях XVII—XVIII веков.

На протяжении всего этого времени вязаные руны служили рунемейстерам для трёх основных целей.

Первая из них, сугубо обыденная, — это сокращение занимае­мого рунической надписью места и уменьшение «трудозатрат» на выполнение надписи (а это немаловажный аспект, когда речь идет, например, о высечении надписи на камне).

Второе применение вязаных рун — на сей раз уже в магиче­ских целях — также связано с более или менее длинными руниче­скими текстами. Хорошо известно, что длине надписи (числу рун в ней) мастерами-эрилями придавалось большое значение (мы будем говорить об этом несколько ниже в этой же главе). Мы знаем примеры рунических текстов, число знаков в которых равно строго однократному или трехкратному числу знаков использо­ванного рунического строя, тексты, содержащие сколько-то раз по 10 (сакральное число в рунике) знаков, и т.д. Для приведения длины надписи к требуемой и использовались, в том числе, вязаные алфавитные руны.

Наконец, третья функция вязаных рун — кардинально отлич­ная от двух предыдущих, — связана с их использованием в каче­стве самостоятельных знаков, ставов.

Под ставом (исл. stafr «знак») в рунологии и в традиции северной магии понимается графический знак или некое ком­пактное изображение, несущее определенную смысловую нагрузку.

Став может быть «собран» из рун, а может и не иметь к ним никакого отношения; может быть графически связан с теми или иными священными символами (свастика, крест, трискель и т.д.), а может быть и совершенно самостоятелен в данном отношении. В простейшем («вырожденном», как сказал бы математик) случае ставом можно назвать любую отдельную руну или простейший магический символ; наиболее сложные магические ставы (извест­ные нам, например, по исландским манускриптам) могут объеди­нять десятки графических амулетов.

В данном разделе нас, разумеется, интересует в основном именно эта, третья, функция вязаных рун. И вот здесь необходимо отметить интересный парадокс, сложившийся сейчас вокруг при­менения вязаных рун. Абсолютное большинство современных авторов рассматривает составление вязаных рун, предназначен­ных для достижения той или иной цели магическим образом, как один из основных инструментов рунической магии. Вероятно, найдется очень немного книг по данной тематике, в которых читателю не предлагались бы технологии «конструирования» вязаных рун и/или уже готовые вязаные руны для разных случаев жизни.

Между тем на настоящее время известно всего четыре исто­рических случая использования вязаных рун Футарка в качестве самостоятельных знаков, причем лишь два из них заведомо и напрямую связаны с магией. Позднее, ближе к концу эпохи викингов, некоторое распространение получает использование в качестве ставов вязаных Младших рун; но и такие примеры немногочисленны, а о магии в данном случае приходится гово­рить, в основном, разве что в контексте сакральности рунического письма как такового. Не являющиеся обычными литерами в над­писях, но представляющие собой магические ставы вязаные руны хорошо известны в поздней Исландии на границе Средневековья и Нового Времени, но там мы встречаем их в трактатах, а не на амулетах или рунических камнях[132].

Это не отрицает, конечно, возможности магического примене­ния вязаных рун, но заставляет, как минимум, с осторожностью относиться к тому, что описывается в некоторых современных изданиях. И — как всегда в подобных вопросах — стоит ориенти­роваться на то, чем располагает Традиция.

Пример наиболее явного использования вязаной руны в каче­стве магического символа — это уже упоминавшееся на этих стра­ницах золотое кольцо из Кёрлина (Германия), датируемое VI веком. Одиночный знак на этом кольце представляет собой связанные руны Ансуз (ветвями влево) и Лагуз (ветвью вправо). Прочитанный как кодированная руна, данный символ дает нам еще одну руну — Уруз (вторая руна первого атта Футарка). Вкупе это дает нам самое распростра­ненное руническое сакральное слово alu.

Однотипно, но совершенно иначе, чем на кольце из Кёрлина, структурированы вязаные руны на двух других артефактах — оба, к слову, тоже Германия и тоже VI век. Один из них — это укра­шенная гранатами золотая брошь-фибула из Зоеста. Руническая надпись на ней, выполненная посредством инкрустации серебром, состо­ит из двух частей; первая часть — обычная линейная надпись Старшими рунами:

R a d a: d a þ а

Однозначной трактовки этих восьми рун не существует; они могут оказаться и обыденным текстом, и заклинательным. В поль­зу последнего косвенно свидетельствуют, например: четырехкрат­ное — только на четных позициях — употребление руны Ансуз; соответственно ритмика фразы, где все нечетные позиции занима­ют согласные; повторение слога da, образующее некое подобие внутренней рифмы, и т.д. Однако утверждать что-либо в данном отношении невозможно.

Вторая часть надписи и является обособленным ставом, пред­ставляющим собой вязаную руну. Ее композиционная основа — руна Гебо (всю эту конструкцию иногда называют «руническим крестом»), в четыре ветви которой ввязаны четыре руны: две — опять-таки — Ансуз, а также Науд и Тейваз. Еще одна руна — Отал — просто добавлена в верхний сектор пространства между ветвями базовой руны.

Превалирующая сейчас трактовка данного става (предложен­ная почти сразу после находки фибулы в женском погребе­нии) — мужское германское имя Аттано, которое рядом авторов рассматривается как «автограф» ювелира или мастера-мага, вырезавшего руны. Однако однозначные доказательства здесь вряд ли возможны.

Далее, третий предмет в ряду данных артефактов — это класси­ческий меровингский «меч с кольцом» из Шретцхейма (в главе о рунах на оружии мы упоминали о данном типе мечей), на котором инкрустацией серебром по стали нанесена вязаная руна, компози­ционно аналогичная предыдущей, т.е. имеющая характер «руниче­ского креста» и использующая в качестве базы Старшую руну Гебо. Но в данном случае трактовка рунической вязи не совсем очевидна; существующее прочтение как g:gbar или abar:g представляется мне недостаточно доказательным.

А вот на четвертом историческом примере мы остановимся немного подробнее — он того заслуживает.

* * *

В отличие от трех упомянутых вязаных рун эта — четвертая из известных нам в качестве става по классическому периоду руниче­ского Искусства — встречается не один-единственный раз, но многократно, в том числе на артефактах, разделенных веками и пространствами северных морей. Вместе с тем она предельно про­ста и допускает использование в составе линейной рунической надписи (т.е. в качестве лигатуры, передающей конкретное сочета­ние звуков), оставаясь при этом вполне конкретным магическим ставом.

Речь идет о комбинации Старших рун Гебо и Ансуз. Мы встре­чаем этот став трижды повторенным на древке заклятого копья из Крагехулля (рассмотренного выше, в главе о рунических артефак­тах), на некоторых амулетах и брактеатах; в «несвязанном» виде, в качестве сакрального слога, повторяющееся ga встречается на древнейших находках, в частности на рукояти секиры из Нидамских болот, датируемой III веком (надпись Nydam I).

Практически те же три вязаные руны мы встречаем в надписи на брактеате из Андли (Британия). Этот же став мы видим в над­писи на интереснейшем Шоненском брактеате:



Просмотров 775

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!