Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



HaþuwulafRhAeruwulafiR



WarAitrunARþAiAR

 

«По Харивульфу Хатувульф, [сын] Херувульфов, начертал эти руны».

 

Наконец, четвертый — самый знаменитый — камень из Бьоркеторпа.

 

Три менгира высотой более 4 метров стоят кругом на лесной поляне неподалеку от Бьоркеторпа; один из них несет руническую надпись. Неподалеку находится древний круг стоячих камней, а в трех километрах к северу — поле могильников железного века. Камень с рунами всегда считался, в соответствии с местными легенда­ми, погребальным; в 1914 году здесь были произведены археоло­гические раскопки — ни под кам­нем, ни в непосредственной близо­сти от него погребения обнаруже­но не было. Говоря вообще, это не так много значит, - нема­ло связанных с погребени­ями рунических камней найдены довольно далеко от собственно захороне­ния; тем не менее с того времени камень считается, как правило, кенота­фом[146]. В целом, бьоркеторпская группа памятни­ков является, несомненно, сакральным местом, при­чем весьма значимым, — это могло быть святилище клана или народа, которым в Вендельскую эпоху правили короли-маги с волчьими име­нами...

Бьоркеторпская надпись не упоминает клановых имен, кото­рые мы видели в трех предыдущих надписях, но, несомненно, относится к той же локальной традиции. Во-первых, все четыре надписи выполнены одним и тем же вариантом Футарка; все они датируются ориентировочно VII веком — т.е. являются более-менее ровесниками Эггъюмского камня, чем и объясняется сход­ство рун Эггьюма и Блекинге.

 


А во-вторых, — и в контексте данного раздела это гораздо важ­нее — Стентофтенский и Бьоркеторпский камни несут одно и то же руническое заклятье: вторая часть Стентофтенской надписи и первая часть Бьоркеторпской практически совпадают, за исклю­чением перестановки некоторых слов и грамматических вариа­ций (hideR — haidR и др.).

Итак, первая часть надписи на камне из Бьоркеторпа (лицевая сторона камня):

HAidRrunoronu

FAlAhAkhAiderAg

InArunARArAgeu

HAerAmAlAusR

UtiARwelAdAude

SARþAtbArutR

Первая строка заклятья вызывает сомнения у всех исследова­телей; речь идет о рунах и о магии, но точный смысл фразы вос­становить невозможно. Зато дальнейший текст переводится лишь с небольшими проблемами:

Я укрыл здесь могучие руны.

[Быть в] беспутстве,

не знать покоя,

в изгнании [быть] убитым волшебством

тому, кто разрушит это.

Тыльная сторона камня несет одну корот­кую надпись uth ArAbAsbA, которую, как пра­вило, переводят как «зловещее, гибельное предзнаменование».

В целом, заклинание, используемое на камнях из Блекинге (Стентофтенском и Бьоркеторпском), образует своего рода «пару» к заклинательному тексту на камне из Эггъюма. Последний явно прежде всего имеет своей целью закрыть «про ход» из Иного мира, в то время как блекингские заклятья направлены в основном на охрану того, что они скрывают, от людей.

В Бьоркеторпе, к слову, суще­ствует любопытная легенда, историчность которой, разуме­ется, проверить невозможно, но которая интересна самим отношением к камню.

Местное предание говорит, что некогда — очень и очень давно — жил один человек, земли которого примы­кали к поляне, где стоят три камня. И вот он решил убрать камни, чтобы расчистить ещё кусок земли, которую можно было бы возделы­вать. Он развел вокруг камня с рунами костер, чтобы раскалить его, а потом полить холодной водой в надежде, что камень расколется. Стояла безветренная погода, но, когда костер, наконец, сильно разгорелся, пламя вдруг метнулось и опалило этого человека. У него загорелись волосы и одежда; человек бросился на землю в надежде потушить огонь. Ничего не вышло; «и он умер в страш­ных мучениях».

Огонь вокруг камня погас сам собой.

* * *

Итак, попытаемся обозначить основные техники, использо­вавшиеся эрилями при создании текстовых рунических заклина­ний, т.е. заклинаний, достаточно больших по объему и допускаю­щих прочтение как связного (литературного) текста. Необходимо сказать, что неизвестно ни одного памятника, в заклинательной надписи на котором использовались бы все называемые ниже приемы, и ни один из этих приемов не встречается на всех без исключения памятниках. Это означает, что ни один из них не был обязательным элементом «канона», который явно существо­вал, — мы видим это уже по очень небольшой изменчивости языка, на котором выполнены рассматриваемые надписи, на протяжении практически всей классической эпохи развития рунического Искусства (на фоне существенных изменений, которые происходили в это время с живыми северными языка­ми). Довольно условно мы называем этот канонический заклинательный язык «древнесеверным»; более точное его название — «язык древнейших рунических надписей» (Э.А. Макаев, 1965). Однако в техническом своем аспекте данный «канон» был, судя по всему, весьма гибок.

С другой стороны, нам неизвестно и практически ни одного текстового рунического заклинания, в котором не использовалось бы ни одного из описанных ниже приемов. Следовательно, их применение подразумевалось всё-таки обязательным, хотя заклинательный «канон» оставлял мастеру довольно широкий простор для выбора — исходя из цели заклинания, интуитивных сообра­жений мастера, его таланта и просто личных предпочтений.

Итак...

Использование магии чисел

О рунической нумерологии мы уже говорили в предыдущем разделе, однако нужно помнить, что наши представления об этом вопросе весьма и весьма поверхностны. Можно утверждать, что помимо удвоения и утроения рун, создания надписей с числом знаков, имеющим сакральный смысл и других известных приемов, при создании текстов значительной длины эрили использовали и другие техники, о которых мы ничего или почти ничего не знаем.

Так, например, обратите внимание на длину строк в Бьоркеторпском заклинании: 13,13,14,12,14,12. Та последовательность явно неслучайна: строки искусственно подогнаны под нужную длину. Так, в строке 2 опущена руна, грамматически необходи­мая, — после 10-го знака должна стоять руна Эваз E. Кроме того, текст разбит на строки таким образом, что начала слов оказыва­ются на одной строке, а концы - на другой. Например, ginArunARзаписано так, что g осталось на одной строке, а остальное попало в следующую. Кроме того, средняя длина строки составляет ровно 13, без дробей. Соответственно, к слову, общая длина текста — 78 рун, т.е. трижды по 26, трижды вероятное число знаков при­мененного здесь рунического строя[147]...

 



Просмотров 627

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!