Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Tutotatibubob [...] umomamilulolali



 

Неправда ли, невольно вспоминаются северные и английские сказки, в которых великаны-людоеды и иные «нездешние» персо­нажи восклицают, почуяв человечий дух: «Фи, фай, фо, фут!..»

* * *

 

Завершая раздел о рунических кодах, необходимо, конечно, упомянуть о самом сложном и самом знаменитом памятнике, созданном с их использованием.

Рунический камень из Рёк (Остерготланд, Швеция) впервые был описан еще в XVII веке. Надпись на нем, датируемая началом IX века, содержит почти восемь сотен знаков и является длинней­шей из младшерунических (да и вообще длиннейшей). Анализу надписи, её прочтению, переводу и трактовке посвящено множе­ство работ; без упоминания, хотя бы краткого, о Рёкском руниче­ском камне не обходится, пожалуй, ни одна более-менее серьез­ная работа по рунам.


 

Рёкская надпись уникальна не только своей длиной. Содержащая большой, практически художественный текст, прозаический и сти­хотворный, она является, по сути, одним из древнейших памятни­ков шведской литературы[142]. Кроме того, она может служить своего рода энциклопедией использования рунических кодов: в надписи задействовано как минимум пять различных техник кодирования. Сам камень представляет собой вертикально установленную плоскую плиту; руны вырезаны на всех его открытых поверхно­стях — на двух широких сторонах (западной и восточной), на двух узких торцах (северном и южном) и на плоской узкой вершине. В целом, прочтение текста на камне не создаёт особенно больших затруднений; на настоящее время более или менее устоялся и пере­вод разбитого на части текста А вот трактовка вызывает немало споров, как относящихся к смысловым оттенкам и образам, заклю­ченным в тексте, так и к порядку следования его частей.

Вероятно, нет смысла воспроизводить здесь сложный процесс анализа надписи и самого текста, описанный во многих старых и современных работах. Я просто приведу здесь наиболее общий вариант перевода с учетом ряда моих собственных, не являющих­ся в основном принципиальными, соображений.

По Вемуду поставлены эти руны. Варин сложил их в честь павшего сына.

Скажи, память, какой добычи было две,

которую двенадцать раз на поле брани добывали,

и обе брались вместе, от человека к человеку.

Скажи ещё, кто в девяти коленах

лишился жизни у остготов

и до сих пор все первый в битве.

Я вещаю юному мужу, каковы две добычи, что двенадцать раз были взяты, каждый раз мужами иными.

Я второе вещаю кто девять поколений назад жизнь свою потерял у хрейдготов, и умер с ними за их вину.

 

Тьодрик правил,

смелый в бою,

кормчий воинов

в море готов.

Ныне сидит он,

держа свой щит,

на готском коне,

вождь мерингов.

Это говорю я, двенадцатый, там, где конь Гунна ищет корм на поле боя, где лежат двадцать королей. Это я говорю, тринад­цатый, [о том], какие двадцать королей сидели в Съеланде[143] четы­ре зимы, с четырьмя именами, рождённые четырьмя братьями: пятеро Вальков, сыновей Хродульфа; пятеро Хрейдульфов, сыно­вей Ругульфа; пятеро Хайслов, сыновей Хорта; пятеро Гунмундов, сыновей Бьорна.

Теперь я поведаю предание целиком. Кто-то...

Я вещаю юному мужу, который — [сам] рода Ингольда выкуплен был жертвой жены.

Я вещаю юному мужу, которому родственник был рожден, [юному мужу], который смел.

Это Вилен. Он смог сокрушить великана. Это Вилен.

Я вещаю юному мужу: Тор.

Сиббе из Be, девяностолетний, породил [сына].

Руническая нумерология

По большому счету в данном разделе как обособленном тексте, нет необходимости: практически повсюду, где мы говорим о руни­ческих текстах и заклинаниях, мы в том или ином виде сталкива­емся с сакрализацией определенных чисел и числовых соотноше­ний. Памятуя о сложнейшей структуре Футарка[144], в котором присутствуют и числовые взаимосвязи и который — в сакральном отношении — является протообразом любого рунического закли­нания, мы a priori должны ожидать проявления магии чисел и в рунических формулах.

С этой точки зрения тема «рунической нумерологии» требует не столько специального рассмотрения, сколько — просто «обо­значения как данности», ибо мы и так рассматриваем её едва ли не каждый раз, когда говорим о заклинательных рунических текстах.

В некоторых случаях мастер рун сам упоминает о том, что использует числовую символику. Так, руническая надпись на камне из Гуммарпа (ныне Швеция, VI век) гласит:

 

HaþuwolAfA

SAte

StAbAþria

Fff

«Хатувульф поставил три знака...»

Далее идут три руны f, Феху, которые в данном контексте могут рассматриваться как идеограммы или просто как магиче­ские символы. Как уже упоминалось выше, подобное утроение рун — довольно распространенный прием, а в некоторых случаях (как, например, в руническом заклинании x n o на палочке из Лодосе, рассмотренной нами в разделе о рунетейннах) древние мастера используют и двойное утроение.

Другим значимым в руниче­ской традиции числом является число 10. Мы часто сталкиваем­ся с ним и в надписях на руниче­ских камнях, и в надписях на артефактах; для того чтобы добиться общего числа знаков в надписи, равного или кратного десяти, древние мастера неред­ко использовали вязаные руны. Так, например, на бронзовом элементе отделки меча из Торсберга (Шлезвиг, ныне Германия), датируемого ориен­тировочно концом III — нача­лом IV века, каждая из надписей, вырезанных на обеих его сторонах, содержит ровно 10 знаков, для чего во второй надписи использована вязаная руна em:

 

OwlþuþewaR

NiwajemariR

(Первая надпись, предположительно, является мужским име­нем Вультутеваз; значение второй надписи неясно.)

Ровно 40 — т.е. четыре раза по 10 — рун в надписи на жертвен­ной плите Хрора (рунический камень из Бю, Норвегия, VI век), причем, опять-таки, употреблены вязаные руны. Любопытно, кроме того, что вырезанная несколько иначе, чем основной текст, магическая комбинация в составе надписи, состоит из 4 рун, т.е. число рун в ней равно числу десятков рун в надписи в целом.

Ровно 10 рун в надписях на ряде ранних скандинавских амулетов, на некоторых бытовых предметах, датируемых самым разным вре­менем — от III—IV веков до эпохи викингов и раннего Средневековья. Иногда способы приведения длины надписи к сакральному числу, кратному десяти, оказываются весьма необычными. Например, в рассмотренной выше средневековой надписи Maeshowe XX с Оркнейских островов использована 91 руна[145]; при этом 10 первых рун записаны как кодированные, и еще одна кодированная руна использована в середине текста. Зачем? Если считать это определен­ным «указателем», то можно увидеть, что в надписи дважды исполь­зовано число 10: десять кодовых рун вначале и трижды три раза по десять в надписи в целом, не считая кодированную руну в середине.

Указание на использование числа 10 в заклинательных руниче­ских надписях присутствует и в письменных источниках. Так, вспомним знаменитую вису Эгиля Скаллагримссона, сказанную им, когда он обнаружил кость с рунами в постели больной женщины:

 

Рун не должен резать

Тот, кто в них не смыслит.

В непонятных знаках

Всякий может сбиться.

Десять знаков тайных

Я прочел и знаю,

Что они причина

Хвори этой долгой.

Ещё одно сакральное число, часто используемое в заклинательных рунических надписях, это 24 — число рун Футарка. Составляя надпись, длина которой равна длине Футарка или кратна ей, эриль устанавливает магическую связь между созданным им текстом и священной последовательностью рун, активируя своего рода магию подобия — подобия своего заклятья и Футарка, себя и Одина.

Ровно 24 знака и три руны f, например, использовано в над­писи на только что упомянутом Гуммарпском камне (если считать и неясный знак в начале строки 3); интересные числовые законо­мерности, также завязанные на длину рунического строя, присут­ствуют и в надписях на Бьоркетопском и Стентофтенском камнях (см. след. раздел). Этот принцип был задействован и в стихотвор­ном руническом проклятии, наложенном тем же Эгилем на конунга Эйрика и его жену Гуннхильд. «Как показал норвежский рунолог Магнус Ульсен, — писал М.И. Стеблин-Каменский, — Эгиль, по всей вероятности, вырезал не то прозаическое заклятье, которое приводится в этом месте, а другое, стихотворное, совпа­дающее с ним по содержанию. Особую силу надписи должно было придать то, что, как заметил Магнус Ульсен, в ней были выдержа­ны магические числовые соотношения между рунами: в каждой из четырех полустроф (четверостиший), из которых состояла над­пись, было ровно 72 руны, т.е. три раза общее количество рун в старшем руническом алфавите. Таким образом, эта надпись была одновременно и скальдическим и руническим искусством».

Текстовые заклятья

Относительно многие объекты приложения древнего руниче­ского Искусства, как мобильные (украшения, магические инстру­менты и т.д.), так и неподвижные (рунические камни), несут закли­нания, представляющие собой довольно длинный связный текст - фактически текст литературный. Вероятно, составление таких текстовых заклятий можно считать отдельным направлением руниче­ской магии, опирающимся на сакральность рунического письма, личную Силу мастера-мага и ряд специфических приемов.

Несколько позже мы попытаемся классифицировать эти при­ёмы, но начать рассмотрение данной темы мне хотелось бы с при­мера (вернее — с примеров, взаимосвязанных и по своему проис­хождению, и, если так можно выразиться, «стилистически»).

Лен (провинция) Блекинге находится на самом юге Швеции и вытянута вдоль побережья Балтики. Во время войн между Шве­цией и Данией она неоднократно переходила из рук в руки; в тот момент, когда описывались найденные здесь рунические памят­ники, Блекинге принадлежала Дании, поэтому в международных классификаторах они обозначаются как датские (с кодом DR), a не как шведские (с кодом, образованным от названия лена).

На этой небольшой, в общем-то, территории сохранилось четы­ре рунических камня, датируемых одной эпохой — VI—VII века­ми, и представляющих своего рода местную «субтрадицию», что уже само по себе интересно. Но ещё более интересно то, что эти камни, судя по всему, поставлены в разное время представителя­ми одного рода магов-эрилей и вождей.

Стентофтенский рунический камень был обнаружен в 1823 году; он лежал на земле надписью вниз, в окружении пяти других камней. Вот текст рунической надписи:

NiuhAborumR

NiuhagestumR

HAþuwolAfRgAf j

HAriwolAfR... usnuhe

HideRrunonofe... hekA hed

ErAginoronoR

herAmAlAsARArAgeuwelAdudsAþatbAriutiþ

Перевод первых трех строк:

 

«Жителям Ниухи,

гостям Ниухи,

Хатувульф дал...»

 

Далее в третьей строке начертана руна j, Йер. По всей видимости, здесь мы сталкиваемся с элементами идеографической письменно­сти в рунике. Имя этой руны означает «урожай». Вероятно, имеется в виду: «...дал изо­бильный год». В четвертой строке однозначно читается только мужское имя Харивульф.

Последующие строки надписи — руническое заклинание, к которому мы вернемся чуть позже. Пока же отметим, что два упо­мянутых имени — Хатувульф и Харивульф — означают соответ­ственно «Волк битвы» и «Волк воинов». Судя по созвучию и обра­щению к одному и тому же тотемному животному, имена при­надлежат одному клану; более того, это имена вождей или магов. Ещё два рунических камня этой группы несут относительно короткие надписи. Один из них мы обсуждали в предыдущем раз­деле — это камень из Гуммарпа («Хатувульф поставил три знака,f f f»). Памятный камень из Истабю также упоминает уже известные нам имена и добавляет к ним третье:

AfatRhariwulafa



Просмотров 649

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!