Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Aumuter: geþe mik: aosliker a mik



 

 

Перевод надписи не вызывает затруднений: «Аудмунд сделал меня. Аслейк владеет мною».

 

 

* * *

Рунические надписи встречаются и на защитном вооружении: известна как минимум одна надпись на скандинавском шлеме и несколько — на деталях щитов. Так, надпись на серебряной руко­яти щита, найденной в одном из иллерупских вотивных кладов, содержит восемь рун — laguþewa, — которые могут быть осмыс­лены как «Служитель моря». Вероятно, надпись представляет собой имя щита.

Несколько сложнее по компоновке руническая комбинация на другой, бронзовой, рукояти щита, являющейся одной из древ­нейших находок из болот Иллерупа и датируемой рубежом II и III веков (см. илл. 8.3, 1). Руны читаются однозначно: swart а — а вот трактовка вызывает определенные затруднения. Очевидно, что здесь присутствует древняя северная основа swart — «черный»; исходя из этого большинство специалистов трактуют надпись просто как swarta[R] с недописанной руной Альгиз в конце — «черный». Однако такой подход никак не объясняет, зачем послед­няя руна — Ансуз — была вынесена отдельно и начертана под основной надписью, горизонтально. На мой взгляд, такое особое положение последней руны должно свидетельствовать и об осо­бом ее значении в надписи; самое вероятное, что ее следует читать как идеограмму. В таком случае надпись в целом приобретает зна­чение «Черный Ас», «Черный Бог». Судить о том, что бы это могло означать, затруднительно.


 

Загадочна и очень интересна и еще одна руническая над­пись — идущая по краю бронзового умбона щита, фрагмент кото­рого найден в одном из иллерупских кладов, — aisgRh. Существует около десятка трактовок надписи (вплоть до мнения о ее бессмыс­ленности), но мне представляется наиболее близкой к истине старая трактовка Вольфганга Краузе, читавшего последнюю руну надписи — Хагалаз — как идеографический (магический в данном случае) символ. При таком подходе надпись приобретает следую­щий смысл: «Яростный (aisig). Разрушение (h)».

* * *

Итак, абсолютное большинство рунических надписей на холод­ном оружии выполнено именно на боевом оружии — наступа­тельном или оборонительном. АА. Хлевов[109], рассматривающий в своей работе «Предвестники викингов» феномен рун на оружии в целом, выделяет пять основных категорий таких надписей (при­меры каждой из них мы видели выше):

 

1. собственное имя оружия, чаще всего являющееся однослов­ным или составным эпитетом, то есть хейти или кеннингом;

2. указание имени владельца оружия;

3. указание на лицо, вырезавшее руны, — эриля;

4. магическое заклинание или его аббревиатура;

5. непосредственное посвящение оружия асу в расчете на помощь.

 

К сожалению, корпус археологических находок II—X веков прак­тически не содержит оружия, о котором можно было бы точно ска­зать, что это — магический инструмент. Возможно, это связано с тем, что таковые всегда выполняли и функции оружия боевого, и мы про­сто не умеем отличить сугубо боевое оружие, «оснащённое» руниче­скими заклинаниями, от орркия колдовского.

Есть лишь несколько артефактов, которые могут претендовать на роль последнего. Прежде всего, таковым может оказаться рас­смотренное выше крагехульское копье с его сложным и явно заклинательным руническим текстом. Возможно также, что кол­довским орудием является стальной нож, датируемый рубежом II и III веков из женского захоронения в Моллегордсмаркене (о. Фюн). Читая нанесенные на него руны — hth shio, — мне не очень при­ятно представлять себе предназначение этого ножа...

 

 

Брактеаты

Брактеаты — специфические древние ювелирные изделия, бывшие в свое время характерным объектом приложения руниче­ского Искусства. Сегодня брактеатами называют своеобразные медалеподобные круглые подвески (в основном золотые), на лице­вой поверхности которых нанесено изображение и вокруг него в большинстве случаев — руническая надпись. Впрочем, существуют и несколько иные типы брактеатов. Изготавливались они почти исключительно в Скандинавии (в основном в Дании и Южной Швеции) в V—VI веках, хотя известны и более поздние брактеа­ты, и брактеаты, изготовленные или найденные в других странах (брактеат из Вэлбэк Хилл — Британия, брактеат из Вапно — Польша, и т.д.). Всего на настоящее время известно около 700 брак­театов; из них лишь чуть менее половины найдены в Дании.

Классическим примером брактеата можно считать неодно­кратно уже упомянутый в этой книге брактеат из Вадстены (Швеция), надпись на кото­ром, выполненная рунами Старшего Футарка, содер­жит полную запись послед­него и заклинательное слово luwatuwa.

Магическое значение брактеатов, очевидно, связывалось в древности не только с маги­ей самих рун, но и с изобра­жениями на плоскости брактеата, и с расположением рун по кругу, и, возможно, с самой формой и способом изготов­ления, отличающим брактеаты от других медалеобразных ювелирных изделий. Вообще, следует сказать, что брактеаты (и похожие на них змеевики) представляют собой очень интересный тип памятников древнего магического Искус­ства, отработанный европей­скими мастерами в течение долгого времени.

Довольно часто надписи на брактеатах содержат лишь несколько рун, образующих сакральные рунические фор­мулы или имена. Таковы, например, несущие заклинательные (сакральные) руниче­ские слова[110] брактеаты из Бьоннеруда (alu),из Аллеса (? lauz),из Хойструпа (laþu),из Вэлбэк Хилл (law), из Леллинге (salusalu), или брактеаты, подобные брактеату из Асума, на котором начертана надпись eikakazfahi — «Я, Акарь, делал».

Оба эти типа получают раз­витие в брактеатах с более длинными надписями, имею­щими тот же характер. Услож­нением брактеатов, несущих сакральные рунические форму­лы, являются брактеаты, над­писи на которых представляют собой сложные комбинации магических слов. Таков, напри­мер, брактеат из Сконе, над­пись на котором составлена из четырех сакральных руниче­ских слов, записанных с исполь­зованием вязаных рун:

 

LaþulaukaR:ga kaRalu


Известны и брактеаты, заклинания на которых пред­ставляют собой довольно боль­шой связный смысловой текст. Вот надпись на Сьелландском брактеате:

 



Просмотров 1093

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!