Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



EkerilaRasugisalas mu ha ha i t e ga ga ga g i n u ga he



[?]lija[?]

hagalawijubig[?]

 

(Во избежание путаницы обратите внимание, что для передачи звука s в надписи используется архаический вариант соответству­ющей руны, а звук j передается необычной руной, напоминающей руну Соул.)

Однозначной трактовке поддается самое начало надписи — ек erilaR — классическое «Я, эриль...» Дальше начинаются затрудне­ния. Э. Вебер в 1941 году приводит следующий перевод:

 

Я, эриль, меня зовут последователем Асугисаласа.

Могучую силу града, несущего беду, освящаю я на этом копье.

 

Э.А. Макаев — в 1965-м:

 

Я, эриль Ансугислы (есмь?), прозываюсь Муха. [Остальное неясно]

 

Позднее было предложено еще несколько трактовок; так или иначе, но можно утверждать, что надпись начинается с формули­ровки «Я, эриль Асугисль (Асугисла)...». Значение этого имени интересно и само по себе: первая основа — asu — это явное древнесеверное «Ас» (т.е. «бог», или Один), вторая основа — gisala предположительно, «потомок» или «наследник».

В середине надписи находится трижды повторенная сакраль­ная комбинация рун Гебо и Ансуз, в данном случае выполненная как вязаная руна. За ней следует труднопереводимое окончание надписи, в котором четко выделяется слово hagal (а), практиче­ски всеми авторами связываемое — в данном контексте — с сакральным значением руны Хагалаз (разрушение).

 

* * *

Не меньшим, чем копьё, ореолом сакральности в архаической культуре окружен и меч, хотя необходимо отметить, что почита­ние меча имеет гораздо больше социальных и сугубо воинских аспектов. Меч, оружие на порядок более дорогое и сложное, чем копьё, в значительной степени опреде­лял статус владельца — вне зависимо­сти от того, как именно меч был приоб­ретён (подарен ли вождем, взят ли в бою или получен в наследство).

Упоминаний о волшебных мечах и мечах, обладающих теми или иными магическими свойствами, в древних тек­стах, пожалуй, больше, чем о волшебном оружии любого другого типа. Так, напри­мер, саги рассказывают о короле Магнусе, что тот владел великолепным мечом, гарда которого была сработана из моржового клыка, а рукоять — покрыта золотом; имя меча было Leggbitr, что значит «Ногокусатель». Другой очевид­ный пример — меч Короля Артура, и т.д.

Классическим, вероятно, примером нанесения рун на меч можно считать меч с кольцом[108] из Фавершема (коро­левство Кент, Британия), датируемый концом VI — началом VII в. С каждой из двух сторон навершия его рукояти выгравирована и декорирована чернью руна Тейваз, что фактически дословно совпадает с известным указанием «Речей Сигрдривы»:

 

Руны победы,

коль ты к ней стремишься,

вырежи их на меча рукояти

и дважды пометь имен

именем Тюра!

 

Руну Тейваз мы встречаем также и на навершии рукояти другого меча с кольцом из Гилтона (Эша), — она вырезана на одной из его граней. На другой грани пирамидального навершия, изготовленного из позолоченного серебра и украшенного чернью, вырезана трудночитаемая руническая надпись, высота которой меняется слева направо в соответствии с высотой треу­гольной грани самого навершия. Большая часть рун вообще не читается; в середине надписи, там, где руны имеют максималь­ный размер, Элиот выделял слово sigimer, которое считал име­нем меча.

Меч также происхо­дит из Кента и датирует­ся VI веком.

Как и рунические надписи в целом, надпи­си на оружии быстро теряют прямой магиче­ский подтекст с замеще­нием Футарка Младшими рунами. Собственно, к XII—XIII векам мечи ока­зываются практически единственным видом вооружения, на которое еще наносятся руны, а сами рунические надпи­си приобретают привыч­ный для поздней руниче­ской эпиграфики харак­тер обозначения владельца и/или мастера, изготовившего предмет. Таков, например, меч из Корсёюгордена (Норвегия, XI век), по оковке рукояти которо­го (под навершием) идет руническая следующая надпись:

 



Просмотров 729

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!