Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Руническая мантра посвящений



Тантрическая традиция в индуизме содержит представление о различении трех характеров (сущностей) человека, о трех бхавах. Прохождение через состояние каждой бхавы — от пашу- к вира-и далее к дивъя-бхаве — рассматривается в традиционной Тантре как естественный путь человека, и данное представление выглядит родственным тому, как понимался человеческий путь в Традиции Северо-Запада.

Аналогичное представление о трёх возможных состояниях человека мы встречаем в древнескандинавской Песни о Риге, повествующей о том, как бог Хеймдалль, сокрытый под именем Риг, путешествует по земле и зачинает три рода людей: трэлей (рабов), карлов (свободных воинов и земледельцев) и ярлов (вла­стителей). И хотя в данном случае очевидный смысловой пласт Песни относится к триадности социальной, мы, памятуя о том, что «то, что вверху, как то, что внизу», связываем Песнь о Риге и с триадностью духовного пути.

Возможно, эта триадность более очевидна в структуре средне­вековых рыцарских орденов (оруженосцы — рыцари — Магистр), хотя возникшие в начале текущего тысячелетия рыцарские орде­на и находились уже где-то посередине между организациями традиционными и организациями профаническими. Гораздо более архаична и традиционна внутренняя символика артуровских сказаний, где мы встречаем ту же структуру, место Магистра в которой занимает Король (сам Артур).

Вернемся, однако, к традиции Тантры.

Пашу-бхава может обозначать состояние человека, «связанно­го узами [неведения]». Это человек, уже вступивший на некоторый путь, соблюдающий религиозную, магическую и социальную этику. В нордической Традиции пашу-бхаве соответствует чело­век, практикующий религиозно-магические действия, в том числе маг, освоивший определенные уровни волшебных Искусств, например, целительства, рунической магии или прямого психофи­зического (экстрасенсорного) воздействия. Человеку, принадлежа­щему данной бхаве, доступно использование мощи — энергии, проявляющейся во внешнем круге магии. Таким образом, для Северо-Западной Традиции пашу-бхава — человек, практикую­щий экзотерическую — внешнюю — часть учения.

Вира-бхава — сущность человека, победившего в себе те самые «узы неведения», которыми связан пашу, и активно (что важно!) двигающегося по тантрическому пути. Согласно «Камакха-тантре», вира бесстрашен, целеустремлен, непоколебимо движется к поставленной духовной цели, разумен, энергичен и очень деяте­лен. Для нас принципиально важным выглядит указание Шрипады Садашивачарья[178] о том, что вира «...имеет особую, не всегда объяс­нимую умом, склонность к следованию Тантрическому Пути... интуитивно тяготеет к практикам тантрического типа». Возможно, именно это умение вира следовать тому, что недоступно чисто ментальному мышлению и является одним из принципиальных его отличий от пашу. Не правда ли, определение Шрипады Садашивачарья — «особая, не всегда объяснимая умом, склон­ность» — весьма напоминает нашу собственную формулировку: «внутри меня есть нечто, что побуждает меня следовать этому пути». Мы можем, таким образом, определить, что переход из состояния пашу в состояние вира достигается — в наших терми­нах — проникновением во внутренний круг магии.

Здесь следует остановиться чуть подробнее и обратиться к северо-западным рунам. То, что мы сегодня называем «энергией» в магическом контексте или, корректнее, «мощью» или «мощой», в Футарке символизируется руной U, чьё имя Urus означает «Бык». В Традиции это «то, что действует», то, чем человек опери­рует во внешнем магическом круге. А то самое «нечто», заключен­ное во внутреннем круге магии, ассоциируется в Традиции с образом текучей воды и символизируется соответствующей руной — L, Lagus. В противоположность мощи, «тому, что действу­ет», эта текучая вода внутреннего круга именуется нередко «тем, что ведёт». Именно умение (способность) ощущать «то, что ведёт» и следовать ему и является главным отличием вира-бхавы от пашу-бхавы и эзотерической части традиционного учения от экзотерической.

Следующая бхава Тантры — дивья. Это — сверхчеловек, человеко-бог (от санскр. deva, «божество»). Говоря несколько упрощённо, если пашу использует грубую магическую энергию, доступную во внешнем круге, а вира совершает магию, используя свою способность двигаться по текучей воде круга внутреннего, то дивья вообще не нуждается ни в прямой, ни в косвенной магии, поскольку находится вне её кругов и изменяет мир самим своим существованием, иначе говоря — непосредственно реализуя наме­рение. Символом божественного состояния является руна A, чье имя — Óss, As или Ansuz — и означает «ас», «бог».

Представление о трёх бхавах, трёх состояниях человека, трёх областях, в которых может быть приложено его намерение, и соответственно о трёх действующих началах, является одной из базовых компонент Северо-Западной Традиции. Три руны, симво­лизирующие три этих качества — Ансуз, Лагуз и Уруз, — образуют руническое сакральное слово, своего рода «северную мантру», зна­чение которой для Севера сопоставимо со значением мантры АУМ (ОМ) для Востока:

А

U

Эту священную комбинацию рун мы встречаем на многих древнескандинавских амулетах, на древнем оружии, на магиче­ских и культовых предметах. Значение её иногда по-разному трак­туется разными исследователями, что лишь отражает широту как вложенного в неё смысла, так и области, в которой она использо­валась в древности.

Трэль: Скованный Узами

Итак, первой ступенью традиционного нордического пути является пашу (в Тантре), трэль (в Песни о Риге) или оруженосец (в рыцарской этике). Это, как уже говорилось, последователь Традиции, не посвященный в её внутренний круг.

Традиция Северо-Запада была и остается инициатической, т.е. переход из одного состояния (бхавы) в другое традиционно мыс­лится не как плавно протекающий процесс, но как преодоление порога, как трансформация, представляющая собой результат накопления определенного потенциала и единовременная его реализация, вызванная внешним или внутренним «спусковым механизмом».

Посвящением является и переход пашу-бхавы в состояние вира, связанное с получением доступа во внутренний магиче­ский круг, т.е. с раскрытием способности следовать текучей воде этого круга. В большинстве случаев, как показывают наблю­дения за людьми, проходящими данное посвящение, оно оказывается состоящим из следующих фаз, имеющих разную продолжительность.

 

1. Спонтанное появление ощущения «затягивания» вперёд, на неизвестный путь, ощущения страстного «желания без объек­та» — стремления к чему-то, что не может быть выведено в созна­ние и осознано логически. Это — первое столкновение с «тем, что ведёт», с потоком текучей воды Силы.

2. «Желание без объекта» вызывает у человека естественное беспокойство, что приводит к неосознаваемому заполнению «пустых мест» — первые же проявления «того, что ведёт» немед­ленно связываются в сознании с теми или иными целями. Однако традиционный подход подразумевает, что у «того, что ведёт» нет цели, есть только направление, и поэтому второй фазой посвяще­ния оказывается работа по освобождению сознания вообще и первых ручейков текучей воды в частности от любых целей. Такая работа подразумевает наряду с прочим и применение определен­ных инициатических технологий, в том числе технологий, ставя­щих человека в экстремальные физические, психологические и магические условия. Нередко Сила, пробивающаяся внутрь жизни человека, сама обеспечивает возникновение ситуаций, в которых человек оказывается вынужденным отыгрывать те или иные жёст­кие инициатические технологии, — в таких случаях мы говорим, что человек попадает в Дикую Охоту Силы.

3. Постепенное высвобождение внутреннего пространства и разрушение внешних, личностных[179], форм сознания, приводит к ослаблению «плотины», сдерживающей поток текучей воды Силы, — к ослаблению тех самых «уз», упоминаемых в тантриче­ском определении пашу-бхавы («связанный узами»). Наконец, наступает момент, когда под напором «того, что ведёт» происхо­дит катастрофическое разрушение сдерживающих оков сознания. Именно эта, третья, фаза и представляет собой инициацию в соб­ственном, узком, смысле слова — действие или событие, в резуль­тате которого человек получает возможность непосредственного доступа к «тому, что ведёт».

 

...Существуют архетипические концепции, общие для всех Традиций. Среди них — представление об инициации как о смерти одного человека и рождении другого: чтобы родилась бабочка, должна умереть гусеница. Особенно ярко этот принцип проявляется именно в посвящениях магических, и потому не случайно нордические боги власти и магии (славянский Велес, скандинавский Один) являются одновременно владыками Мира Мертвых. Ведомая ими Дикая Охота — в современном осмысле­нии — поднимается из Нижнего Мира для нападения на Жизнь. Но за последние десять веков мы успели инвертировать, пере­ставить с ног на голову большинство языческих понятий и прин­ципов, вывернуть Традицию наизнанку и поверить в то, что такой она и была[180].

Боги — даже боги Нижнего Мира — служат не Смерти, но Жизни. И Дикая Охота Силы, ведомая богом магии, сколь бы жёсткой и даже жестокой она ни выглядела, ведется не против Жизни, но против того, что изначально мертво в человеке — про­тив тех уз, коими скован поток текучей воды.

И так, поправ Смертью внешней смерть в себе самом, человек обретает «второе рождение» и переходит — в терминологии Тантры — во второе состояние — в вира-бхаву.

Карл: Странствующий Воин

Вира-бхава Тантры соответствует в Песни о Риге карлу, сво­бодному воину или земледельцу, а в рыцарской этике — собствен­но рыцарю.

Описанное выше посвящение, связанное с раскрытием вос­приятия внутреннего магического круга, ни в коем случае не сле­дует понимать как «освобождение» в буддийском смысле; напротив, это лишь первый шаг. Рыцарь продолжает начатую оруженос­цем работу по освобождению сознания от оков; но он уже разли­чает внешнее от внутреннего, и способен, не формируя целей, отдаться движению текучей воды Силы. Когда рыцарь безупре­чен, когда он не допускает ошибок, он становится неуловим для Дикой Охоты; и напротив, когда он ошибается, Дикая Охота Силы наносит ему удар гораздо более страшный, чем оруженосцу...

Люди короля Артура, посвященные в рыцарство Круглого Стола, отправлялись странствовать в поисках приключений. Этот мотив настолько распространен в раннесредневековом эпосе, что исследователи нередко используют для его обозначения специаль­ный термин — Странствие-поиск.

У читателя средневековых текстов артуровского цикла может сложиться впечатление, что Странствие-поиск — основное занятие рыцарей. И это действи­тельно так.

Сохранившиеся до наших дней посвященные Артуру тексты были созданы в начале текущего тысячелетия. Правление в Британии легендарного короля датируется VI веком н. э. Наличие некоторых конкретных магических терминов, принадлежащих общекельтской сакральной Традиции (Мост Лезвия, например), позволяет утверждать, что в этих сказаниях есть пласт, относя­щийся к концу I тысячелетия до н. э. Наконец, присутствие в артуровских сказаниях общеиндоевропейских мифологических символов (священное Копье, Остров Яблок и т.д.) свидетельству­ет о том, что первооснова сказаний восходит как минимум ко II тысячелетию до н. э. Таким образом, артуровская традиция — это уникальный сакральный комплекс, создававшийся в течение нескольких тысячелетий и содержащий множество уровней смысла.

Жизнь рыцаря Круглого Стола — это непрерывное странствие в поисках Силы. У этого странствия нет цели, есть только направ­ление, намерение (по Кастанеде), и потому, покидая замок Верховного Короля, рыцари отправляются на все четыре стороны. Их внешнее безразличие, на какую дорогу направить коня, в соче­тании со спокойной уверенностью в правильности пути может удивлять современного читателя рыцарских романов. Но рыцарь — посвящённый — просто следует текучей воде Силы, позволяя богам определять свой путь.

Вторую ступень посвящения в нордической Традиции харак­теризует руническая сакральная формула, распространенная в древности лишь немногим меньше, чем названная выше формула alu:

Sar

Прочтение этой формулы как с учетом особенностей построе­ния трехчастных рунических заклинаний[181], так и без такового дает нам: «Странствие под водительством богов в поисках Силы».

Это Странствие-поиск, как уже говорилось, не имеет цели, только направление. И это направление — Святой Грааль, познав который рыцарь становится Князем.

Князь: Божественный Человек

Многие исследователи сходятся в том, что в артуровской тра­диции реальность исторического Артура, военного вождя и кельт­ского короля, противостоявшего натиску германских племен с востока, отходит на задний план по сравнению с архетипическим образом Повелителя Мира, единственного Истинного Короля, каким выступает Артур в сказаниях. Точно так же историческая реальность Владимира Святого не играет никакой роли в былинах киевского цикла, рисующих великое царство солнечного Владыки. Оба этих образа являют собой отражение традиционных пред­ставлений о божественном Князе[182], человеке, принадлежащем третьей ступени развития, обладающем дивья-бхавой, используя терминологию Тантры.

Нордическая мифология отражает дуальность пути человека, поднявшегося на эту ступень. Так, сам Один, верховный бог скандинавского пантеона, выступает перед нами как божествен­ный Князь и как божественный Маг. О той же дуальности гово­рят буддийские сказания, говорящие, что Сиддхартхе (будущему Будде Шакьямуни) было предсказано стать либо буддой, про­буждённым учителем, либо чакравартином—«тем-кто-вращает-колеса [бытия]», Повелителем Мира. Таким образом, второй путь человека, достигшего третьей ступени традиционного нордиче­ского посвящения, — это путь великого Мага, какими были, вероятно, Мирддин Эмбрэйс Вледиг (Мерлин), Аполлоний Тианский и другие.

...С образом короля Артура связано еще одно пророчество, дополняющее пророчество Старшей Эдды (заколосятся хлеба без посева). ARTHURUS REX QUODAM REXQUE FUTURUS — «Артур, Король Былого и Грядущего» — так называют легендарного коро­ля источники...

 

 

Приложение 7

К вопросу о рунической письменности у балтов: несколько памятников

Данная небольшая заметка не имеет цели всестороннего рас­смотрения вопроса, вынесенного в её название; напротив, она, скорее, предназначена для того, чтобы всего лишь обозначить сам данный вопрос и кратко обсудить некоторые связанные с ним исторические памятники.

В целом, проблема существования дохристианской письмен­ности у балтских народов не является новой; она обсуждалась, хотя и не так жарко, как проблема славянских рун. Предположение о наличии у балтов эпохи позднего железа и раннего Средневековья некоей сакрализованной системы письма имеет ряд «теоретиче­ских» предпосылок, среди которых необходимо отметить, напри­мер, принадлежность балтов к североевропейской группе индоев­ропейских народов, для которой характерно использование руни­ческого письма, и их вовлечённость в культурную жизнь циркум-балтийского региона, в рамках которого формировалась и разви­валась руническая письменность. И то, и другое, разумеется, — именно «теоретические предпосылки».

Несколько большее значение имеет факт наличия у литовских и латышских племен развитой системы руноподобных сакраль­ных символов — именно системы. Возможно, одно из поздних «отражений» этой системы мы видим на так называемом «скипе­тре Гедимина» — деревянном литовском календаре XIV века, описанном еще М.М. Гусевым[183]. В отличие от более поздних дере­вянных календарей Литвы (XVII век и позднее), на которых использованы знаки, несомненно, восходящие к Младшим скан­динавским рунам[184], знаки, обозначающие месяцы на «скипетре Гедимина», не могут быть соотнесены с германским руническим письмом. Но и это — не более чем пример использования опреде­ленной системы знаков.

Конечно, единственным однозначным доводом в пользу суще­ствования письменности могут служить только памятники пись­менности. Такие памятники на землях, искони и по сей день занимаемых балтскими народами, существуют; в большинстве своем — это надписи на литовских священных камнях, описан­ные в работах, например, П. Тарасенки[185] и Р. Матулиса[186] (см. рис.). Необходимо отметить, что, говоря о памятниках дохристиан­ской письменности из балтских земель, мы — в данном контек­сте — намеренно оставляем в стороне целую группу памятников, заведомо определяемых как скандинавские или созданные под скандинавским влиянием. Однако, и отобранные таким образом памятники, как можно видеть и на приведённых прорисовках, во-первых, — совершенно явно представляют несколько разных систем письма, а во-вторых, — лишь очень немногие из них могут быть атрибутированы как рунические. Для того, чтобы делать какие-либо выводы — даже самые предварительные, — необходимо доскональное исследование происхождения и истории каждого из этих камней с надписями.

Литовские священные камни с надписями являются важной отправной точкой в изучении вопроса о дохристи­анской письменности балтов — важной, но не единственной. Существует и ряд других примеров использования балтами письма, предположительно рунического, два из которых мы кратко охарактеризуем, постаравшись остать­ся беспристрастными в отношении степени их актуальности.

Первый из этих примеров — известное «знамя Вайдевута» («Видевута» — в немецкой транскрипции). Его описание приво­дится Симоном Грунау в «Прусской Хронике», составленной в конце первой четверти XVI века; не имеет смысла лишний раз комментировать изображение на знамени, приведем лишь мне­ние В.И. Кулакова, считающего, что данное полотнище, несущее изображение триады высших богов пруссов, могло представлять собой храмовую завесу святилища Ромувы[187].

Старейшая прорисовка «знамени Вайдевута» — как предпо­лагается, на основании описания Грунау — сделана в 1585 году Каспаром Хенненбергером, знаменитым немецким ученым и картографом (в частности, создавшим первую полноценную с совре­менной точки зрения карту Пруссии). Позднее прорисовка «зна­мени» была опубликована Кристофом Гарткнохом в 1684 году в его труде «Старая и новая Пруссия»[188]. Приводимая им гравюра (см. рис.) содержит описываемые Симоном Грунау изображения богов и — неидентифицируемую надпись вдоль края «знамени».

В отношении данной надписи несомненный авторитет в прус­ской археологии и истории В.И. Кулаков пишет: «Надпись на "знамени Видевута" находит аналогии как в англо-саксонской, так и в тюркской рунических системах»[189]. На мой взгляд — если гово­рить о гравюре в издании Гарткноха — ни о какой аналогии с англо-саксонскими рунами речи идти не может; более того, над­пись вообще не является рунической. Однако это не единственная прорисовка «знамени»; на гравюре, опубликованной Теодором Нарбуттом в первой книге его девятитомного труда «История древнего народа Литвы»[190], надпись не просто отличается, но имеет совершенно иной характер, и оказывается явно рунической.

Вероятно, на настоящее время любые выводы относительно значения надписи на «знамени Вайдевута» будут безосновательны. Прежде всего, необходим подробный анализ тех источников, которыми могли пользоваться — помимо собственно описания, приводимого Симоном Грунау, — К. Гарткнох и Т. Нарбутт при составлении своих прорисовок, а также — рассмотрение всего комплекса таковых[191].

Ещё один памятник, который должен быть здесь упомянут, это печать князя Миндовга (середина XIII века), изображение кото­рой опубликовано Вацлавом Ластовским в1910 году[192]. Центральная часть печати содержит известное гербовое изображение, называе­мое современными беларусами «Погоней»; по двум краям ее идет надпись. В.У. Ластовский писал о данном памятнике: «Печать эта находится в частных руках и принадлежит собранию редкостей, назначенных в белорусский научный музей. Букв, вырезанных на этой печати, до сих пор никто не мог ещё прочитать». Судьба самого памятника сейчас неизвестна.

 

По своему характеру над­пись на «печати Миндовга» вполне может оказаться рунической, но дешифровка ее — в отсутствие оригинала печати — представляется весьма затруднительной. Тем более невозможно что-либо говорить о языке, на кото­ром сделана надпись, хотя само её наличие на печати балтского князя ещё раз заставляет задуматься о существовании в раннем Средневековье дохристиан­ской — возможно, руниче­ской, — балтской письменности, краткий обзор вероятных релик­тов которой мы только что совершили.


Содержание

 

Предисловие автора ……………………………………………..3

Глава 1

ВВЕДЕНИЕ В РУНЫ............................................................. ……………4

Введение............................................................................... ……………4

Слово «руна»....................................................................... ……………7

Руническое письмо............................................................. ……………9

Руны как знаки силы......................................................... ……………14

Владыка рун...................................................................... …………....20

Мастера рун....................................................................... ……………24

Глава 2

ИСТОРИЯ ВОПРОСА....................................................... ……………28

Начало................................................................................. ……………28

Новая эпоха........................................................................ ……………37

Современность.................................................................. …………...46

Глава 3

ИСТОРИЯ ПРИМЕНЕНИЯ РУН..................................... ……………63

Происхождение рун......................................................... ……………63

Классическая эпоха.......................................................... …………...72

Руны «младшей» эпохи.................................................... …………...90

До нашего времени........................................................... …………...97

Глава 4

ФУТАРК............................................................................. ……………106

Рунический строй........................................................... ……………106

Триадность Футарка....................................................... ……………110

Имена рун......................................................................... ……………112

Базовые значения.............................................................................. 118

Взаимосвязи...................................................................................... 131

Глава 5

АНГЛОСАКСОНСКИЕ РУНЫ...................................................... 13 5

Бритты, англосаксы, викинги......................................................... 135

Руны Семи Королевств................................................................... 139

Описания рун Нортумбрийского строя...................................... 149

Глава 6

СЛАВЯНСКИЕ РУНЫ..................................................................... 155

Несколько слов в качестве введения........................................... 155

«Вопрос о рунах у славян...»......................................................... 160

Виндланд, Земли-у-Моря............................................................... 171

Venda Runis, руны Виндланда....................................................... 175

И о волшебном... (описания рун вендского ряда).................... 190

Глава 7

РУНЫАРМАНОВ............................................................................. 203

Гвидо фон Лист................................................................................ 203

Руны Арманов................................................................................... 210

Немного о последствиях и последователях............................... 220

Глава 8

АРТЕФАКТЫ: ВОПЛОЩЕННАЯ МАГИЯ................................. 226

Рунические артефакты в истории магии..................................... 226

Холодное оружие............................................................................. 228

Брактеаты........................................................................................... 246

Волшебные кольца........................................................................... 254

Другие типы волшебных предметов............................................ 269

Глава 9

ТЕКСТЫ И ЗАКЛИНАНИЯ............................................................ 275

О текстах и заклинаниях................................................................. 275

Магия начертанных рун. Одиночные руны................................ 277

Последовательности рун................................................................ 282

Рунические сакральные слова...................................................... 290

Триадные заклинания и палиндромы.......................................... 295

Вязаные руны и гальдраставы....................................................... 302

Рунические коды.............................................................................. 317

Руническая нумерология................................................................ 333

Текстовые заклятья.......................................................................... 336

Глава 10

РИТУАЛЫ.......................................................................................... 350

Ритуалы руническою Искусства................................................... 350

Восемь навыков мастера рун......................................................... 353

Руническая мантика......................................................................... 361

Несвязанные заклятья..................................................................... 366

Связанные заклятья.......................................................................... 370

Послесловие……………………………………………………..373

Библиография

Монографии....................................................................................... 376

Диссертационные работы............................................................... 379

Периодика и сборники.................................................................... 3 80

Приложения

Приложение 1

Внеалфавитные руны и субрунические символы..................... 385

Приложение 2

Группы рунической магии............................................................. 393

Приложение 3

Новейшая руническая эпиграфика на территории
Москвы и Подмосковья................................................................... 40 5

Приложение 4

Рунические надписи Северной Америки................................... ..411

Приложение 5

Древняя Богиня и руна посвящения…………............................. 420

Приложение 6

Путь и три ступени посвящения в Северо-Западной Традиции ……….423

Приложение 7

К вопросу о рунической письменности у балтов:
несколько памятников......................................................... ………4 3 7


Научно-популярное издание Сакральная история

Платов Антон Валерьевич

РУНЫ:



Просмотров 786

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!