Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Возрастные периоды, определяемые по скелету



Возрастные периоды Временные рамки Признаки скелета
    Формирование молочной генерации зубов, появление ядер окостенения в головчатой, полулунной и трехгранной костях, в дистальном эпифизе лучевой кости
    Появление первого постоянного моляра, появление ядер окостенения в трапециевидной кости
    Появление вторых постоянных моляров, появление ядер окостенения в сесамовидных костях 1 пястнофалангового сустава
  от 14-16 до 18-22 лет  
    Начало синостозирования черепных швов
  от 33 до 54 лет От начала синостозирования швов до значительной их облитерации; отмечается большая сточенность коронок зубов
  Более 55 лет  

Вставьте в таблицу данные, подходящие по смыслу:

Возрастные периоды:

ü раннее детство,

ü первый детский,

ü второй детский,

ü юношеский,

ü первый зрелый,

ü второй зрелый,

ü старческий.

Временные рамки:

Ø 2-4 года,

Ø до 6-7 лет,

Ø 7- 14 лет,

Ø от 18-22 лет до 30-35 лет.

Признаки скелета:

· Почти полное зарастание швов, значительная атрофия альвеолярного отростка на верхней челюсти или альвеолярного края на нижней;

· Синостозирование клиновиднозатылочного синхондроза.

Г) Зарисуйте нижнюю челюсть от черепов разного возраста. Напишите краткий конспект по материалам учебника и дополнительной литературы, включающий лаконичные ответы на вопросы самоподготовки.

Д) Поделитесь на группы 3-5 человек. Пользуясь признаками половой изменчивости, определите половую принадлежность демонстрируемого черепа. Рассмотрите и определите степень зарастания швов на демонстрируемом черепе и на основании этих данных определите приблизительный возраст черепа. Составьте и задайте 1-2 вопроса соседней группе по пройденной теме. В ходе дискуссии обсудите ответы, выявите чаще встречаемые ошибки.

Ж).* По имеющимся костным препаратам определите длину тела, возраст и пол.

З)** Подготовьте краткий доклад – сообщение на одну из предложенных тем либо на свободную тему по любому вопросу в рамках тематики занятия.

.

Вопросы для самоподготовки

1. Каковы основные признаки мужского и женского черепов?

2. Какие градации возрастов приняты в современной краниологии?

3. По каким признакам можно определить возраст черепа?

4. Какие формы изменчивости характерны для скелетной системы человека?

5. Какие признаки строения скелета наиболее подвержены индивидуальной изменчивости?

6. Каковы основные характеристики мужского и женского скелетов?

7. Каким образом можно вычислить длину тела по длинным костям скелета?

Темы докладов и рефератов

  1. Развитие черепа в антропогенезе.
  2. Факторы роста и развития черепа.
  3. Определение возраста и пола по черепу и посткраниальному скелету.

Занятие № 16.

Краниометрическое исследование.
Основные краниометрические точки и размеры.

Задания для самоподготовки

А) Прочтите в учебнике и конспектах лекций данную тему: «Краниометрическое исследование. Основные краниометрические точки и размеры». Воспроизведите в рабочей тетради формы черепов в вертикальной норме. Зарисуйте череп (вид сбоку и спереди) и отметьте на рисунке основные антропометрические точки.* Составьте план ответа на каждый из вопросов для самоподготовки. Выделите вопросы, оставшиеся непонятными.

Б) Заполните в тетради таблицу согласно примеру в первых строках:

Краниометрические точки и их применение.

Краниометри-ческая точка Сокра-щенно Ориентиры на черепе Применение
глабелла glabella, gl в срединной плоскости над переносьем продольный диаметр
гонион    
гнатион   gn    
зигион      
орбитале        
лакримале      
ринион        
простион      
назион        
фронто-темпорале      
эурион      
порион        
аурикуляре      
базион      
опистокранион      
вертекс      
брегма      

В) Заполните таблицу согласно примеру в первых строках:

Краниометрические точки и размеры.

Размер черепа Точки, между которыми измеряется Инструмент Значение
продольный диаметр glabella – opisthokranion, gl - op скользящий циркуль для черепного индекса
поперечный диаметр И т. д.    
продольный диаметр      
наименьшая ширина лба      
скуловой диаметр      
ширина нижней челюсти      
высота черепа      
высота лица морфологическая      
средняя высота лица      
высота грушевидного отверстия      
ширина грушевидного отверстия      

 

Г) Поделитесь на группы 2-3 человек. Пользуясь рисунками и таблицами, найдите на черепе основные антропометрические точки. Составьте и задайте 1-2 вопроса соседней группе по пройденной теме. В ходе дискуссии обсудите ответы, выявите чаще встречаемые ошибки.

Д). Проведите краниометрическое обследование черепа из краниологической коллекции кафедры по следующему плану:

1. Измерить на основные размеры мозгового отдела черепа. Занести результаты в краниометрический бланк.

2. Измерить размеры лицевого черепа. Занести результаты в краниометрический бланк.

3. Вычислить индексы, характеризующие параметры черепа. Занести результаты в краниометрический бланк.

4. На основании проведенных измерений вычислить по формуле Пирсона емкость мозгового отдела. Сделайте вывод о размерах, форме и пропорциях черепа.

 

КРАНИОЛОГИЧЕСКИЙ БЛАНК

Могильник Местонахождение
Датировка Раскопки
Погребение № Инвентарь
Состояние сохранности
Череп: Повреждения: Посткраниальный скелет
Описательные признаки: Критерии оценки
Пол: Ж / М  
Возраст: Облитерация швов, в баллах: sutura sagittalis: sutura coronalis: sutura lambdoidea:
Форма черепной коробки (norma verticalis): эллипсоид, пентагоноид, сфеноид, сфероид, овоид, ромбоид, бирзоид.
Форма грушевидного отверстия.  
Дискретно варьирующие признаки  
Абсолютные краниометрические признаки
поперечный диаметр   средняя высота лица  
продольный диаметр   высота лица морфологическая  
наименьшая ширина лба   высота грушевид. отверстия  
ширина нижней челюсти   ширина грушевид. отверстия  
скуловой диаметр   высота черепа  
Относительные краниометрические признаки
Индексы Значение Критерии Резюме
черепной индекс      
лицевой указатель      
объем мозгового отдела черепа формула подсчеты результат
Вывод:   Исследовал:
         

Ж). Напишите краткий конспект по материалам учебника и дополнительной литературы, включающий лаконичные ответы на вопросы самоподготовки.

З)** Подготовьте краткий доклад – сообщение на одну из предложенных тем либо на свободную тему по любому вопросу в рамках тематики занятия.

Вопросы для самоподготовки

  1. Какие основные измерения черепа приняты в краниологии?
  2. Какие существуют формы черепа?
  3. Для чего необходимо вычислять объем мозгового отдела черепа?
  4. Насколько точно можно определить емкость мозговой полости по внешним формам черепа?
  5. Какие значения средней емкости черепной коробки характерны для современных европейцев?
  6. Какие диаметры используют для характеристики размеров и формы мозгового отдела черепа?
  7. Рассказать о наиболее значимых описательных признаках черепа.
  8. Рассказать о выступании лица (прогнатность-ортогнатность) как о расовом признаке.

Темы докладов и рефератов

  1. Общее понятие о краниометрических признаках и их классификация.
  2. Краниометрическая методика Р. Мартина.
  3. Этнические признаки черепа.
  4. Искусственные деформации черепа.
  5. Восстановление лица по черепу.

 


Занятие № 17.

Антропологическая одонтология. Закономерности развития
и смены зубов. Различие морфологии зубов в различных расовых
и этнических группах.

Задания для самоподготовки

А) Прочтите в учебнике и конспектах лекций данную тему: «Антропологическая одонтология. Закономерности развития и смены зубов. Различие морфологии зубов в различных расовых и этнических группах. Одонтоскопия». Составьте план ответа на каждый из вопросов для самоподготовки. Выделите вопросы, оставшиеся непонятными.

Б) Дайте определения следующим терминам.

Дифиодонтизм  
Гетеродонтный тип  
Лингвальный бугорок  
Протоконус  
Параконус  
Метаконус  
Гиподонтия  
Краудинг  
Тригонид  
Талонид  
Протоконид  
Метаконид  
Мезиоденс  
Индекс коронки  
Модуль коронки  
Средний модуль зубного ряда  
Микродонт  
Мезодонт  
Макродонт  
Лопатообразность резцов  
Бугорок Карабелли  
Северный грацильный тип  
Южный грацильный тип  

 

В) Выпишите все известные Вам формы записи зубной формулы. Назовите порядок расположения зубов в альвеолах верхней (нижней) челюсти взрослого. Назовите порядок (запишите формулу)* расположения зубов в альвеолах нижней челюсти ребенка 2-х, 3-х, 4-х, 5-ти лет.

Г) Поделитесь на группы 2-3 человек. Составьте и задайте 1-2 вопроса соседней группе по пройденной теме. В ходе дискуссии обсудите ответы, выявите чаще встречаемые ошибки.

Д). Опишите рентгенограмму (одонтограмму) по следуюшему плану:

1) Описать особенности мягких тканей.

2) Описать особенности костных образований, отмечая пневматизацию пазух, выраженность контрфорсов, признаки уплотнения и разрежения костной ткани и т.д..

3) Записать зубную формулу, отмечая прорезавшиеся и непрорезавшиеся зубы, наличие дефектов и следов лечения (пломбы, иск. коронки и т.п.)

4) Определить биологический возраст пациента.

5) Сделать заключение по одонтограмме.

Ж). Покажите и назовите части зуба. Показать поверхности коронки зуба. Определите признаки латерализации для зубов каждого класса. Среди отдельных зубов найдите верхние медиальный и латеральный резцы, клык, верхний и нижний премоляры. Определить количество бугорков на жевательной поверхности моляров.

З)* Напишите краткий конспект по материалам учебника и дополнительной литературы, включающий лаконичные ответы на вопросы самоподготовки. Проведите одонтоскопическое и одонтометрическое обследование зубов из одонтологической коллекции кафедры по следующему плану:

1. Измерить основные размеры зубов. Занести результаты в одонтологический бланк.

2. Вычислить индексы, характеризующие параметры зуба. Занести результаты в одонтологический бланк.

3. Определить примерный возраст по сточенности жевательной поверхности моляров.

И)** Подготовьте краткий доклад – сообщение на одну из предложенных тем либо на свободную тему по любому вопросу в рамках тематики занятия.

Вопросы для самоподготовки

  1. Назовите виды молочных и постоянных зубов.
  2. Опишите сроки и порядок прорезывания молочных зубов.
  3. Опишите сроки и порядок прорезывания постоянных зубов.
  4. Перечислите основные аномалии зубов.
  5. Опишите основные признаки этнотерриториальной изменчивости морфологии зубов.
  6. Опишите основные признаки редукционного комплекса.
  7. Что такое одонтоглифика?
  8. Опишите основные различия одонтологических комплексов монголоидных и европеоидных групп.

Занятие № 18.



Просмотров 751

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!