Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Развитие, индивидуальная и возрастная изменчивость половой, мочевыделительной систем и эндокринных органов



Задания для самоподготовки

А) Прочтите в учебнике и конспектах лекций данную тему: «Развитие, индивидуальная и возрастная изменчивость мочеполового аппарата и эндокринной системы». Выделите в тексте (устно) предложения, несущие информацию об общем плане строения мочевыводящих путей. Выделите предложения, несущие информацию о гипоталамогипофизарной регуляции менструального цикла. Составьте план ответа на каждый из вопросов для самоподготовки. Выделите вопросы, оставшиеся непонятными.

Б) Дайте определения следующим терминам.

Нефрогонотом  
Пронефрос  
Мезонефрос  
Метанефрос  
Нефрон  
Мюллеров проток  
Парамезонефральный проток  
Клетки Сертоли  
Оогонии  
Овоцит  
Гипоталамо-гипофизарная система  
Примордиальный фолликул  
Пузырчатый фолликул  
Граафов пузырек  
Юкстагломерулярный аппарат  
Ренин  
Фолликулярные клетки  
Клетки Лейдига  
Островок Лангерганса  
Тироциты  
Паратгормон  
Альдостерон  
Кортикостероиды  
Атриальный гормон  

 

В) Заполните таблицу, используя фразы, данные под таблицей:

Регуляция циклических изменений в женских половых органах.

Уровни (и факторы) регуляции Гормональный фон (▼снижен ▲ повышен) Изменения в органах-мишенях
Гипоталамус-гипофиз Гонады   Матка  
эпифиз и таламические центры, кора лимба (экзо- и эндогенные факторы) ▲ кортико-стероидов (адренархе) ▼ половых гормонов активизация гипоталами-ческих центров повышение чувствительности гонад к гормонам гипофиза (гонадостарт) отсутствие циклических изменений
гипоталамус (активность эпифиза и коры) ▲ гонадо-либеринов активизация передней доли гипофиза повышение чувствительности гонад к гормонам, инволюция желтого тела фаза десквамации
    деактивиза-ция по обратной связи рост и активность фолликулов до овуляции  
гипоталамус (▲ уровень эстрогенов) гонадо-либеринов ▲ гонадо-статинов; активизация передней доли гипофиза овуляция остановка пролиферации
гипофиз (▲ гонадо-статинов);   деактивиза-ция по обратной связи    
гипоталамус (половых гормонов) ▼ половых гормонов; активизация центров гипоталамуса инволюция желтого тела фаза ишемии
гипофиз (▲ гонадо-либеринов ) ▲ ФСГ   повышение чувствительности гонад к гормонам, инволюция желтого тела  

Уровни (и факторы) регуляции:

· гипофиз (гонадолиберины)

Гормональный фон:

· ▲ ФСГ, ▲ эстрогенов;

· активизация передней доли гипофиза

· ▲ ЛГ; ▲ гестагенов, ▼эстрогенов

Изменения в органах-мишенях

· активизация передней доли гипофиза, фаза десквамации

· рост и активность желтого тела, фаза секреции

· фаза пролиферации

Г) Поделитесь на группы 2-3 человек. На обзорной рентгенограмме органов брюшной полости либо на снимке с контрастированием мочевыводящих путей опишите органы мочевыделительной системы по следующему плану:

Описать особенности мягких тканей и скелета.
Определить тип телосложения
Выявить общие контуры, размеры и форму почек.
В почках описать скелетотопию, форму, размеры органа (ширина, длина, наклон, контрастность, четкость, наличие затемнений в корковом веществе), в чашечнолоханоченой системе отметить вариант строения, наличие патологических затемнений, их количество, форму, размеры, четкость контуров, контрастность, локализацию.
В мочеточниках и мочевом пузыре описать диаметр, форму, локализацию сужений и наличие затемнений.

Д). Поделитесь на группы 2-3 человек. Составьте и задайте 1-2 вопроса соседней группе по пройденной теме, проверьте правильность описания рентгенограммы. В ходе дискуссии обсудите ответы, выявите чаще встречаемые ошибки.

Ж). Используя все доступные Вам препараты, рентгенограммы и муляжи, покажите и назовите: элементы строения почки, нефрон и его части, органы мочевыведения, органы женской половой системы, слои матки; яичко и его придаток, простату и ее части, семявыносящий проток и его части, мужскую уретру и ее части; щитовидную железу, надпочечники, поджелудочную железу.

З)* Опишите размеры и положение матки в разные сроки беременности в зависимости от телосложения. Напишите краткий конспект по материалам учебника и дополнительной литературы, включающий лаконичные ответы на вопросы самоподготовки.

И)* На поверхности тела нанесите проекцию почек и мочеточников, стараясь учитывать пол, возраст и тип телосложения.

К)** Подготовьте краткий доклад – сообщение на одну из предложенных тем либо на свободную тему по любому вопросу в рамках тематики занятия.

Вопросы для самоподготовки

1. Расскажите об источниках и механизмах развития мочеполового аппарата.

2. Опишите возрастную изменчивость топографии почки.

3. Что представляет собой фиксирующий аппарат почки? Как он меняется с возрастом? Перечислите оболочки почки.

4. Опишите варианты формы и положения почек и мочевого пузыря, в зависимости от пола, возраста и соматотипа.

5. Расскажите о возрастных особенностях мужской половой системы.

6. Перечислите возможные варианты расположения яичка и его отношения к брюшине.

7. Что представляет собой эндокринная часть яичка?

8. Опишите варианты и аномалии расположения матки в тазу.

9. Перечислите фазы яичниковый цикл.

10. Опишите фазы и механизм регуляции маточного цикла.

11. Опишите варианты формы и положения женских половых органов в зависимости от возраста и соматотипа.

12. Что такое параметрий и фиксирующий аппарат матки? Какие изменения происходят в них с возрастом?

13. Расскажите о возрастных особенностях женской половой системы.

14. Опишите варианты формы и положения надпочечников в зависимости от пола, возраста и соматотипа.

15. Опишите эндокринную часть поджелудочной железы: строение, функции и возрастные изменения.

16. Расскажите о возрастных особенностях гипоталамо-гипофизарной системы.

17. Опишите возрастные и половые особенности щитовидной железы.

18. Как разделяются эндокринные органы по их эмбриональному развитию? К какой группе относятся корковое вещество надпочечников, эндокринная часть яичка и яичника, простаты и матки?

Темы докладов и рефератов

  1. Факторы регуляции развития мочевыделительной системы.
  2. Антропометрические особенности больных с патологией почек.
  3. Соматотип и патология мочевыделительной системы.
  4. Факторы регуляции развития мужской половой системы.
  5. Аномалии мужских половых органов.
  6. Соматотип и патология мужских половых органов.
  7. Факторы регуляции развития женской половой системы.
  8. Аномалии женских половых органов.
  9. Антропометрические особенности больных с патологией половой системы.
  10. Соматотип и патология женских половых органов.
  11. Факторы регуляции развития эндокринной системы.
  12. Аномалии эндокринных желез.
  13. Антропометрические особенности больных с эндокринной патологией.
  14. Соматотип и патология щитовидных желез.

Занятие № 21.

Развитие, индивидуальная и возрастная изменчивость
сердечно-сосудистой и лимфатической систем, органов кроветворения и иммуногенеза.

Задания для самоподготовки

А) Прочтите в учебнике и конспектах лекций заданную тему: «Развитие, индивидуальная и возрастная изменчивость органов сердечнососудистой, лимфатической и кроветворной систем». Составьте план ответа на каждый из вопросов для самоподготовки. Выделите вопросы, оставшиеся непонятными.

Б) Выделите в тексте (устно) предложения, несущие информацию об общем плане строения стенок сосудов и отличительных особенностях сосудов каждого типа. Дайте определения следующим терминам.

Артериола  
Венулы  
Вилочковая железа  
Волокна Пуркинье  
Клапанный аппарат сердца  
Лимфангион  
Лимфатические капилляры  
Лимфатические стволы  
Лимфатические протоки  
Лимфатические узлы  
Луковица аорты  
Мезодерма  
Мезенхима  
Миндалины  
Правый лимфатический проток  
Митральный клапан  
Прекапилляры  
Посткапилляры  
Подключичный и яремный стволы  
Пучок Гиса  
Сердечный коллоид  
Система микроциркуляции  
Тренированность  

 

В) Заполните таблицу, используя фразы, данные под таблицей:

Признаки старения сердечнососудистой системы.

  Особенности строения
Артерии    
Вены    
Сердце    
Лимфатические сосуды  
Лимфатические узлы  

ü капиллярное русло редуцируется, на сосудах образуются выпячивания разной величины и формы;

ü уменьшается количество и увеличиваются размеры, меняется их конструкция;

ü изменение формы, размеров и положения в грудной полости;

ü увеличение извилистости сосудов;

ü гипертрофия интимы, при этом гиперпластические процессы в интиме сочетаются с деструктивными;

ü изменение строения и расположения эндотелиальных клеток;

ü уменьшение количества фибробластов и тучных клеток;

ü неравномерное повышение содержания коллагена с увеличением длины и диаметра коллагеновых волокон;

ü размеры сосочковых мышц уменьшаются до рудиментарных;

ü сухожильные нити приобретают наибольшую относительную длину

Г) Напишите краткий конспект по материалам учебника и дополнительной литературы, включающий лаконичные ответы на вопросы самоподготовки.

Д). Поделитесь на группы 2-3 человек. Составьте и задайте 1-2 вопроса соседней группе по пройденной теме. В ходе дискуссии обсудите ответы, выявите чаще встречаемые ошибки.

Ж). Используя все доступные Вам препараты, рентгенограммы и муляжи, покажите и назовите: отделы большого и малого кругов кровообращения; элементы внешнего строения сердца; камеры сердца, элементы рельефа и отверстия в каждой из них, магистральные сосуды конечностей.

З)* На поверхности тела нанесите проекцию дуги аорты и грудной ее части, подключичной, сонной, плечевой, лучевой, локтевой, бедренной и подколенной артерий, стараясь учитывать пол, возраст и тип телосложения.

И)** Подготовьте краткий доклад – сообщение на одну из предложенных тем либо на свободную тему по любому вопросу в рамках тематики занятия.

Вопросы для самоподготовки

1. Факторы регуляции развития сердечнососудистой системы

2. Опишите варианты формы и положения сердца в зависимости от соматотипа, возраста и пола.

3. Опишите варианты строения клапанного аппарата сердца.

4. Как зависит строение и функция сердца от физических нагрузок?

5. Перечислите группы аномалий сердца.

6. Какие Вы знаете комбинированные пороки сердца?

7. Опишите варианты отхождения ветвей от дуги аорты.

8. Перечислите возможные варианты ветвления бедренной артерии.

9. Расскажите об изменчивости вен с возрастом.

10.Как меняется с возрастом система микроциркуляции?

11.Что относят к органам иммунной системы?

12.Отличия лимфатических сосудов от кровеносных.

13.Опишите возрастные и половые особенности лимфатической системы.

14.Что такое грудной проток? Опишите варианты его топографии и впадения.

15.Как меняются с возрастом органы иммунной системы?

Темы докладов и рефератов

  1. Факторы регуляции развития сердечнососудистой системы.
  2. Аномалии сердечнососудистой системы.
  3. Антропометрические особенности больных с патологией сердечнососудистой системы.
  4. Факторы риска патологии сердца и сосудов.
  5. Аномалии органов иммунной системы.
  6. Антропометрические особенности больных с патологией иммунной системы.

 

Занятие № 22.

Развитие, индивидуальная и возрастная изменчивость
центральной и периферической нервной системы.

Задания для самоподготовки

А) Прочтите в учебнике и конспектах лекций заданную тему: «Развитие, индивидуальная и возрастная изменчивость центральной нервной системы, периферической и вегетативной нервной системы». Составьте план ответа на каждый из вопросов для самоподготовки. Выделите вопросы, оставшиеся непонятными.

Б) Дайте определения следующим терминам.

Эктодерма  
Нейруляция  
Нейробласты  
Цитоархитектоника  
Миелоархитектоника  
Передний мозг  
Конечный мозг  
Промежуточный мозг  
Средний мозг  
Задний мозг  
Продолговатый мозг  
Мост  
Мозжечок  
Нервный гребень  
Чревное сплетение  
Ацетилхолин  
Норадреналин  
Паравертебральный ствол  
Звездчатый ганглий  
Превертебральные сплетения  
Эпиневрий  
Периневрий  
Экстрамуральный узел  
Интрамуральный узел  
Эктодерма  
Нейруляция  
Нейробласты  
Цитоархитектоника  
Миелоархитектоника  

 

В) Выделите в тексте (устно) предложения, несущие информацию о:
а) скелетотопии спинного мозга в разном возрасте;

б) соматической трехнейронной рефлекторной дуге. Зарисуйте в тетради схему простой соматической трехнейронной рефлекторной дуги.

Г) Используя все доступные Вам препараты, рентгенограммы и муляжи, покажите и назовите: ветви лицевого нерва и тип его ветвления; отделы, сплетения и нервы парасимпатической и симпатической системы.

Д). Поделитесь на группы 2-3 человек. Составьте и задайте 1-2 вопроса соседней группе по пройденной теме. В ходе дискуссии обсудите ответы, выявите чаще встречаемые ошибки.

Ж). Используя все доступные Вам препараты, рентгенограммы и муляжи, покажите и назовите: элементы внешнего и внутреннего строения спинного мозга; отделы головного мозга,борозды и извилины первого и второго порядка; желудочки мозга, элементы рельефа и отверстия каждой из полостей; артерии, составляющие вилизиев круг.

З) Напишите краткий конспект по материалам учебника и дополнительной литературы, включающий лаконичные ответы на вопросы самоподготовки. Зарисуйте в тетради схему вегетативной рефлекторной дуги для симпатической и парасимпатической систем. Отметьте отличия между дугами.

И)* На поверхности черепа нанесите проекцию центральной и латеральной борозд, стволов внутренней сонной и позвоночной артерий.

К)* Зарисуйте схему рефлекторных дуг рефлексов: а. слюноотделения при стимуляции корня языка горькой таблеткой; б. слюноотделения в ответ на прикосновение кончиком языка к предмету; в. реакции зрачка на свет;
г. рвотного рефлекса при пищевом отравлении.

Л)** Подготовьте краткий доклад – сообщение на одну из предложенных тем либо на свободную тему по любому вопросу в рамках тематики занятия.

Вопросы для самоподготовки

1. Опишите возрастную изменчивость головного мозга.

2. Как зависят строение и функция головного и спинного мозга от физических нагрузок?

3. Как зависят строение и функция головного и спинного мозга от умственных нагрузок?

1. Перечислите группы аномалий органов ЦНС.

2. Опишите строение периферического нерва, нервного узла.

3. Опишите источники, состав, локализацию, ветви и область иннервации плечевого сплетения.

4. Опишите источники, состав, локализацию, ветви и область иннервации поясничного сплетения.

5. Опишите источники, состав, локализацию, ветви и область иннервации крестцового сплетения.

6. Перечислите черепные нервы, место выхода из мозга и область иннервации.

7. Как зависят строение и функция компонентов периферической нервной системы, вегетативной нервной системы от физических нагрузок?

8. Опишите варианты отхождения ветвей лицевого нерва.

9. Перечислите отличия вегетативной нервной системы от соматической.

10.Назовите различия между отделами вегетативной нервной системы.

Темы докладов и рефератов

  1. Факторы регуляции развития головного мозга.
  2. Локализация функций в коре головного мозга.
  3. Филогенез нервной системы.
  4. Развитие нервной системы в антропогенезе.
  5. Опишите возрастную изменчивость головного мозга.
  6. Как зависят строение и функция головного мозга от физических нагрузок?
  7. Как зависят строение и функция головного мозга от умственных нагрузок?
  8. Перечислите группы аномалий органов ЦНС.
  9. Опишите варианты отхождения ветвей лицевого нерва.
  10. Перечислите отличия вегетативной нервной системы от соматической.
  11. Назовите различия между отделами вегетативной нервной системы.
  12. Факторы регуляции развития и регенерация периферических нервов.
  13. Филогенез вегетативной нервной системы.
  14. Развитие периферической нервной системы в антропогенезе.
  15. Изменчивость вегетативной нервной системы и связь с типами темперамента.

Занятие № 23.

Развитие, индивидуальная и возрастная изменчивость
органов чувств.

Задания для самоподготовки

А) Прочтите в учебнике и конспектах лекций заданную тему: «Развитие, индивидуальная и возрастная изменчивость органов чувств». Составьте план ответа на каждый из вопросов для самоподготовки. Выделите вопросы, оставшиеся непонятными.

Б) Дайте определения следующим терминам:

Эктодерма  
Нейруляция  
Глазной бокал  
Слуховой пузырек  
Анализатор  
Зрительный путь  
Вестибулярный анализатор  
Слуховой пузырек  
Слуховой анализатор  
Спиральный орган  
Извилина Гешля  
Анализатор вкуса  
Анализатор кожной чувствительности  
Двигательный анализатор  
Лимбическая система  
Сводчатая извилина  
Анализатор вкуса  
Анализатор кожной чувствительности  
Двигательный анализатор  

 

В) Заполните таблицу согласно обозначениям на рисунке.

Фронтальный разрез через органы равновесия и слуха человека:

I  
II  
III  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Г) Выделите в тексте предложения, несущие информацию о: а) проводящих путях органов чувств; б) специализированных рецепторных структурах кожи. Зарисуйте в тетради схему строения глазного яблока при близорукости, дальнозоркости и нормальном зрении. Зарисуйте схему прохождения звуковой волны из внешней среды до кортиевого органа. Зарисуйте в тетради схему лимбической системы.

Д). Используя все доступные Вам препараты, рентгенограммы и муляжи, покажите и назовите: оболочки глазного яблока, части зрительного анализатора, элементы строения преддверноулиткового органа, части слухового анализатора, костный лабиринт: элементы рельефа и отверстия каждой из полостей, перепончатый лабиринт и его части; центральные и периферические структуры лимбической системы, части вкусового анализатора, элементы рельефа языка.

Ж)*. Напишите краткий конспект по материалам учебника и дополнительной литературы, включающий лаконичные ответы на вопросы самоподготовки.

З)* Нарисуйте схему проводящего пути температурной и болевой чувствительности.

И)* Зарисуйте схему рвотного рефлекса при раздражении вестибулярного аппарата.

К)** Подготовьте краткий доклад – сообщение на одну из предложенных тем либо на свободную тему по любому вопросу в рамках тематики занятия.

Вопросы для самоподготовки

1. Опишите развитие и возрастную изменчивость глазного яблока.

2. Как зависит зрение от строения фиброзной оболочки?

3. Как зависят строение и функция головного мозга от умственных нагрузок?

4. Перечислите группы аномалий органов чувств.

5. Опишите варианты строения наружного уха.

6. Перечислите аномалии органа слуха.

7. Варианты строения вкусового и обонятельного анализаторов.

8. Опишите рецепторный аппарат кожи.

Темы докладов и рефератов

  1. Локализация чувствительности в коре головного мозга.
  2. Регуляция развития органа зрения.
  3. Вариантная изменчивость органа зрения.
  4. Вариантная изменчивость органа слуха.
  5. Вестибулярные нарушения и их морфологическая основа.
  6. Аномалии чувствительности.

Занятие № 24.



Просмотров 1426

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!