Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Исследования в области связей с общественностью



 

Тема знакомит с научными и практическими методами и моделями исследований в планировании проведения PR-кампаний, а также в практике повседневной информационно-коммуникативной деятельности специалистов рассматриваемого профиля. Основное внимание сконцентрировано как на овладении теоретическими основами исследовательской деятельности в связях с общественностью, так и на их практическом применении в различных областях общественной жизни: менеджменте, политике, культуре, образовании и т.д.

После завершения работы над материалами раздела и ознакомлением предлагаемой основной и дополнительной литературой студент должен:

1. Понимать роль и значение исследовательской деятельности в планировании и оценке результатов кампаний по связям с общественностью (паблик рилейшнз).

2. Знать теорию и практику применения методов исследовательской деятельности в связях с общественностью (паблик рилейшнз).

3. Владеть умениями и навыками анализа статистических данных объекта исследования.

4. Проводить исследование так, чтобы цель и результат исследования от его концептуального обоснования до презентации совпадали.

Студенту необходимо представить выполненный в письменной форме аналитический обзор проведённого по теме самостоятельного исследования (исследовательского проекта), в котором должны быть отражены виды иссле-дований, а также приёмы и методы их осуществления в конкретной инфор-мационно-коммуникативной ситуации: в политике, бизнесе или культуре.

Для чего необходимы исследования

В связях с общественностью

Исследования лежат в основе планирования PR-кампании и помогают направить в нужное русло процесс ее осуществления. Исследования как процесс выработки знаний о чем-либо или о ком-либо призваны устанавливать факты, тенденции, закономерности, позволяющие объяснить и конкретизировать реальную ситуацию, в которой осуществляет свою деятельность организация, будь то предметно-вещественная среда, сфера услуг, политические или культурные события.

Наиболее распространенным является деление исследований на прикладные и фундаментальные. Исследования в связях с общественностью большей частью относятся к прикладным, т.к. они направлены на решение социальных практических задач. Вместе с тем, исследования в области информационно-коммуникативной деятельности следует рассматривать и под углом зрения как теоретического, так и прикладного значения. В связи с этим необходимо сказать о том, что существует вопрос, до сих пор не получившей однозначного ответа в отечественной литературе по данной теме. Суть вопроса состоит в следующем - следует ли считать связи с общест-венностью наукой или же это область знаний чисто прикладного характера?

Если обратиться к серьезным зарубежным публикациям ведущих специалистов в этой области, то в них подчеркивается, что важнейшей проблемой практического осуществления стратегических планов деятельности специалистов по связям с общественностью, являются исследования, обеспе-чивающие эффективность коммуникации, а, следовательно, и возможностей достижения успеха[29]. Очевидно при этом, что исследования любого типа носят либо непосредственно теоретический характер, либо стимулируют развитие теории через обобщения, систематизацию ситуационных фактов, результатов эмпирических наблюдений, статистических данных, социологических опросов и т.д. Но и исследования эмпирических материалов проводятся на основе таких наук, как социология, лингвистика, психология, социолингвистика и т.д.

Данные этих исследований ведут к научным выводам, философским размышлениям и обобщениям. Более того, для проведения обобщений в связях с общественностью используются методы научного познания, принятые как в фундаментальных, так и прикладных сферах познавательной деятельности человека - метод системного и функционального анализа, сравнительный метод, мониторинг и обобщение полученных данных. Исходя из этого, связи с общественностью следует рассматривать как прикладную науку, отличающуюся социально-практической направлен-ностью.

Исследования предполагают также два уровня - эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень исследований характеризуется накоплением знаний о фактах, получаемых в результате наблюдений и экспериментов о качественных и количественных показателях объектов, явлений или событий. Эмпирические исследования накапливают материал для теоретических обобщений и разработок, позволяющих создавать более или менее целостное представление о существенных связях и отношениях в определенной области действительности, а также прогнозировать возможности их развития на будущее. Примером подобного типа исследований являются мониторинг прессы, социологические опросы, фокус-группы, интервью и т.д.

Приведенные в таблице № 1 на с. 72-73 варианты использования связей с общественностью как функции менеджмента и механизма коммуникации свидетельствуют о том, что задачи и методы исследований в этой области должны соответствовать содержанию и целям развития организации, формирования и продвижения ее позитивного имиджа в общественном мнении целевых аудиторий и общественности в целом. Как функция менеджмента связи с общественностью преследуют цель достижения взаимопонимания, взаимовыгодных отношений между организацией и общественностью как внутренней, так и внешней, т.е. с коллегами, сотрудниками, партнерами, потребителями, властными структурами и т.д. Как механизм коммуникации связи с общественностью выступают в качестве средства упорядочения и стабилизации информационно-коммуникативных процессов внутренней и внешней среды организации, ее развития, а также усиления эффективности ее деятельности и полезности для общественности.

В первом случае имеются в виду ответы на такие вопросы, как: кто? что?, как? Что касается второго, т.е. коммуникационного аспекта, то здесь доминирующее положение занимают вопросы: кто, когда, где, почему, с какой целью?

Что касается выбора методов исследования, то в первом случае (PR как функции) определяющее значение приобретают те методы, с помощью которых раскрывается содержание, сущность проблемы, т. е. качественные исследования, а во втором - преобладают те, с помощью которых осуществим выбор формы и средств достижения цели, т. е. исследования количественные. Сказанное выше, однако, не означает, что в первом и во втором случае действуют только одни, специфичные для каждого из случаев методы. Отнюдь. Речь идет только о том, какие из методов исследований играют ведущую роль в первом и во втором случаях.

В процессе деятельности, связанной с подготовкой и проведением кампаний по связям с общественностью, используются исследования научные, эмпирические, прикладные, социальные, оценочные и т.д. Различия между ними определяются предметом исследования, методами и средствами его проведения.


Таблица № 1

Функция менедж-мента Паблик рилейшнз Маркетинг Реклама Продвижение товара
  Строит взаимовыгод-ные связи с обществен-ностью Представляет продукт и/или обслуживает интересы потребителей Производит (создает), размещает и оплачивает сообщение в СМИ Представляет деятельность, направленную на то, чтобы поддержать рекламу продажи

 

Механизмы в коммуни-кации Паблик рилейшнз Маркетинг Реклама Продвижение товара
Реклама как механизм Выпускает сообщения в СМИ для рекламы в развитии организации Создает сообще-ния в СМИ для рекламы продук-ции (товара) или услуг   Делает реклам-ные сообщения в СМИ, согла-суемые с инфор-мированностью о деятельности
Маркетинг как механизм Укрепляет отношения с потребителями, удовлетворяя их потребности в товарах и услугах   Усиливает сообщение хорошо пред-ставленной рекламой товаров и услуг Усиливает активность по созданию паблисити товаров и услуг
Паблик рилейшнз как механизм   Создает хорошо воспринимаемую информацию как поддержку эффекта пред-ставленного товара или услуг потребителю Усиливает рекламируемое сообщение созданием имиджа организации Создает хороший имидж для организации
Промоушн как механизм Использует события и направляет деятельность на создание добросердечных взаимоотноше-ний с членами организации Использует собы-тия и направля-ет деятельность на привлечение внимания к демонстрируемым товарам для потребительских нужд Использует и направляет дея-тельность и ис-пользует собы-тия для привле-чения внимания к рекламируе-мым товарам и услугам  
Информиро-ванность как механизм Распространяет информацию в СМИ для того, чтобы рассказать о деятельности, сплачивающей людей Создает информацию о пользе товаров и услуг Создает информацию, покупая время в СМИ для показа пользы товаров и услуг Создает информацию специально о пользе товаров или услуг с целью их продажи
Особый случай как механизм. (Запланиро-ванная ситуация) Планирует ситуацию для создания паблисити с целью формирования определенных отношений Планирует ситуацию с целью рекламы пользы товаров и услуг Планирует ситуацию для создания паблисити рекламируемых товаров и услуг Планирует ситуацию для создания рекламы товаров или услуг с целью их продажи[30]

 

 

В практике связей с общественностью широко применяются различного рода исследования, позволяющие оценить условия осуществления стратегических целей развития организаций, планы проведения кампаний по продвижению последних, а также изучить степень их эффективности.

Исследования бывают первичными (получение информации из первых рук или личное участие исследователя в отборе интересующих данных) и вторичными (получение информации через вторые руки или сбор информации из различных источников - СМИ, опросные листы и т.д.).

Исследования классифицируются на формальные, подразделяющиеся на качественные и количественные, а также неформальные, к которым, как правило, относят аудит мнений, коммуникационный аудит, журналистское расследование. По методам изучения необходимых данных исследования подразделяются на кабинетные и полевые, которые, в свою очередь, предполагают также определённую классификацию в зависимости от целей, предмета, условий и задач изучения имеющейся информации. Так, к примеру, качественные исследования, предполагающие описание предмета исследования, опираются на методы историографических и архивных методов исследований, глубинные интервью и фокус-группы. Количественные же исследования, опирающиеся на статистические данные и имеющие цифровое измерение, предполагают контент-анализ, обзорные, сравнительные и оценочные исследования.

Что касается кабинетных, то к ним относятся такие исследования, как контент-анализ СМИ и Интернет-ресурсов, мониторинг СМИ, анализ статистических данных и копоративных изданий, маркетинговые исследования, анализ документации и законодательных актов. К полевым исследованиям, как правило, относят различного вида опросы - анкетные, интервьюирование, телефонные, фокус-группы, интерактивные опросы и т.д.

Инструментарием исследовательской деятельности в связях с общественностью являются анкеты, информационные материалы, интервью, статистические данные, документы, архивные материалы и т.д.

Основными составляющими исследования являются следующие неразрывно связанные между собой звенья: 1) определение цели и постановка задач; 2) анализ имеющейся информации по ключевой проблеме организации, а также условий, возможностей и методов решения поставленных ею задач; 3) анализ выдвигаемых моделей и гипотез, а также механизмов их осуществления; 4) оценка полученных результатов, их сопоставление с поставленными целями и задачами, а также прогнозирование дальнейшего развития организации и возможное использование методов, накопленного опыта для планирования и проведения следующей кампании по связям с общественностью. На последней ступени исследования необходима разработка моделей (прогнозов) дальнейшего хода событий или будущих вариантов развития объекта исследования (правительственных или административных органов власти, фирмы, партии, производственного объединения и т.д.).

Необходимо иметь в виду, что исследования являются неотъемлемым компонентом всей 4-ступенчатой модели PR-кампании - собственно исследований, планирования, осуществления и оценки результатов. Отнесение исследований только к первой ступени кампании по связям с общественностью является глубоко ошибочным мнением, т.к. осуществление PR-кампании с целью достижения положительного результата предполагает информационно-аналитическую деятельность на весь период проведения акции. Вместе с тем, исследования являются и необходимой составной частью в практике повседневной деятельности PR-специалиста.

 



Просмотров 2235

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!