Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Правовой статус специализированных трибуналов
Специализированные трибуналы — это новое звено судебной власти Европейского Союза, создание которого впервые предусмотрено Ниццким договором 2001 г. (ст. 225АДЕС). Цель создания специализированных трибуналов состоит в том, чтобы разгрузить Суд ЕС и Трибунал первой инстанции, которые в последние годы оказались буквально «завалены» делами. Так, в 2004 г. Суд завершил рассмотрение в общей сложности 665 дел (в 2003 г. — 494 дела), при этом остаток на следующий год составил 840 дел. Средний срок рассмотрения дел в Суде и Трибунале достигает двух лет с момента подачи искового заявления или направления преюдициального запроса, а иногда и превышает эту цифру. Из нескольких вариантов решения проблемы (разделить Суд ЕС на Верховный и Конституционный суды, создать несколько трибуналов первой инстанции с территориальной подсудностью, по одному на каждое государство-член или на несколько государств и др.) был избран самый гибкий — образовать третье звено судебной системы, с остоящее из судов специальной юрисдикции, количество которых не ограничивается. Эти будущие суды получили общее название «судебные палаты». Однако ввиду неудобства избранного термина, приводящего к путанице со структурными подразделениями Суда и Трибунала первой инстанции (палатами в составе трех или пяти судей и большими палатами), в настоящее время наиболее часто применяется обозначение «специализированные трибуналы». Оно же использовано и Лиссабонском договоре 2007 г. Правом учреждать специализированные трибуналы наделен Сонет Европейского Союза, принимающий соответствующее решение по предложению Европейской комиссии или по запросу Суда ЕС. решении Совета о создании конкретного специализированного трибунала должны быть указаны, в частности, его состав и круг дел, отнесенных к его юрисдикции. Согласно ст. 225АДЕС Совет также уполномочен производить назначение членов (судей) всех специализированных трибуналов. При этом, аналогично членам Суда и Трибунала первой инстанции, кандидаты на эти посты должны подбираться из числа лиц, которые обладают полной независимостью и соответствуют в своих родных странах требованиям для занятия судебных должностей. Местом нахождения специализированных трибуналов Европейского Союза является г. Люксембург, а их деятельность осуществляется на основании специального приложения к Статуту 2001 г. и собственных процессуальных регламентов. Решения специализированных трибуналов как низшего звена судебной системы Европейского Союза могут быть пересмотрены Трибуналом первой инстанции1. При этом ДЕС (абз. 3 ст. 225А) допускает возможность установления разных порядков обжалования: либо кассационного (обжалование только по «вопросам права»), либо апелляционного (обжалование как по вопросам права, так и по «вопросам факта») Решение Трибунала первой инстанции по жалобе на решение специализированного трибунала дальнейшему пересмотру, в принципе, не подлежит. Однако в порядке исключения допускается своеобразный «надзор» со стороны Суда ЕС. По предложению своего Первого генерального адвоката Суд может отправить дело на новое рассмотрение в Трибунал первой инстанции, если решение последнего «наносит ущерб единству или внутренней согласованности права Сообщества» (ст. 62 и ст. 62 1ег Статута 2001 г.). Суд в таком случае вправе также вынести собственное решение по спору, если не требуется собирать новых доказательств. Первым и к началу 2007 г. единственным из числа специализированных трибуналов ЕС стал Трибунал по делам публичной службы Европейского Союза (ТПС), учрежденный решением Совета от 2 ноября 2004 г. В юрисдикции данного органа находится рассмотрение так называемых служебных споров — споров между Европейским Союзом и его служащими или другими сотрудниками (ст. 236 ДЕС). Дела, рассматриваемые ТПС, обозначаются буквой «К» латинского алфавита (от франц. КопсПоп— служба). Для пересмотра решений ТПС установлен кассационный порядок (обжалование по вопросам права в Трибунале первой инстанции). В отличие от Суда ЕС и Трибунала первой инстанции в ТПС не соблюдается принцип паритета государств-членов при назначении судей. Количество членов (судей) ТПС составляет семь человек, т.е. значительно меньше числа государств-членов. В то же время Статут 2001 г. предусматривает, что при комплектовании ТПС необходимо заботиться о «равномерном представительстве» на максимально широкой географической основе и с точки зрения присутствия разных правовых систем (ст. 2 приложения I к Статуту 2001 г.). Перед назначением судей ТПС Совет Европейского Союза запрашивает мнение специального комитета (своеобразной квалификационной коллегии) в составе бывших членов Суда ЕС, Трибунала первой инстанции, а также юристов, обладающих признанной компетентностью (всего семь человек). Заинтересованные граждане Европейского Союза, обладающие необходимой квалификацией, могут производить самовыдвижение в состав ТПС. Срок полномочий судей ТПС, как и членов вышестоящих судов Европейского Союза, составляет шесть лет с правом повторного назначения. С точки зрения своего внутреннего устройства и процедуры ТПС сходен с вышестоящими звеньями судебной системы Европейского Союза, осооенно с Трибуналом первой инстанции. ТПС имеет собственного Председателя, избираемого судьями ТПС сроком на три года. Рассыо гренке дел осуществляется, по общему правилу, палатами из трех судей. Судьи ТПС также вправе рассматривать дела на пленуме, в палате из пяти судей или единолично. Кроме Трибунала по делам публичной службы, в настоящее время внесен закс. .опроект о создании специального Патентного трибунала, который будет уполномочен рассматривать споры, связанные с выдачей единых патентов ЕС.
|