Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Принципы правового статуса личности в Европейском Союзе



Принципы правового положения человека и гражданина пред­ставляют собой основополагающие начала, исходя из которых осуществляется использование прав и свобод человека и граж­данина, выполнение его обязанностей.

В отличие от норм, закрепляющих институт гражданства, принцп пы правового статуса адресованы, как правило, всем лицам, прожи­вающим или находящимся на территории Союза, и получили в нормах права Европейского Союза более подробное закрепление.

1. Принцип равенства

Принцип равенства — ключевой в системе принципов правового статуса личности в демократическом обществе. Он призван обеспе­чить одинаковые условия реализации всех прав и свобод всеми людь­ми, воспрепятствовать дискриминации или, наоборот, созданию необоснованных привилегий для отдельных лиц или социальных групп.

В праве Европейского Союза принцип равенства включает ряд элементов, большинство из которых известны конституционным актам отдельных государств, в том числе России.

Юридическое равенство, т.е. равноправие: «Все равны перед за­коном» (ст. 20 Хартии 2000 г.).

Социальное равенство, т.е. равенство людей независимо от при­надлежности к определенной социальной группе или категории, в частности, независимо от «пола, расы, цвета кожи, этнического или социального происхождения, языка, вероисповедания или убеждений, политических или иных взглядов, принадлежности к национальному меньшинству, имущественного положения, наличия инвалидности, возраста или сексуальной ориентации».

Принцип социального равенства как недопустимость дискри­минации в зависимости от вышеуказанных или других признаков закреплен в § 1 ст. 21 Хартии 2000 г., а также в ст. 13 ДЕС, которая уполномочивает Совет принимать законодательные акты и другие меры, направленные на борьбу с подобной дискриминацией.

В соответствии с Протоколом от 4 ноября 2000 г. № 12 общий принцип социального равенства («общий запрет дискриминации») был также включен в Конвенцию Совета Европы о защите прав че­ловека и основных свобод 1950 г.

Политическое равенство, т.е. равенство независимо от государ­ственной принадлежности (гражданства). Принцип равенства между гражданами разных стран Европейского Союза есть неотъемлемое условие построения единого экономического, а равно политического и правового пространства в пределах всей его территории.

Данный принцип в форме «запрета любой дискриминации по при­знаку принадлежности к определенному гражданству» был закреплен еще в первоначальной редакции Договора о Европейском сообществе (ныне ст. 13). Он воспроизведен в § 2 ст. 21 Хартии Европейского Союза об основных правах 2000 г.

Соответственно граждане одного государства-члена, прожива­ющие или находящиеся в других государствах-членах, приравниваются к местным гражданам не во всех сферах общественной жизни, а лишь в тех, которые урегулированы правом Европейского Союза.

Например, и соответствии с ДЕС и Хартией 2000 г. им гаран­тированы активное и пассивное избирательное право на выборах

Равенство полов. Принцип равенства женщин и мужчин является частным случаем принципа социального равенства, по в силу его большой актуальности, а также ввиду глубоких исторических кор­ней дискриминации представительниц прекрасного пола во многих правовых системах, в том числе в праве Союза, закрепляется как отдельное нормативное положение.

Равенство женщин и мужчин является одновременно целыо (ст. 2) и принципом деятельности ЕС (§ 2 ст. 3). Кроме того, ДЕС еще с 1957 г. содержит специальную норму о равноправии полов в вопросах оплаты труда, в соответствии с которой институтами ЕС разработано обшир­ное законодательство и прецедентное право (см. гл. XV настоящего учебника).

В качестве общеправового принципа равенство женщин и мужчин закреплено в ст. 23 Хартии об основных правах 2000 г. Оно «должно быть обеспечено во всех сферах, в том числе в сфере занятости, тру­довой деятельности и оплаты труда».

В то же время указанная норма (абз. 2 ст. 23) содержит оговор­ку, допускающую сохранение или создание особых преимуществ «в пользу недостаточно представленного пола», например квот для женщин в представительных органах или в системе госудя рственной службы.

9) Принцип уважения прав человека и его основных

свобод

Данный принцип — одна из аксиом правового государства — означает, что во всех сферах деятельности органы публичной власти приоритет­ное внимание должны уделять обеспечению прав и свобод человека и гражданина и, естественно, сами не нарушать их.

Принцип уважения прав человека и его основных свобод в полной мере распространяется на наднациональные институты и должност­ных лиц организации Европейский Союз. Признанный изначально который обязаны и сам Союз, и ьсе его государства-члены (ст. 6 Договора о Европейском Союзе).

Принцип гарантированности прав и свобод

Принцип гарантированности прав и свобод направлен на то, что­бы субъективные права и свободы личности, продекларированные в юридических нормах, соблюдались наделе, были реальными, а не фиктивными. В отличие от принципа равенства и принципа уважения прав и свобод рассматриваемый принцип закреплен в виде конкрет­ных юридических гарантий, которые призваны обеспечить защиту субъективных прав от нарушений со стороны частных лиц и органов публичной власти, в том числе наднациональной.

79. Права человека и права гражданина ЕС, допустимые ограничения на осуществление основных прав и свобод. Основные обязанности гражданина.Третьим, самым разнообразным по содержанию элементом, входя­щим в ядро правового статуса личности, являются основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, выражающие меру допустимых притязаний индивида на важнейшие частные и обще­ственные блага и в этом качестве носят исходный, первичный и не­отчуждаемый характер. Приоритет основных прав, свобод и обязанностей обусловливает в государствах закрепление их на конституционном уровне, что обе­спечивает им высшую юридическую силу в правовой системе страны, верховенство над положениями законов и других правовых актов. Аналогичные роль ц значение основные права, свободы и обязанности постепенпо приобретают в наднациональной правовой системе Евро­пейского Союза. В настоящее время наиболее полным их источником служит Хартия Европейского Союза об основных правах 2000 г.

Поскольку права и свободы в интересах общества п других лиц могут, а подчас должны ограничиваться публичной властью, Хартия устанавливает основания и пределы таких ограничений. Институт основных обязанностей в праве Европейского Союза не получил до­статочного развития, хотя наличие таковых предполагается.

1. Личные (гражданские) права и свободы

Личные права образуют исторически первый, самый глубокий и фун­даментальный пласт в системе основных прав и свобод. Они га­рантируют достоинство и свободу человека как самостоятельной личности и как субъекта гражданского общества (отсюда двойное название: личные — гражданские), считаются правами неотчуж­даемыми и «естественными», принадлежащими любому человеку от рождения и независимо от его гражданства (т.е. личные права — это права человека).

Право на человеческое достоинство провозглашается в ст. 1 Хар­тии. Содержание данного права документ не раскрывает. Согласно официальным разъяснениям, которые подготовил президиум Конвен­та по подготовке текста Хартии, человеческое достоинство является общим элементом, пронизывающим содержание всех прав и свобод: «...Достоинство человеческой личности образует составную часть в со­держании прав, закрепленных в настоящей Хартии. По этой причине оно не допускает никаких посягательств, даже в случае ограничения конкретного права».

Право на жизнь — предмет следующей статьи Хартии (ст. 2). Как и право на человеческое достоинство, право на жизнь — наиболее общее право человека, содержание которого детально раскрывать в нормах права нет необходимости.

Право на целостность личности — новое личное право,, необхо­димость которого вызвана развитием научно-технического прогресса, особенно в сфере медицины и биологической науки (ст. 2 Хартии). Содержание данного права закрепляется через систему специальных гарантий, в том числе обязанностей и запретов для органов публи­чной власти и других заинтересованных лиц и учреждени и (§ 2 ст. 2 Хартии), в частности:

обязанности проинформировать и получить согласие человека для применения к нему медицинских препаратов и процедур, а также других мер «в рамках медицины и биологии»;

запрета экспериментов в сфере евгеники, т.е. искусственного пре­образования человеческой природы, особенно в целях произведения отбора между людьми;

запрета торговли органами и частями человеческого тела в целях получения прибыли;

запрета репродуктивного клонирования человеческих существ, т.е. клонирования в целях искусственного размножения людей.

Право на свободу и личную неприкосновенность открывает вто­рую главу Хартии — «Свободы» (ст. б). По своему содержанию оно охватывает внешнюю свободу индивида в целом, т.е. возможность человека осуществлять свою жизнедеятельность без принуждения и вмешательства со стороны, действовать самостоятельно и но своей воле.

Право на уважение частной и семейной жизни. Это право (ст. 7 Хартии, ст. 8 Конвенции) призвано оградить человека и его семью от неправомерного вмешательства в их личную жизнь. Кроме права на уважение частной и семейной жизни, оно включает такие важ­ные элементы и одновременно гарантии, как неприкосновенность жилища и тайна сообщений (почтовых, телефонных, в электронной форме и т.д.)'.

Ограничения этих прав со стороны органов публичной власти возможны только на основании закона в интересах государственной безопасности, общественного спокойствия, экономического благо­состояния страны, в целях предотвращения беспорядков или престу плений, а также для охраны здоровья, нравственности или защиты прав и свобод других лиц (§ 2 ст. 8 Конвенции).

Право на защиту персональных данных логически вытекает и яв­ляется продолжением права на уважение частной и семейной жизни. В данном случае речь идет о защите людей от неправомерного сбора, обработки и распространения информации об их частной жизни.

Соответствующие действия органов публичной власти должны осу­ществляться только в предусмотренных законом целях с, согласия за­интересованного лица или в иных случаях, разрешенных законом.

Заинтересованному лицу гарантировано право па доступ к затра­гивающим его данным и право на исправление содержащейся в них неточной или ошибочной информации (§ 2 ст. 8 Хартии).

Право на вступление в брак и создание семьи. Хартия Европейского Союза (ст. 9), а равно Конвенция Совета Европы (ст. 12) провозгла­шают это право в качестве основного права человека. Содержание и формы его реализации не раскрываются: документы «отсылают» к национальным законам государств-членов, которые регулируют осуществление этого права.

Свобода мысли, совести и вероисповедания призвана обеспечить человеку возможность иметь собственные убеждения и мировоззре­ние— религиозное или атеистическое. Содержание свободы мысли, совести и вероисповедания включает не только право иметь свои убеждения или вероисповедание, но также право изменять их и право исповедовать свою религию или убеждения, в том числе коллективно и в общественных местах (§ 1 ст. 9 Хартии, § 1 ст. 12 Конвенции).

Ограничения в отношении рассматриваемого права допускаются только на основании закона в интересах общественного спокойствия, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности, а также для защиты прав и свобод других лиц (§ 2 ст. 9 Конвенции).

В Хартии (§ 2 ст. 10) закрепляется также важная гарантия для верующих в виде права на альтернативную службу.

Свобода выражения мнений и свобода информации тесно связаны с рассмотренным выше правом на свободу мысли, слова и верои­споведания. В данном случае акцент сделан на активном поведении человека по распространению своих взглядов и любой информации, т.е. свободе слова. Содержание рассматриваемого права включает как свободу придерживаться собственного мнения по любым вопро­сам, так и свободу получать информацию и мнения и распространять их, в том числе в другие страны и континенты — «независимо от гра­ниц» (§ 1 ст. 11 Хартии, § 1 ст. 10 Конвенции). В содержание свободы выражения мнений и свободы информации входит также свобода массовой информации (§ 2 ст. 11 Хартии), которая распространяется и на печатные издания («свобода печати»), и на все иные средства массовой информации, в том числе электронные.

Свобода передвижения и выбора места, жительства. В свободе передвижения и выбора места жительства как личном субъективном праве необходимо различать два аспекта:

во-первых, свободу передвижения и проживания в пределах госу­дарственной территории отдельной страны. В государствах — членах ЕС она закрепляется положениями национальных конституционных актов и Конвенцией Совета Европы (ст. 2 Протокола № 4).

во-вторых, свободу передвижения и проживания п пределах терри­тории Европейского Союза в целом. В данном случае речь идет о праве заинтересованного лица свободно выезжать в другие государства—■ члены ЕС или переселяться в них на постоянное место жительства.

Право на убежище. Право получить убежище на территории государств — членов Европейского Союза признается в качестве основного права личности ст. 18 Хартии. В соответствии с Хартией его содержание определяется главным международным документом в этой области —Женевской конвенцией от 28 июля 1951 г. «О ста­тусе беженцев» и протоколом к ней от 31 июля 1967 г., участниками которых являются все страны Европейского Союза.

Как правило, лица, ходатайствующие о предоставлении убежи­ща, — это выходцы из третьих стран, т.е. стран, не входящих в Союз. Теоретически правом на убежище обладают и граждане государств- членов (граждане Союза), которые могут обращаться с соответству­ющей просьбой к другим государствам-членам.

2. Политические права и свободы

Политические права и свободы, в отличие отличных, неразрывно свя­заны с функционированием государства. Их назначение—обеспечить реальное участие личности в управлении страной, в решении «общих дел», которые затрагивают не только каждого из них в отдельности, но и общество в целом.

В рамках Европейского Союза политические права связаны с функ­ционированием публичной власти на более высоком, надгосударствен- ном уровне. Соответственно они имеют целью обеспечить участие населения в решении тех же «общих дел», но уже в масштабе всего Союза в целом.

Обладание политическими правами в Европейском Союзе, как и в национальных государствах, часто (хотя и не всегда) связано с принадлежностью к гражданству, в данном случае — к гражданству Союза. По этой причине большинство политических прав закрепле ны в гл. V Хартии «Гражданство», воспроизводящей и дополняющей одноименную часть ДЕС (часть вторая «Гражданство Союза»).

Избирательные права. Право на свободные выборы является главным условием функционирования общества на демократических началах. Данное право в качестве основного закреплено в Конвенции 1950 г. (ст. 3 Протокола № 1) и распространяется как на государства- члены, так и на Европейский Союз в целом.

Хартия закрепляет данное право применительно к выборам в Евро- парламент: «Члены Европейского парламента избираются всеобщим прямым, свободным и тайным голосованием» (§ 2 ст. 39).

В рамках Европейского Союза в качестве основных признаны также избирательные права граждан Союза, проживающих на терри­тории других государств-членов, причем речь идет как об активном (право избирать), так и о пассивном избирательном праве (право избираться).

Эти права реализуются в процессе выборов:

в Европейский парламент как представительный орган Союза в целом (ст. 39 Хартии, § 2 ст. 19 ДЕС);

в муниципальные органы государств-членов (ст. 40 Хартии, § 1 ст. 19 ДЕС).

Например, когда выборы проводятся во Франции, голосовать за кандидатов в Европарламент и в муниципальные советы, а равно выставлять свою кандидатуру наравне с французскими гражданами могут граждане Германии, Италии и других стран ЕС, которые про­живают на территории Франции. То же самое относится к выборам, проводимым в других государствах-членах.

Свобода собраний и ассоциаций. Свобода собраний и свобода ассо­циаций (свобода объединения) —два взаимосвязанных права, содер­жание которых образует возможность людей свободно объединяться друг с другом в политических и иных целях на временной основе (митинги, шествия, демонстрации и т.д.) или в постоянные союзы (партии, общественные организации и др.). Свобода собраний и ассоциаций вместе закреплены в ст. 12 Хартии и ст. 11 Конвенции Совета Европы. При этом в Хартии специально оговорено, что право на мирные собрания и свобода ассоциаций могут реализовываться «на всех уровнях», т.е. и на уровне Европейского Союза в целом (например, в форме «европейских» общественных объединений, коих уже сейчас многие десятки).

Право на хорошее управление. Право на хорошее управление, провозглашенное в одноименной статье Хартии (ст. 41), является систематизацией требований и гарантий, ранее сформулированных в решениях Суда ЕС. Его содержание включает комплекс основных правомочий индивида, в том числе юридического лица (независимо от гражданства и национальности), во взаимоотношениях с орга­нами и должностными лицами публичной власти: «Каждое лицо имеет право на беспристрастное, справедливое рассмотрение своего дела в разумный срок институтами и органами Союза» (§ 1 ст. 41 Хартии).

Право на доступ к официальной документации. Признание этого права Хартией (ст. 42), а также ДЕС (ст. 255) в качестве основного служит отражением усилий по реализации принципа открытости, закрепленного в 1997 г. в первой статье Договора о Европейском Союзе. В соответствии с указанными нормами частным лицам га­рантируется доступ к документации трех политических институтов Союза — Европарламента, Совета и Комиссии.

В круг субъектов этого права входят в первую очередь граждане Союза. Аналогичными правами также наделяются иные физические и юридические лица, постоянно проживающие или имеющие юри­дический адрес на территории ЕС.

Право петиций, т.е. специальных обращений (индивидуальных и коллективных), адресуемых парламентским органам, в Европейском Союзе признано ст. 44 Хартии и ст. 194 ДЕС. В содержание данного права входит возможность граждан Союза, а также иных физиче­ских и юридических лиц, имеющих в ЕС место жительства (место нахождения), направлять в Европейский парламент обращения по любому вопросу, который их затрагивает и входит в компетенцию ЕС. Для рассмотрения подобных обращений в Парламенте действует специальная комиссия по петициям.

3. Экономические, социальные и культурные права

Основные экономические, социальные и культурные права призваны обеспечить равное и справедливое участие всех людей в пользовании материальными и духовными благами, существующими в обще­стве.

Свобода экономической деятельности включает комплекс основ­ных прав, дающих возможность человеку и гражданину своими си­лами участвовать в хозяйственной деятельности и зарабатывать себе средства на жизнь и иной доход.

Эти права образуют фундамент рыночной экономики, основан­ной на принципе свободы хозяйственной инициативы. В качестве разновидности личной свободы человека они закреплены в первой главе Хартии «Свободы» и включают:

свободу профессиональной деятельности и право на труд (ст. 15 Хартии);

свободу предпринимательства (ст. 16 Хартии).

Свобода профессиональной деятельности и право на труд под­разумевают в первую очередь возможность каждого человека, не­зависимо от гражданства, трудиться по добровольно избранной им специальности (§ 1 ст. 15). Термин «право на труд» (дословно — «право трудиться») в данном случае не означает гарантированно­го трудоустройства. Речь идет о свободе труда (включая право не заниматься трудом), а помощь в нахождении подходящей работы образует содержание другого основного права, о котором пойдет речь ниже.

С учетом того, что территория ЕС представляет собой единый рынок, ст. 15 Хартии (§ 2) дополнительно предусматривает, что сво­бода трудоустройства, трудовой деятельности, учреждения и предо­ставления услуг распространяется на всю территорию Европейского

Союза. Тем самым гражданин Союза получает возможность искать работу и осуществлять экономическую деятельность не только в своем государстве, но и в других странах ЕС.

Данные права образуют содержание второй и третьей «свобод» общего рынка: свободы передвижения работников, свободы учрежде­ния и движения услуг. Их субъектами выступают, по общему правилу, только граждане Союза (см. гл. VI учебника).

Право собственности относится к числу основных прав еще «перво­го поколения». В этой связи, как и рассмотренные выше экономиче­ские свободы, оно закреплено в гл. I Хартии, в ст. 17 «Право собствен­ности», корреспондирующей ст. 1 «Защита собственности» Протокола № 1 к Конвенции 1950 г. В содержании права собственности Хартия наряду с тремя классическими правомочиями собственника — вла­дение, пользование, распоряжение имуществом, приобретенном «на законных основаниях» (!), — выделяет также право завещать имущество (§ 1 ст. 17).

Трудовые и связанные с ними права наемных работников. Данный вид основных социально-экономических прав направлен на защиту интересов специального субъекта — лиц наемного труда:

право на информацию и консультации работников внутри пред­приятия, содержание которого определяется законодательными ак­тами ЕС и отдельных государств-членов (ст. 27 Хартии);

право на коллективные переговоры и коллективные действия. Главной формой реализации права на коллективные переговоры служит заключение коллективных договоров и соглашений, кото­рые согласно Хартии могут иметь место на любых уровнях, в том числе на уровне Союза в целом (соглашения между «европейски­ми» профсоюзами и «европейскими» союзами работодателей при участии ЕС);

право на коллективные действия; включает любые законные действия трудящихся по борьбе за свои интересы, в том числе право на забастовку, закрепленное в Хартии (ст. 28);

право на помощь в трудоустройстве, являющееся «мягкой» фор­мой права на труд в условиях рыночной экономики, неразрывно связанной с наличием в обществе вынужденной безработицы. Со­держание этого права образует гарантированный доступ каждого лица к услугам бесплатных служб занятости, финансируемых из бюджетных средств (ст. 29).

право на защиту от необоснованного увольнения, содержание которого определяется нормативными актами ЕС и государств-чле- нов (ст. 30);

право на справедливые и достойные условия труда, в котором Хартия (ст. 31) выделяет три основных элемента (правомочия):

право на условия труда, обеспечивающие сохранение здоровья, безопасности и достоинство работников (§ 1 ст. 31);

право на ограничение максимальной продолжительности рабо­чего времени (§ 2 ст. 31);

право на отдых, которое обеспечивается предоставлением тру­дящимся ежедневного и еженедельного периодов отдыха, а также ежегодного оплачиваемого отпуска (§ 2 ст. 31).

Социально-экономические права категорий населения, нуждающих­ся в повышенной социальной защите. Эти права, как и рассмотренные выше, относятся к специальным категориям лиц, которые по причине возраста, пола, заболевания нуждаются в повышенной защите со стороны общества (пожилые люди, инвалиды, дети и подростки).

1. Права ребенка (ст. 24 Хартии). К основным правам детей от­носятся, прежде всего, право детей на заботу, необходимую для их благополучия; право на свободное выражение своего мнения (§ 1 ст. 24); право на регулярное непосредственное общение со своими родителями (§ 3 ст. 24).

Хартия закрепляет также важнейшие гарантии прав детей: обязан­ность учитывать мнение ребенка применительно к вопросам, затра­гивающим его интересы (§ 1 ст. 24), обязанность публичных властей и негосударственных учреждений в своих действиях по отношению к детям исходить из «высших интересов» ребенка (§ 2 ст. 24).

Отдельно в Хартии закрепляются гарантии прав детей и молодежи в сфере трудовых отношений (ст. 32 «Запрет детского труда и защита молодых людей на рабочем месте»),

К ним относится безусловный запрет труда малолетних. Мини­мальный возраст приема на работу в странах ЕС должен быть не ниже возраста, когда завершается период обязательного школьного образования (абз. 1 ст. 32).

Предусмотрена обязанность создавать благоприятные условия для труда молодежи, исключающие любую эксплуатацию, наруше­ния техники безопасности и препятствия физическому и духовному развитию молодых людей, а также процессу их обучения (абз. 2 ст. 32).

2. Права пожилых людей. Право пожилых людей «вести достой­ную и независимую жизнь, участвовать в социальной и культурной жизни» признано в качестве основного ст. 25 Хартии. Содержание этого, а равно иных специальных прав пожилых лиц в документе не раскрывается.

Права инвалидов. Статья 26 Хартии предусматривает, прежде всего, помощь в обеспечении самостоятельности данной категории граждан, их социальной и профессиональной интеграции и участия в общественной жизни.

Право на защиту семьи, материнства и детства. Охрана семьи в качестве самостоятельного основного права признана ст. 33 Хартии (§ 1) в максимально абстрактном виде: «Обеспечивается правовая, экономическая и социальная защита семьи».

Хартия закрепляет также специальные гарантии этого права в сфере трудовых отношений: запрет на увольнение в связи с бере­менностью, право на отпуск по беременности и родам и на отпуск по уходу за ребенком (§ 2 ст. 33).

Право на социальное обеспечение и социальную помощь. Данное право служит цели обеспечить материальное и иное содействие обще­ства лицам, нуждающимся в его защите «в таких случаях, как бере­менность, болезнь, несчастные случаи на производстве, пребывание на иждивении или старость, а также в случае потери работы» (§ 1 ст. 34).

Это право сохраняется и для лиц, которые меняют страну место­жительства в пределах Союза (§ 2 ст. 34).

В содержание рассматриваемого права входит также право на помощь в получении жилья и иную социальную помощь, предостав­ляемую лицам, которые не располагают достаточными доходами (§ 3 ст. 34).

Право на здравоохранение. Предмет этого права охватывает как профилактические меры охраны здоровья, так и, собственно, лечение заболеваний. Содержание и условия реализации права на здравоох­ранение определяются законодательством и практикой государств — членов ЕС (ст. 35 Хартии).

Право на доступ к службам общеэкономического значения (на­пример, службам транспорта или энергетики) признано в качестве основного в пределах всего Европейского Союза и должно содей­ствовать его «социальному и территориальному сплочению» (ст. 36 Хартии, ст. 16 ДЕС).

Свобода искусства и науки входит в перечень основных свобод, закрепленных в гл. I Хартии. В качестве культурного права, производ­ного от свободы выражения мнений, она имеет то же содержание и те же ограничения, что и последняя (см. выше).

В содержание рассматриваемой свободы согласно Хартии входит также академическая свобода, т.е. свобода преподавания.

Право на образование — одно из основополагающих культурных прав, которое Хартия Европейского Союза признает за всеми лицами в качестве разновидности основных свобод (ст. 14 главы I «Свободы»), Его содержание включает несколько правомочий:

собственно право на образование как возможность человека сво­бодно выбирать для себя как, где и в какой форме он будет учиться (§ 1 ст. 14). В Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 2 Протокола № 1), в отличие от союзной Хартии, данное право­мочие сформулировано в негативной форме: «Никому не может быть отказано в праве на образование»;

право на доступ к системе профессионального обучения и повы­шения квалификации (§ 1 ст. 14);

право на бесплатной основе получить обязательное образование (§2 ст. 14);

свобода учреждать образовательные учреждения «при соблюдении демократических принципов» (§ 3 ст. 14);

право родителей на выбор способа обучения детей «в соответствии со своими религиозными, философскими и педагогическими убежде­ниями» (§ 4 ст. 14 Хартии, ст. 2 Протокола № 1 к Конвенции).

Экологические права. Право на здоровую окружающую среду — новое социальное право, которое в качестве основного закрепляют многие современные конституции, в том числе российская.

В ДЕС (ст. 6) и Хартии (ст. 37) данное право закреплено в более мягкой форме. Защита окружающей среды и повышение ее каче­ства признаны не как отдельное субъективное право, а в качестве законного интереса, обеспечение которого служит направляющим принципом деятельности Европейского сообщества и Союза в целом во всех сферах жизни.

На базе этой нормы-принципа в праве Европейского Союза устанав­ливаются и закрепляются экологические права человека и гражданина, источником которых выступает текущее законодательство ЕС.

Права потребителей. Место данной категории прав в Хартии (ст. 38) аналогично рассмотренным выше экологическим правам. «Защита потребителей» признана как один из законных интересов всего населения Союза, которому, соответственно, должен быть обе­спечен «повышенный уровень» охраны.

Результатом мероприятий ЕС в данной сфере служит установление в нормативных актах институтов комплекса минимальных стандартов и гарантий прав потребителей, распространяющих свое действие на всем пространстве Европейского Союза.

 

Хартия устанавливает четыре главных критерия, при которых ограничения могут быть признаны допустимыми:

во-первых, любое ограничение на осуществление прав и свобод, закрепленных в Хартии, должно быть предусмотрено законом;

во-вторых, ограничение не должно затрагивать «основное со­держание» права;

в-третьих, оно должно соответствовать принципу пропорциональ­ности, т.е. быть соразмерно поставленной цели и не идти дальше безусловно необходимого;

в-четвертых, ограничение должно производиться только в за­конных целях, перечень которых является исчерпывающим и не подлежит расширению.

Следовательно, ограничения можно накладывать, только если они на деле соответствуют «целям общего блага, признанным Союзом, или потребности в защите прав и свобод других лиц».

Наряду с рассмотренной оговоркой следует сказать и о другой потенциальной угрозе для основных прав, избежать которую поста­рались творцы союзной Хартии.

Появление этого нового «билля о правах», как уже отмечалось выше, не лишает силы ни один из действующих ранее источников основных прав и свобод человека и гражданина как национальных, так и международных (ст. 53 Хартии). Соответственно, закрепленные в конституциях государств-членов и международных договорах поло­жения о правах и свободах сохраняют в полном объеме свое действие даже в том случае, если соответствующее право прямо не закреплено в союзной Хартии или признано в меньшем объеме.

Назначение Хартии Европейского Союза — установить мини­мальный стандарт защиты основных прав человека и гражданина по отношению, во-первых, к институтам и органам самого Европейского Союза, во-вторых, к государствам-членам в тех случаях, когда они применяют нормы права Союза (§ 1 ст. 51). Ниже этого стандарта опускаться нельзя, однако его повышение возможно и желательно, в том числе посредством издания новых законодательных актов и су­дебных прецедентов органами Европейского Союза.

5. Основные обязанности

В отличие от основных прав институт основных обязанностей че­ловека и гражданина на уровне Европейского Союза не получил серьезного развития, хотя некоторые его элементы уже начинают складываться.

В соответствии с преамбулой Хартии Европейского Союза поль­зование основными правами «влечет за собой ответственность и обя­занности как по отношению к другим лицам, так и в отношении человеческого сообщества и будущих поколений». Обязанности лич­ности, таким образом, выступают как производные от ее прав, носят вторичный характер. Тем не менее в самой Хартии получили отраже­ние несколько видов обязанностей, которые могут рассматриваться в качестве основных. К ним относятся:

обязанность уважать и защищать человеческое достоинство других людей, вытекающая из ст. 1;

обязанность учитывать мнение ребенка «с учетом его возраста и зрелости», распространяющаяся, в первую очередь, на родителей (§ 1 ст. 24);

получение бесплатного обязательного образования, которое в равной мере выступает как право и как обязанность личности (§ 2 ст. 14).

В форме нормы-принципа начинает формироваться обязанность защиты и повышения качества окружающей среды.

Наиболее общая обязанность негативного характера (запрет) вытекает из нормы ст. 54 Хартии «Запрещение злоупотребления правом». Процитируем ее полностью: «Ни одно из положений на­стоящей Хартии не должно быть истолковано как подразумевающее право кого бы то ни было вести деятельность или совершать действия, направленные на уничтожение прав и свобод, признанных в Хартии, или на введение больших ограничений прав и свобод по сравнению с теми, которые ею предусмотрены».

Уничтожение или чрезмерные ограничения прав и свобод других лиц — действия, недопустимые как для представителей власти, так и для каждого человека. Он обязан уважать интересы не только свои, но и окружающих, о чем, собственно, и напоминает преамбула Хартии.

 



Просмотров 2517

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!