Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Методика лого обслед (принципы)
В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.Мы разработали схему логопедического анализа речевых нарушений, которая представлена в двух таблицах (см. приложение 5). Диагностическая значимость каждого отдельного симптома становится ясной только на фоне и в связи с другими симптомами. Для каждого речевого нарушения характерен свой комплекс симптомов, причем некоторые из них оказываются основными первичными для каждого нарушения, стержневыми, другие же только дополнительными и лишь вытекающими из основного дефекта, т. е. вторичными.Методика и приемы проведения обследования должны быть подчинены специфике его содержания.Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все ее компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого, с учетом данных его развития — как общего, так и речевого — начиная с раннего возраста.Логопедическое обследование включает следующие пункты:1. Имя, фамилия, возраст, национальность. 2. Жалобы родителей, воспитателей, учителя. 3. Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам). 4. Краткая характеристика ребенка в настоящее время. 5. Слух. 6. Зрение. 7. Реакция ребенка на свои речевые затруднения. 8. Интеллект. 9. Строение органов артикуляции, подвижность их. 10. Речь: а) импрессивная; б) экспрессивная — с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; владеет ли раздернутой речью; в) письменная речь — чтение и письмо. 11. Заключение. Первые три пункта заполняются со слов матери, воспитателя, учителя, сопровождающих ребенка, и на основании представляемой документации. В случаях обращения взрослого человека указанные разделы заполняются со слов обратившегося. Краткая характеристика может быть сформулирована со слов родителей (воспитателя, учителя), может быть представлена детским учреждением, направляющим ребенка. Желательно, чтобы в ней были сведения о том, чем интересуется ребенок, как реагирует на свои речевые затруднения. Логопедическое обследование детей разных возрастных групп и разной степени обученности будет строиться по разному. Однако существуют общиепринципы и подходы, определяющие последовательность проведения обследования: · принцип индивидуального и дифференцированного подхода; · обследование рационально проводить от общего к частному; · внутри каждого вида тестирования предъявление материала дается от сложного к простому (это позволяет ребенку закончить каждую пробу успешно, что создает дополнительную мотивацию и положительный эмоциональный настрой); · от продуктивных видов речевой деятельности – к рецептивным(исходя из данного принципа, в первую очередь обследуются такие виды речевой деятельности, как говорение и письменная речь: письменные высказывания, сочинения); · последовательность процедуры обследования – от экспрессивной языковой компетенции к импрессивной (сначала исследуется объем и характер употребления языковых единиц, и только при наличии трудностей в их использовании переходить к выявлению особенностей пользования ими в пассиве). При проведении логопедического обследования детей для обеспечения объективной последующей оценки состояния ребенка соблюдаются следующие условия: · создание в ходе всего обследования комфортности, установление эмоционального контакта с ребенком; · предъявление в начале обследования задания повышенной трудности для создания ситуации успеха, вызывающей у ребенка желание дальнейшей работы с экспериментатором; · чередование словесных и наглядных методик для предупреждения утомления; · предъявление заданий в игровой форме; · экономичность предъявляемого материала; · учет уровня развития познавательной деятельности ребенка; · учет работоспособности ребенка; · четкое и доступное предъявление инструкции к заданиям. В качестве критериев адекватности процедуры логопедического обследования ребенка выступают: · наличие контакта логопеда с обследуемым ребенком; · доступность, результативность, успешность деятельности ребенка в процессе обследования с учетом необходимых мер помощи; · своевременная компенсация состояния ребенка или прекращение обследования при возникновении по ходу обследования психосоматических, выраженных нейродинамических, невротических, психопатических или психотических расстройств; · исключение неэтичных ситуаций при обследовании ребенка и сообщении родителям о результатах диагностики и рекомендаций по дальнейшему виду обучения; · возникновение у родителей (законных представителей) доверия к логопеду, готовность воспринимать логопедическое заключение и следовать рекомендациям специалиста.
|