Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Методика логоп. работы при ринолалии



Ипполитова: Основной задачей логопедической работы при открытой ринолалии как в дооперационном, так и в послеоперационном периоде является формирование нормального звучания речи, т. е. формирование речи без носового оттенка. Как показывает наш опыт, такая направленность логопедического воздействия является доступной. Уже в дооперационном периоде возможно воспитание правильной артикуляции всех звуков и четкого их звучания, хотя утечка воздуха через носовые отверстия в какой-то мере может иметь место. Последовательность работы над звуками при ринолалииопределяется подготовленностью артикуляционной базы звуков.

Звуки речи взаимозависимы и взаимосвязаны, и потому наличие полноценных звуков одной группы является производным базисом для формирования следующей группы звуков: одни звуки являются производными для других. Артикулемы имеющихся звуков будут тем необходимым основанием, на котором воспитываются новые звуки. В постановке отдельных звуков могут быть использованы разные опорные звуки.

Подготовка артикуляционной базы звука проводится при помощиспециальной артикуляционной гимнастики. Эта гимнастика постоянно сочетается с развитием речевого дыхания ребенка.

В системе упражнений по развитию артикуляционного праксиса главным должно быть использование физиологического взаимодействия мышечных групп речевого аппарата, т. е. их взаимосвязанности и взаимозависимости.

Следует избегать грубых артикуляционных упражнений, не являющихся основой артикуляции каких-либо звуков (высовывание языка, отведение высунутого языка на верхнюю губу и т. п.), так как они никак не соответствуют произвольным движениям, необходимым для закрепления артикуляций отдельных звуков. На первых 10—15 занятиях контроль за формированием правильных речевых навыков осуществляется только логопедом, т. е. ребенок не получает заданий на дом.

После того как артикуляции окажутся усвоенными, вводится буквенное обозначение звуков: речевой материал, проработанный на занятиях с логопедом, можно закреплять на самостоятельных занятиях под контролем родителей.

После закрепления произношения отдельных звуков проводится их автоматизация в словах и фразах, которые ребенок произносит под контролем логопеда.

Объем речи на занятиях постепенно расширяется, усложняясь до контекстной речи, и окончательные речевые навыки закрепляются в форме диалога в новых для ребенка условиях. Подготовительный периодОсновная цель занятий этого периода — формирование правильного речевого дыхания параллельно с усвоением артикулем. Период можно условно разделить на два этапа:

1. Формирование речевого дыхания при дифференциации вдоха и выдоха через нос и рот.

2. Формирование длительного ротового выдоха при реализации артикулем гласных звуков (без включения голоса) и фрикативных глухих согласных звуков.

Формирование речевого дыхания. Формирование речевого дыхания проводится на протяжении всей работы с ребенком. В подготовительном периоде эта работа ограничивается формированием только длительного ротового выдоха.

В основе предлагаемой системы работы — использование физиологического дыхания, образование физиологически естественных, ненапряженных дифференцировок речевых движений. Основной период

 

1. Включение голоса при длительном ротовом выдохе;

2. формирование короткого ротового выдоха при реализации взрывных согласных звуков;

3. дифференциация короткого и длительного ротового и носового выдоха при формировании произношения группы сонорных звуков и аффрикат;

4. формирование мягких звуков.

Основная цель занятий этого периода та же, что и в первом периоде, т. е. формирование правильного речевого дыхания одновременно с развитием артикулем.

Особенности логопедической работы после операции

 

Ринолалики, приступающие к логопедическим занятиям после уранопластики, по своему составу неоднородны. Это зависит от качества дооперационной подготовки на занятиях с логопедом и от результатов операции.

Результаты операции могут быть различными. В лучших случаях при уранопластике полностью восстанавливается мягкое небо, т. е. оно становится достаточно длинным и подвижным, так что при подъеме почти соприкасается с задней стенкой глотки (с валиком Пассавана). Чаще же мягкое небо и после уранопластики остается укороченным, а соприкосновения со стенкой глотки не происходит, вследствие чего полного небно-глоточного затвора не образуется. Иногда после операции на небе остаются свищи (несросшиеся участки неба), и возникает вопрос о повторной операции.

На занятия могут поступать больные:

· не проходившие дооперационной логопедической подготовки;

· проходившие частичную подготовку до операции и улучшившие свою речь;

· прошедшие полный курс дооперационных логопедических занятий по предлагаемой методике;

· получившие до операции логопедическую помощь по другим методикам.

Время поступления на логопедические занятия после уранопластики также может быть различным.

Учет всех этих факторов позволяет в каждом отдельном случае определять конкретные пути логопедической работы после уранопластики. Прежде всего — о значении результативности операции. С нашей точки зрения, в тех случаях, когда вновь созданное небо удовлетворяет и хирурга и пациента, повторная операция не нужна. Возможности логопедической работы позволяют компенсировать незначительные дефекты и добиваться правильной речи у ребенка без повторной операции.

Хирургическое вмешательство создает предпосылки к овладению ребенком правильной речью.

Логопед должен помочь ребенку научиться пользоваться речью в анатомически новых условиях. Для всех больных (прошедших или не проходивших дооперационную подготовку) необходимы логопедические занятия после уранопластики. Эта связано с тем, что анатомия мышечной ткани неба после операции изменяется, что может отразиться на качестве речи даже в случае ее полной нормализации до операции.

Дозировка занятий и их длительность в таких случаях варьируются, хотя принципы и методика их проведения остаются одинаковыми.

Если дооперационные занятия проводились по изложенной методике, то ребенок имеет полную возможность после операции говорить правильно. Иногда же требовалось лишь 5—6 занятий, чтобы помочь ему овладеть нормальной речью в новых условиях. Для этого повторялись артикуляции всех гласных и согласных звуков по тетради ребенка и при постоянном контроле за диафрагмальным дыханием и ротовым выдохом, проводилось закрепление навыка чистого произношения в обиходной речи. Сначала темп речи замедлялся; постепенно он нормализовался, и внимание больного направлялось на выразительность речи. Постоянный контроль за речью ребенка сначала осуществлялся логопедом, а потом родителями и лицами, окружавшими ребенка дома и в школе. Периодически логопед консультировал ребенка.

Необходимо следить за возможностями родителей в этом плане и направлять их работу. Сначала они должны контролировать только отработанный с логопедом и заученный ребенком материал (по тетради), постепенно они привлекаются к контролю за повседневной речью ребенка. Позднее выделяется специальное время для разговора с ребенком или заучивания каких-либо текстов. Так постепенно родители переходят к систематическому контролю за речью ребенка. Этот контроль должен осуществляться и учителями в школе.

Но, как было уже сказано, операция не всегда оказывает положительный эффект на качество речи.

Если ребенок занимался до операции с логопедом, но полной чистоты речи добиться не удалось, а после операции носовое звучание ее не исчезло, необходимо всю логопедическую работу начать заново по описанной системе дооперационной логопедической работы.



Просмотров 2007

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!