Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Вопрос методика Логоп. воздействие при дислалии
Осн. цель логоп-кого возд-я – формирование умений и навыков правильного воспроизведения зв. речи.З-чи: учить узнавать звуки речи, не смешивать, отличать нормир. произнош. от ненормиров., осущ. слух. контроль за речью, приним. прав. артикул. позиции, использ. звук во всех видах и формах речи. Логоп. занятия проводятся регулярно не менее 3 раз в неделю, д\з для родителей. Логоп-кое возд-е осущ-ся поэтапно, при этом на каждом из этапов решается опред. пед-кая задача, подчинённая общей цели. Принципы: дидактич., последов. в работе над звуками, одноврем. или парности постановки, макс. использ. разл. анализат., сознательности, поэтапности формир.Этапы: подготовительный – цель- включить реб-ка в целенаправленный логоп-ий процесс. Задачи : общие: - фор-ние доверительной установки на занятиях; - фор-ние произвольных форм деят-ти и осоз-ти отнош-я к занятиям; спец.: - умение опознавать, различать фонемы и фор-ние артикуляторных У и Н, формир. направл. воздушной струи, разв. мелкой моторики. использ. артикул. гимнастику (упр. выполн. сначала медленно, перед зеркалом, м.б. по словес. инструкции, после показа), дыхат. упр., мелкая моторика, разв. фонем. слуха(различать прав. и неправ. произнош.) 2. этап формирования первичных произнос.У и Н. Постановка звука –цель- добиться правильного звучания изолированного звука ; 3 способа а- по подражанию, с механической помощью, смешанный . Постановка звука- это выработка у реб-ка новых связей и затормаживание неправильно сформированных ранее. При этом должны одновременно работать все анализаторы: зрительный(реб-к видит предмет и положения органов арт. ап-та), слуховой ( слышит звук), двигательный( ощущает движение губ, языка), тактильный( ощущает возд. струю, вибрацию голосовых связок) К след-щему этапу – автоматизации звука переходят только тогда , когда реб-к по требованию взрослого может легко произнести поставленный звук . Этап автоматизации-цель- добиться прав. произношения зв. во фразовой речи .Сод-е раб-ты- постепенное , последовательное введение поставл. зв. в слоги, слова, предложения, сам-ную речь. Использ. приемы отражен., повторного и самост. называния слов по картинкам. Этап дифференциации –цель- учить д. различать смешиваемые Зв. и правильно употреблять их в собственной речи. Сод-е : постепенная последовательная диф-ция смешиваемых Зв. по моторным и акустическим признакам , сначала изолированных , затем в слог, словах, предл-ях, чистоговорках, стихах и самной речи. ; этап форми-я коммуникативных умений и навыков . цель- сформировать у реб-ка умения и навыки безошибочного употребления зв. речи во всех ситуациях общения. Исп-ся тесты, творческие задания. При МД: воздействие носит комплексный хар-тер, большое значение имеет хирургическое воз-вие. Логоп. раб-та включает массаж, артикул. гим-ку, постановку и закрепление зв. Механизмы нарушений голоса(84в) Голос — это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок. Звук голоса — колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и раздражения. Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками. Нарушения голоса — это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Существует два основных термина для обозначения патологии голоса: афония (лат. а — отрицательная частица и греч. phone — звук, голос) — полное отсутствие голоса и дисфония (дис. и греч. phone) — частичные нарушения высоты, силы и тембра. Органические нарушения голоса. Патология голоса, возникающая вследствие анатомических изменений или хронических воспалительных процессов голосового аппарата, считается органической. К периферическим органическим нарушениям относятся дисфонии и афонии при хронических ларингитах, парезах и параличах гортани, состояниях после удаления опухолей. Степень дефекта голоса зависит не от вида заболевания, а от его тяжести. Так, при любом из указанных заболеваний наряду с афонией может наблюдаться лишь незначительное изменение тембра (исключением является состояние после удаления гортани, которое всегда приводит к афонии). Хронические ларингиты весьма разнообразны. Это проявляется в характерных изменениях слизистой оболочки гортани, а в дальнейшем и в поражении ее нервно-мышечного аппарата. Появляющееся несмыкание голосовых складок ведет к стойкому дефекту голоса и сопровождается субъективными неприятными ощущениями в глотке и гортани. Голос теряет нормальное звучание, появляется сильная утомляемость до полной невозможности выполнять голосовую нагрузку. Нарушения голоса, обусловленные периферическими парезами и параличами гортани, возникают при травматизации или инфекционном поражении нижнего гортанного, или возвратного нерва. Центральные парезы и параличи гортани зависят от поражения коры головного мозга, моста, продолговатого мозга, проводящих путей. У детей они встречаются при детском церебральном параличе.Часто причиной органических нарушений голоса являются опухоли и состояния после их удаления. Многократные операции, нарушение дыхания через естественные пути при отсутствии голоса вызывают соматическую ослабленность ребенка и могут явиться причиной задержки психического развития и речи, отклонений в эмоционально-волевой сфере. Дети чувствуют свою неполноценность, становятся замкнутыми, неуравновешенными, капризными, с трудом вступают в контакт. Они с затруднениями овладевают правильным звукопроизношением, словарь их беден, что влияет на успешность обучения в школе. Такие осложненные случаи чаще встречаются в неблагополучных семьях, где детям не уделяют должного внимания. В более легких случаях нарушения голоса дети к своему состоянию относятся спокойно. Некоторые из них критически осознают дефект, стремятся к его устранению. Другие себя не слышат, остаются равнодушны к искаженному голосу. Функциональные нарушения голоса. Наиболее распространенные и многообразные — это функциональные нарушения голоса. Они не сопровождаются воспалительными или какими-либо анатомическими изменениями гортани. Встречающиеся в педагогической литературе утверждения о более легком устранении функциональных нарушений, по сравнению с органическими, весьма спорны, так как первые представляют для специалистов значительные трудности в связи со сложностью их этиологии и патогенеза. Причины функциональной патологии могут быть самые разнообразные: голосовое переутомление, плохая постановка голоса, различные инфекционные заболевания и влияния психических факторов. Иногда несколько из перечисленных причин выступают в совокупности и определение «пускового» момента затруднительно. Длительно протекающие функциональные изменения могут вызывать псевдоорганические наслоения в виде гиперемии (покраснения) слизистой оболочки гортани, отечности и утолщения голосовых складок. Все это затрудняет диагностику функциональных нарушений, которые могут рецидивировать, а лица, страдающие такой патологией, склонны к фиксации на своем дефекте длительное время. К периферическим функциональным нарушениям относятсяфонастения, гипо- и гипертонусные афонии и дисфонии.Фонастения — нарушение голоса в ряде случаев, особенно на начальных стадиях, не сопровождается видимыми объективными изменениями в голосовом аппарате. Данное нарушение имеет профессиональный характер и развивается у лиц голосоречевых профессий. Проявляется фонастения внарушении координации дыхания и фонации, невозможности владения голосом — усиливать и ослаблять звучание, появлении детонации и ряда субъективных ощущений. Острые формы могут сопровождаться афонией. Гипотонусная дисфония (афония) обусловлена, как правило,двусторонними миопатическими парезами, т. е. парезами внутренних мышц гортани. Они возникают при некоторых инфекциях (ОРВИ, гриппе, дифтерии), а также при сильном перенапряжении голоса. Страдают мышцы, суживающие голосовые складки. Гипертонусные (спастические) нарушения голоса связаны сповышением тонуса гортанных мышц с преобладанием тонического спазма в момент фонации. Причины их возникновения полностью не изучены, но развиваются спастические дисфонии и афонии у лиц, форсирующих голос. Гипертонус может охватывать голосовые и вестибулярные складки. При попытках фонации голос или не возникает совсем, или появляется резко искаженный, глухой звук. Иногда наблюдается отсутствие смыкания голосовых складок (гипотонус) с напряженным смыканием вестибулярных (гипертонус). Образующийся при этом специфический грубый, монотонный звук называютложноскладочным. Ринофония и ринолалия стоят несколько обособленно среди других голосовых нарушений, так как их патофизиологический механизм заключается в неправильной функции мягкого нёба органического или функционального характера. При закрытой ринофонии носовые согласные приобретают ротовое резонирование, гласные теряют звучность, тембр становится неестественным. ткрытая ринофония проявляется в патологической назализации всех ротовых звуков, голос при этом слабый, сдавленный. Дефекты голоса помимо нарушенного резонирования обусловлены тем, что мягкое нёбо функционально связано с внутренними мышцами гортани и влияет на симметрию и тонус голосовых складок. По данным И. И. Ермаковой (1984), ринолалия в 70—80% сопровождается фонастенией и гипотонусной дисфонией.К функциональным нарушениям голоса центрального происхождения относится функциональная, или психогенная афония. Возникает она внезапно как реакция на психотравмирующую ситуацию у лиц, склонных к истерическим реакциям, чаще у девочек и женщин. При полном отсутствии голоса сохраняются звучный кашель и смех, это является важным диагностическим признаком. Форма несмыкания голосовых складок при обследовании очень изменчива, что тоже свидетельствует о психогенном нарушении. Функциональная афония может протекать длительно, а после восстановления голоса возможны рецидивы.
|