Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Что отсутствует в культурной среде



Где бы дети ни родились — в западных стра­нах, на Востоке или в Африке, — они воспиты­ваются в соответствии с присущей этим странам культурой. Дети приспосабливаются к разно­образной обстановке и воспитываются в зависи­мости от тех или иных качеств родителей.

Любой результат имеет свою причину. След­ствием неправильного образования и воспитания становятся отрицательные черты личности, а хо­рошее воспитание и образование приводят к раз­витию высоких чувств, благородства и чистоты помыслов.

Все дети приспосабливают жизненные силы своего организма к соответствующим условиям окружающей среды.

Профессор Н. Пронко из Канзасского универ­ситета несколько лет назад навестил меня в Ма-цумото. До этого он провел ряд экспериментов по изложенной выше теме и пришел к выводу, что дети, воспитанные в различном культурном окружении, приспосабливаются к соответствую­щей окружающей среде в первые девять месяцев жизни. Те качества, которые не востребованы данным конкретным окружением, у ребенка не развиваются. Результаты своих исследований он опубликовал в Америке.


Взращенные с любовью

Взращенные с любовью



 


 


Трудно подыскать слова, чтобы выразить пагубность подхода, при котором уже достаточ­но сложившийся ребенок подвергается тестиро­ванию и на основании этого делаются выводы о его якобы «врожденных» качествах. От подоб­ных представлений пора отказаться. Необходимо положить этому конец. Невозможно предсказать, каких высот может достичь ребенок, получаю­щий правильное воспитание с момента рожде­ния. Может быть, имеет смысл тщательно про­анализировать эти возможности? Благоприятная окружающая обстановка и должное образование наверняка принесут детям благополучие и счас­тье и дадут свет надежды для будущего челове­чества.

«Может ли мой мальчик стать кем-нибудь?»

Однажды ко мне подошла мать одного из моих учеников, чтобы поинтересоваться успеха­ми сына. У мальчика было хорошее музыкальное чутье, он усердно занимался и был прекрасным ребенком.

— Сенсей, скажите, может ли мой мальчик стать кем-нибудь? — спросила меня мать.

— Нет, — с улыбкой ответил я. — Кем-ни­будь он никогда не станет.

В наши дни у родителей появилась тенден-


ция задавать подобные вопросы. Она свидетель­ствует об излишне трезвом и расчетливом подхо­де к образованию детей. Когда я слышу подобные вещи, то отвечаю всегда в шутливом тоне. Одна­ко мать не на шутку встревожилась таким отве­том, поэтому мне пришлось продолжить:

— Учась играть на скрипке, он станет до­стойным человеком. Разве этого мало? Не тре­буйте от ребенка, чтобы он стал профессиона­лом и зарабатывал музыкой большие деньги. Ведь именно эта мысль прослеживается в вашем вопросе. Человек с добрым и чистым сердцем всегда найдет свое счастье. Единственная забота родителей — воспитать ребенка честным челове­ком. Этого вполне достаточно. Если вы ставите перед собой другие цели, то конечный результат может оказаться совершенно противоположным. Ваш сын играет на скрипке очень хорошо. Мы только должны добиться, чтобы у него были чи­стые помыслы и благородное сердце.

Мальчик, получивший первый урок от отца

О том, что я стал основателем нового движе­ния в обучении игры на скрипке, стало известно многим родителям.

— Вы не могли бы послушать моего мальчи-ка? — обратился как-то ко мне господин X. из

Зак. 476


Взращенные с любовью

Взращенные с любовью



 


 


Нагой, который сам обучал сына. Юноше было в то время уже восемнадцать лет, и он работал над Пятым концертом Моцарта.

— С удовольствием, — ответил я. — Скажи­те ему, чтобы выбрал время и зашел ко мне.

Примерно через месяц молодой человек на­вестил меня. Впервые увидев его, я поразился, насколько он был похож на своего отца — ин­тонацией, нагойским диалектом, манерой речи. Даже его приветственный жест — протянутые вперед обе руки — и улыбка были в точности как у отца.

Я попросил молодого человека сыграть что-нибудь. Он достал скрипку из футляра и начал настраивать ее, делая смычком точно такие же движения, как и отец. Но и это еще было не все. Когда он начал играть, его осанка, движения рук и смычка ничем не отличались от отцовских. Даже недостатки игры — смазанные переходы, нечеткий звук и другие мелкие детали — напо­минали отца.

До этого мне не приходилось видеть такого яркого примера приспособления ребенка- к сво­ему окружению. Восемнадцать лет, прожитые в семье, явственно отразились на поведении, вос­приятии и чувствах мальчика.

Примерно тридцать лет назад моим первым маленьким учеником стал четырехлетний Тосия


Ето. Вслед за ним пришел еще один малыш — Кодзи Тойода. Когда мы переехали из Нагой в Токио, отец Кодзи тоже перебрался туда вслед за нами.

Позднее, услышав, как трехлетний Кодзи Тойода исполняет «Юмореску» Дворжака, а се­милетний Тосия Ето играет концерт, ко мне при­шел один человек и привел с собой трехлетнего сына. Он поинтересовался, как узнать, есть ли у его сынишки музыкальный талант. Если да, то он хотел бы отдать его учиться игре на скрипке.

Но кто же может определить наличие му­зыкального таланта у трехлетнего ребенка? Я сказал отцу, что талант — это не врожденное качество. Его можно лишь развить в себе. Одна­ко он меня не понял. И сколько еще таких отцов на свете!

Вспоминая молодого человека, который вы­рос по образу и подобию своего отца, я думаю, что зачастую достаточно поглядеть на родите­лей, чтобы понять, какими станут их дети.

Поразительная сила жизни

Смычок выпадает из рук, а мать все подни­мает его...

Отделения школы воспитания талантов раз­бросаны по всей Японии. Туда принимают лю­бого ребенка без всяких предварительных ис-


Взращенные с любовью


Взращенные с любовью


 


 


пытаний, так как наш принцип основывается на предпосылке, что талантами не рождаются и что каждый ребенок может развить в себе способно­сти путем постоянной тренировки.

Наша задача заключается в том, чтобы с са­мой колыбели воспитывать в детях благородство духа, прививать им высокие ценности. В нашей школе мы добиваемся этого за счет игры на скрипке.

Все преподаватели в школе воспитания та­лантов следуют этому курсу. Вместе с родителя­ми они не жалеют сил, чтобы дети выросли по­рядочными людьми.

В нашем отделении в Накацугаве произошел следующий случай. Среди других школьников там училась шестилетняя девочка, страдавшая детским церебральным параличом. Она почти не контролировала правую половину своего тела, и у нее было косоглазие. Играя песенку «Све­ти, свети, звездочка», она доходила до послед­них двух нот первой фразы, и тут ее правая рука непроизвольно дергалась, и смычок выпадал из руки.

Ее учитель Його был очень огорчен и озабо­чен. Он рассказал мне об этом случае и попро­сил совета. Я дал ему простой ответ: «И учи­тель, и родители должны признать этот факт и продолжать работать». Учитель терпеливо про-


должал свои уроки, и каждый день бесчисленное множество раз матери приходилось подбирать смычок с пола. Для нее это было нелегким ис­пытанием. Но большая любовь и настойчивость в конце концов победили. Настал день, когда де­вочка все же смогла удержать смычок в руках до конца пьесы.



Просмотров 388

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!