Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Видит все человеческие дела, добрые



и злые. Хор Данаид в «Молящих» называет

Зевса самодержавным владыкой,

Издревле мудрым создателем человеческого

Рода (ст. 592—594), творцом

Всяческих щедрот.

Иногда Зевс выступает у Эсхила как

Некое обобщенное божество, для которого

поэт сохраняет только имя Зевса*

хотя в пароде «Агамемнона» хор и ого-

Эсхил 105

Варивается, что, быть может, надо

называть его как-нибудь иначе:

Кто бы ни был ты, великий бог,

Если по сердцу тебе

Имя Зевса, «Зевс» зовись1.

В связи с религиозно-нравственными

Воззрениями Эсхила следует остановиться

На вопросе об отношении Судьбы

(Мойры) к богам и к человеку. Кто

Же правит миром — боги, и из них в первую

очередь Зевс, или Судьба? У Эсхила

При ответе на этот вопрос есть некоторая

Двойственность. Он не сомневается

В том, что в управлении миром

Принимают участие потусторонние силы.

Это соответствует характеру тогдашнего

Мышления. Но оказывается, Зевс,

Не говоря уже о других богах, не является

Абсолютно всемогущим. Он тоже

Подчиняется необходимости, а ее кормилом

Управляют Мойры с тремя ликами

И помнящие обо всем Эринии

(«Прометей Прикованный», ст. 516).

Иногда Мойра выступает не как всеобщая

Необходимость, а как судьба,

Жребий отдельного человека. Когда

Орест приказывает матери следовать

Во дворец, чтобы там убить ее, Клитемнестра,

Оправдываясь, говорит сыну,

Что в ее преступлении виновата Мойра-

Судьба, на что Орест бросает реплику:

Что ж, и тебе готовит эту казнь Судьба 3.

В связи с представлением о кровной

Солидарности членов рода, об их связанности

Друг с другом, об ответственности

Друг за друга это представление

О судьбе или жребии отдельного человека

Обычно связывается с представлением

О судьбе целого рода, о тяготеющем

Над ним роке. Дети могут отвечать

За грехи своих родителей. На род

Или дом обрушивается демон Аластор,

Отмститель за прежние нечестивые дела,

Причем цепь этой кровавой мести

Может тянуться долго, на протяжении

ряда поколений. В «Агамемноне» не-

-сколько раз говорится о демоне, обрушившемся

На дом Танталидов. В ст.

И следующих Клитемнестра, обращаясь

К хору, говорит, что ее не нужно

Звать убийцей Агамемнона, так как

Под видом жены убитого совершил

Отмщение древний Аластор. Хор

В своих песнях тоже несколько раз

Говорит об Аласторе, с давних пор

Угнездившемся в доме Тантала.

Однако эта вера в рок не порождала

В древних греках чувства пассивности

И покорности судьбе, что объясняется

Духовным складом античной демократии,

Требовавшей от своих сограждан

Как раз очень большой активности.

Используя традиционные мифы о судьбе,

Тяготеющей над рядом сменяющихся

Поколений, Эсхил переносит акцент

На самостоятельное решение своих

Героев, на их собственные действия.

В области драматургической техники

Эсхил сделал необычайно много. Он

Первый ввел второго актера, открыв

Тем самым возможность более глубокой

Разработки трагического конфликта

И придав развитию действия подлинно

Драматический характер. Тем самым он

Преобразовал существовавшую до него

Трагедию из своего рода лирической

Кантаты в драму.

Эсхил был сам главным исполнителем

Своих трагедий. Другим актером.

1 Э с х и л , Орестея, стр. 11. 2 Гесиод называет трех Мойр: К лото, прядущую нить жизни, Лахесис, распределяющую

Жребий, и Атропос, заносящую все, что выпадает человеку, в свиток судьбы и обрезающую нить

Его жизни. 3 Э с х и л , Орестея, стр. 125.

Глава VI

Но свидетельству Аристотеля, был

Минниск, игра которого отличалась

Сдержанностью и величавостью. Самый

Характер главных персонажей трагедий

Эсхила требовал от актера искусства

Создания титанических, монолитно-

Героических образов. В развитие

Действия Эсхил вводит перипетию

И узнавание, хотя это узнавание, насколько

можно судить о нем по «Хоэ-

форам», носит еще недостаточно естественный

Характер. С именем Эсхила

связывается введение скены и развитие

В дальнейшем ее передней стены (про-

Скения), как декорации, изображающей,

Например, то фасад дворца в Аргосе,

То фасад храма Аполлона в Дель-

Фах. Эсхил охотно вводит в свои трагедии

Пышные и торжественные шествия

Или въезды на колесницах. Эсхил

Пользуется и такими театральными эффектами,

Как появление теней или

призраков. В «Персах» Атоссе и персидским

Старейшинам является тень

умершего царя Дария, в «Эвменидах»

В храме Аполлона — призрак Клитемнестры.



Просмотров 421

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!