Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Того как Гермес и Орест сходили
С платформы и удалялись через один Из пародов, эккиклема с оставшимся На ней Аполлоном поворачивалась Обратно в свое исходное положение. Думается, что и Бете и другие ученые, Признающие в данном случае применение Эккиклемы, излишне осложняют При своей реконструкции постановочные Средства трагедии. Того же Самого эффекта можно было добиться И без употребления эккиклемы путем Раскрытия дверей храма. Возможно даже, что при постановке «Эвменид» Применялся занавес на той части скены, Которая представляла собой внутренность Храма в Дельфах. Находилась в руках аристократии, Склонны были подчиниться персам. Постройка Флота, сыгравшего такую большую Роль в победе над персами, была [ делом рук афинской демократии. Ей Же удавалось преодолевать и сепа- L ратизм отдельных греческих городов в I наиболее критические моменты во время Войн с персами. Столкновение варварского И греческого мира нашло блестящее отображение в «Персах» З Эсхила. Яркая картина саламинского боя со- ( единяется с глубоким историко-философ- L ским обобщением причин победы греков, Органически включенным в ткань Э. поэтического произведения. Таким об- Э разом, своей литературной и театральной Деятельностью Эсхил внес ценный Ь вклад в дело разрешения одной из ЗНАЧЕНИЕ ДРАМАТУРГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭСХИЛА Глава VI Самых насущных задач, поставленных Его эпохой. Во времена Эсхила в напряженной Политической борьбе складывались Основы тех демократических порядков, Которые привели в дальнейшем, уже После смерти поэта, к расцвету афинской Рабовладельческой демократии. И не случайно, что во всех дошедших До нас трагедиях Эсхил затрагивает государственно-правовые вопросы и раскрывает В образах смысл и значение Происходящего на его глазах формирования И подъема рабовладельческого Демократического государства. В дошедших До нас произведениях можно отметить два мотива: противопоставление Греческой и варварской государственности И прославление молодого Афинского государства. Первый мотив затронут в «Молящих» (египетский Глашатай изображается как представитель Грубой государственной силы) и подробно разработан в «Персах». Второй разрабатывается и в «Персах» и в третьей части трилогии «Орестея». Примечательным является прежде всего То обстоятельство, что, начавшись В Аргосе, трилогия заканчивается В Афинах. Орест ищет оправдания И очищения в афинском государстве. Это совершенно реальный земной мотив, Хотя на сцене и присутствуют боги. В стасиме третьем хор Эвменид прославляет Афины и пророчествует им благоденствие На века. И всемогущий Зевс и Арес чтят город как крепость Богов и защитника божеских алтарей. Установившийся порядок вещей нуждается В освящении и охранении, И в соответствии с мышлением того Времени именно боги выступают хранителями Государственно-правовых и Нравственных начал. Они, по Эсхилу, Наказывают всех нарушителей этих Начал. Представление о богах носит, Таким образом, иной характер по сравнению С тем, какое дается в поэмах Гомера. Зевс — хранитель правды, И раньше или позже он накажет всех Тех, кто попирает его законы. Иногда И сама правда выступает не как орудие Зевса, а как некое самостоятельное Бвжество. В отдельных случаях боги Выступают у Эсхила с теми чертами, Какие приписывает им Гомер. Так, в трагедии «Прометей Прикованный» Зевсу приписывается жестокость, произвол, Недоверчивость даже к друзьям; В то же время он не является всезнающим Богом и требует, чтобы Прометей Открыл ему тайну брака с Фетидой. Океан в этой же трагедии изображен Хитрым и ловким придворным, Гермес — наглым прислужником Зевса. Изображение богов такими, какими Рисует их Гомер, можно найти и в других Трагедиях Эсхила. В трагедии «Агамемнон», например, глашатай рассказывает, В соответствии с первой песней «Илиады», о том, как Аполлон Метал под Троей стрелы в греческое Войско. Однако преобладающим является ное представление о богах: они — Блюстители гражданского правопорядка, Хранители нравственных начал В жизни общества. Такое представление О богах отчетливо выступало уже У греческих лириков VII—VI вв. В одном фрагменте Архилоха говорится О том, что Зевс правит миром, что он
|