Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Дворца виден на ложе труп Федры



Около нее стоят служанки. Оплакивая

Свою жену, Тесей замечает в ее руке

Письмо. В нем Федра называет виновником

Своей смерти Ипполита, якобы

Ная формула, противопоставляющая дух этики

Известностью, вызывая гнев традиционалистов,

Глава VIII

Обесчестившего ее. Негодующий Тесей

Проклинает своего сына. Он обращается

К Посейдону, который некогда обещал

Тесею исполнить три его желания, с

Мольбой погубить Ипполита. Напрасно

Оправдывается пришедший на крик

Отца Ипполит, Тесей не верит ему.

Он обвиняет Ипполита в лицемерии,

В том, что под видом непорочности

Он скрывал свою чувственность. Но теперь

Он уже ни для кого не загадка.

Тесей приказывает Ипполиту немедленно

Покинуть афинскую землю. Опровергая

Слова отца, Ипполит произносит

Длинную защитительную речь, но, связанный

Своей клятвой, ничего не говорит

О любви к нему Федры. После этого

Ипполит удаляется в изгнание. О том,

Как он погиб, когда лошади понесли

Колесницу, испугавшись выброшенного

Морем чудовищного быка, зрители узнавали

Из рассказа вестника.

Тесей велит принести к нему сына,

Хотя гнев его еще не утихает. Хор поет

Вторую песню о могуществе Афродиты.

Следует эксод. В вышине появляется

Артемида. Обращаясь к Тесею, богиня

Говорит, что его сын ни в чем не виновен,

И рассказывает ему всю правду

О любви Федры к Ипполиту. На носилках

Приносят израненного и истерзанного

Ипполита. Невыносимо страдая,

Он умоляет принести ему меч, чтобы

Поскорее расстаться с жизнью. Артемида

Утешает своего умирающего друга.

Ипполит понимает, что он, Федра и

Отец — жертвы Афродиты. Своего отца

Он жалеет больше, чем самого себя.

В своем последнем слове Артемида

Грозит припомнить Афродите ее жестокий

Гнев, говоря, что настанет день —

И тот, кого Афродита полюбит сильнее

всех, погибнет от руки ее, Артемиды *.

Она обещает Ипполиту почтить его на

вечные времена в Трезене: перед свадьбой

Невесты будут посвящать ему часть

Своих волос. Артемида исчезает. Ипполит

Умирает, прощая пцред смертью

Своего отца.

•Трагедия «Ипполит» должна была

Заинтересовать афинских зрителей

Прежде всего своей фабулой, так как

В ней впервые прозвучал голос безудержной

Страсти, до той поры не известный

Аттической сцене. Правда, в развязке

«Антигоны» Софокла любовь вступает

В свои права, и Гемон кончает

Жизнь самоубийством из-за любви

К Антигоне, но во всех предшествующих

Частях пьесы она не играет почти никакой

Роли. И ревность Деяниры, так

хорошо изображенная в «Трахинянках».

Является ревностью скорее законной

Супруги, вступающейся за свои права,

Чем влюбленной женщины. Во всяком

Случае, если в греческой трагедии шла

Речь о любви, то говорилось о ней

В весьма сдержанных выражениях.

Правда, лирика в свое время нарушила

Этот своеобразный запрет, и Сапфо,

Например, ярко изображала любовные

Переживания. Но показ их непосредственно

На сцене все еще шокировал

Греческого зрителя и казался ему неприличным.

Смелым новшеством Еврипида было

Изображение на сцене среди других

Душевных переживаний и чувства любви.

По-видимому, иногда ему удавалось

Преодолевать в этом отношении

И предубеждение своих современников,

Что явствует из того, что трилогия,

включавшая «Ипполита», получила по

Приговору судей первую награду.

В этих словах содержится намек на предстоящую гибель Адониса. По мифу, это был прекрасный

Юноша, которого полюбила Афродита и которого она оплакивала, когда тот погиб

На охоте от клыков вепря.

Еврипид 153

Хотя в трагедии изображалась преступная

Любовь.

Центральной фигурой этой трагедии

Является не Федра, а Ипполит. Уже

То, что он был сыном Тесея от амазонки

Антиопы, налагало на него,

В глазах древнего грека, особый отпечаток.

Как и его мать, он отличается

Некоторой суровостью, старается стать

Ближе к природе и проводить все

Время в лесах и полях, в кругу немногих

Избранных сверстников. Самое великое

Стремление Ипполита — быть добродетельным,

Но его добродетель очень

Отличается от обычного представления

Греков о человеке, которого можно

было бы назвать какое, х'осуадос; *.

Он видит ее в абсолютном целомудрии.

Этот идеал сурового аскетизма проявляется

У Ипполита как форма его благочестия.

Божество, которому он себя

Посвящает, потому что оно отвечает его

Представлениям о совершенной чистоте,—



Просмотров 452

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!