Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Девственная богиня Артемида



В уединении лесов он с восторгом слышит

Голос богини и наслаждается общением

С ней, чего не дано другим смертным.

Этот аскетизм Ипполита был чужд

Громадному большинству тогдашних

Греков, которые считали вполне естественным

Пользоваться умеренно всеми

Радостями жизни, в том числе и дарами

Афродиты. Афродита наказывает Ипполита

Именно за то, что он отказался

Признать ее власть, которая простирается

На все живущее. Не принял бы

Древний грек и ухода Ипполита от общественных

Интересов, и в частности

От занятий политикой. Между тем для

Героя трагедии единственной формой

Связи с обществом является только

Участие в общеэллинских состязаниях.

Однако это стремление уйти из общества

И стать ближе к природе является отражением

Общественных настроений той

Эпохи. В сцене, где Ипполит оправдывается

Перед отцом, он задает ему

такой вопрос: может быть% сближение

С Федрой нужно было ему для того,

чтобы завладеть царством? Но, по мнению

Ипполита, безумец тот, кого прельщает

Высшая власть. Его мечта другая

— быть первым на эллинских состязаниях.

Он хотел бы жить среди избранных

Друзей, ему не нужна тревожная

Власть царя. Это стремление уйти

От окружающей жизни было показателем

Приближающегося кризиса античного

Рабовладельческого общества.

Однако Ипполит не спокойный созерцатель

Природы, в котором есть только

Некоторые черты суровости. Он страстно

Реагирует на все, что представляется

Ему бесчестным, и в своем негодовании

Способен дойти до несправедливости

И жестокости. Возмущенный признанием

Кормилицы, Ипполит обрушивается

Со всем своим сарказмом и оскорбительными

Словами на всех женщин вообще.

Все они оказываются негодными тварями,

И лучше других среди них та,

Которая наделена от природы меньшим

Умом; по крайней мере от нее будет

Меньше коварства. Все это Ипполит

Говорит, как бы внешне обращаясь

К кормилице. Но Федра также находится

В это время на орхестре, и совершенно

Очевидно, что слова эти адресованы

Прежде всего к ней. Федра молчит,

Когда Ипполит осыпает ее оскорблениями,

И ее молчание одна из самых выразительных

Немых сцен греческой драматургии.

В своем безудержном негодовании

Он и не желает услышать хоть

1 xodog х'ауайбд буквально — прекрасный и добродетельный, то есть во всех отношениях

Человек совершенный, в котором прекрасные физические качества и красивая внешность соединяются

С внутренним благородством и доблестью.

Глава VIII

Что-нибудь от самой Федры и удаляется,

Проклиная всех женщин.

Вместе с тем Ипполит убежден, что

Он один обладает истиной и по своей

Добродетели стоит выше других людей.

В ответ на обвинения отца он отвечает

Не только оправданиями в приписываемом

Ему проступке, но и высокомерным

Утверждением собственного совершенства.

Взгляни вокруг на землю, где ступает

Твоя нога, на солнце, что ее

Живит, и не найдешь души единой

Безгрешнее моей, хотя бы ты

И спорил, царьх.

Наличие подобных недостатков в

Характере Ипполита спускает этот образ

С идеальных высот и делает его более

Оригинальным и жизненным.

До написания предсмертного письма

Федра представляется женщиной не

Только с сильным, но и благородным

Характером. Находясь под властью

Страсти, порожденной Афродитой, она

Стремится к тому, чтобы остаться чистой

Для Тесея и своих детей. И это не только

Из-за боязни разоблачения. Честь у нее

Основывается на гордом признании

Своей чистоты, на свою невольную

Страсть она смотрит как на позор,

Заслуживающий наказания. Сознание

Своего падения было бы для нее невыносимым.

Она отвергает всякую тайную

Любовь и шлет проклятие тем женщинам,

Которые дарят своим возлюбленным

Преступные объятия. Всеми силами

Души сопротивляется она охватившей

Ее страсти. Изнемогши в борьбе, которую

Она должна была вести сама с собой,

Федра видит единственный выход

В смерти. Но тут в виде демона-искусителя

Появляется кормилица — и Федра

Поддается ей, даже не понимая как

Следует, в чем будет заключаться спаси-

1 Е в р и п и д, Пьесы, М., «Искусство»,

Тельное средство ее утешительницы. Но

Как же тогда согласовать с таким характером

Федры ее предсмертную жестокость

По отношению к Ипполиту, на которого

она низко клевещет? Некоторые исследователи

в этой связи пр^мо говорят о

Несообразности, допущенной Еврипидом



Просмотров 433

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!