Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
В этой трагедии Еврипид использовал
«мотив спасителя», приходящего на Помощь попавшему в бедствие. Геракл Спас Тесея (это вне событий трагедии), Тесей в благодарность спасает Геракла Не только от физической смерти, но и от Глубочайшего душевного кризиса. С большой драматической силой и Теплотой изображены аттические гуманность, Дружба и гостеприимство, нашедшие Свое воплощение в образе Тесея. Чем ужаснее и невыносимее бедствия, В которые повергает божество Геракла, Тем ярче выступает человеческая сущность Тесея. Для афинского зрителя Этот мотив дружбы и спасения гибнущего Человека звучал еще сильнее, чем Для современного читателя или зрителя. Ведь с точки зрения древнего эллина Самое прикосновение к пролившему Кровь человеку уже грозило осквернением Прикасающемуся. До своего очищения Убийца не должен был даже ни К кому обращаться со словом. Поэтому Для зрителя V в. до н. э. такие действия На сцене Тесея, как то, что он Открывает другу лицо, подает ему руку И т. д., представлялись символом истинной Аттической дружбы. Высшее же Проявление гостеприимства заключается В том, что Геракл не только находит Убежище в Афинах, но ему обещана В удел и часть афинской земли. 1 «Театр Еврипида» в 3-х томах, т. II, перевод с введением и послесловиями И. Ф. Анненс- Кого, под ред. и с комментариями Ф. Ф. Зелинского, М., 1916—1921, стр. 127—128. Еврипид 161 Больше того, Тесей говорит о чести, Которая будет оказана Гераклу после смерти: вся афинская земля почтет Алтарем героя, и сама в свою очередь Приобретет в потомстве славу за помощь В несчастии знаменитому мужу. Нужно Помнить при этом, какую огромную Силу убедительности имел для древнего Эллина довод, что после смерти Будут чтить его память. Трагедия была написана к концу Архидамовой войны, принесшей вели- В этой патриотической пьесе, поставленной На сцене, по всей вероятности, Уже после заключения Никиева мира В 420 г. до н. э., главным сюжетом явился Миф о борьбе сыновей Эдипа, Этеок- Ла и Полиника, за фиванский престол (фабула, использованная Эсхилом в «Семеро против Фив»— см. выше). Эте- Окл завладел престолом и изгнал из Фив Полиника, но последний нашел Приют у аргосского царя Адраста, выдавшего За него свою дочь. Затем По- Линик собрал шестерых друзей и, опираясь На помощь Адраста, предпринял Поход против Фив, закончившийся гибелью Всех семи вождей, причем оба Сына Эдипа пали в смертельном поединке Друг с другом. Однако эти события Лежали вне трагедии, сама же трагедия Начинается с мольбы матерей павших Героев, обращенной к матери Тесея Эфре. Действие трагедии, развертывающееся Перед храмом Деметры в Элевсине, Начинается весьма красочной сценой. У большого алтаря, к которому ведут Ступени, стоит Эфра, мать Тесея, пришедшая В священную ограду храма Для жертвоприношения перед вспаш- Чайшие бедствия обеим воюющим сторонам. Тем не менее Еврипид рисует в «Геракле» мифический образец дружбы Между Аттикой и дорическим Пелопоннесом, Выставляя дорийца в столь Же человечески привлекательном виде, Как и афинянина. Несмотря на страшную Катастрофу, которая обрушилась На Геракла и едва не привела его к гибели, Финал трагедии звучит просветленно, Прославляя аттическую человечность И дружбу. Кой земли. Эфра и выступает в прологе, Излагая экспозицию драмы. Оказывает- T ся, семь вождей уже нашли смерть Под стенами Фив. Матери героев хотели Предать погребению тела сыновей, [ но новый фиванский правитель Креонт \ отказался выдать им трупы. И вот Женщины пришли в Элевсин умолять $ Тесея добиться от фиванцев выдачи [ трупов. Распростершись на ступенях Алтаря и стеная, аргосские матери протягивают К Эфре оливковые ветви, обвитые Белыми повязками. Адраст тоже I лежит на ступенях алтаря; около него — мальчики, сыновья павших ге- \ роев, составляющие побочный хор. Входит Тесей. Он поражен предста- i вившимся ему зрелищем: черные одежды Женщин, их рыдания, подрезанные В знак траура волосы — все это мало Подходит для жертвоприношения в Честь Деметры. Эфра кратко сообщает Тесею о просьбе аргосских матерей и , затем передает слово Адрасту, который, Поднимаясь и прекращая стена- Г ния, начинает говорить. Но Тесей холодно Встречает просьбу Адраста, упрекая А его в безрассудстве и пренебрежении К воле богов; он возглавил аргосский «УМОЛЯЮЩИЕ» И—В. Головня Глава VIII
|