Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
В Древнем Риме. Как и Греция, Рим
Пережил эпоху революции, положившей Конец древнему родовому строю. Однако Невозможно сказать что-нибудь определенное Ни о времени, ни о ходе Этой революции. По словам Энгельса, несомненно только одно: причина ее Коренилась в борьбе между патрициями И плебеями. Эта борьба привела К тому, что еще до отмены царской Власти в Риме был разрушен древний Родовой строй, покоившийся на личных Кровных узах, и вместо него Создано новое государственное устройство, В основе которого лежало территориальное Деление и имущественные Различия. Публичная власть сосредоточилась В руках военнообязанных Граждан и была направлена не только Против рабов, но и против неимущих, Не допущенных к военной службе и Лишенных вооружения. Борьба между Патрициями и плебеями продолжалась И после отмены царской власти. Плебеи боролись прежде всего за землю, Так как уже в ранний период Истории Рима началось сосредоточение Земли в руках патрициев, обезземеливание Плебса и рост его задолженности. Кроме того, плебеи добива- 1 Римляне называли таких духов «гениями». Каждый человек имел своего гения-покровителя. 2 Ф е с ц е н н й н ы исполнялись и на крестьянских свадьбах; пели их и солдаты во время Триумфа полководцев. Глава XIII Лись уравнения в политических правах С патрициями. Эта борьба проходит Через V, IV и начало III в. и характеризуется Рядом успехов плебса. Так, Уже в начале V в. до н. э. плебеи Получили право выбирать ежегодно Двух трибунов для защиты от произвола Патрицианских магистратов. Под Давлением плебса в середине V в. до Н. э. была проведена запись законов («Законы XII таблиц»). В 445 г. до Н. э. отменили старинное запрещение Браков между патрициями и плебеями. По закону 367 г. один из консулов Избирался обязательно из плебеев, а К началу III в. до н. э. плебеи получили Доступ и ко всем политическим Должностям. Однако, несмотря на ряд Успехов в борьбе за демократизацию, Государственный строй продолжал оставаться Аристократическим. Главную Роль по-прежнему играет в Риме нобилитет, Образовавшийся из слияния патрицианских Родов с плебейской верхушкой. Из среды нобилитета избирались Магистраты; главным оплотом нобилитета Был сенат. Очевидно, социальная Борьба, происходившая в Риме, Находила свое отражение и в фесцен- Нинах. По свидетельству Горация фес- Ценнинские насмешки не щадили знати, которая и постаралась их обуздать: «Законы XII таблиц» угрожали смертью Всякому, кто будет порицать другого В злобных стихах. Таким образом, сельские празднества С исполнявшимися на них фесценниыа- Ми стали зародышем драматических Представлений в Древнем Риме. Но Нельзя считать их непосредственным Источником художественной драмы, так Как уже с начала III в. до н. э. отмечается Интенсивное влияние на Рим Греческой культуры. Более того, еще До греческого влияния Рим испытал В области сценических игр влияние Этрусков. На первых порах у римлян Был ряд военных столкновений с этрусками. Дело в том, что с самых первых Шагов своей истории римляне выступили Как народ-завоеватель. Лациум Был густонаселенной областью, и поэтому В V—IV вв. до н. э. римляне вели Врйны за приобретение новых территорий. В V в. до н. э. Рим ведет борьбу За непосредственно соприкасающиеся С ним земли, в IV в. он покоряет Среднюю Италию, в 60-х годах III в. Завладевает Южной Италией, где уже С давних пор существовали богатые греческие колонии («Великая Греция»). Отношения Рима с этрусками не носили Характера лишь военных столкновений. Римляне не только воевали С соседними народами, но и подвергались Сильному культурному воздействию С их стороны. Объясняется это Тем, что по своему общественному и Культурному развитию римляне стояли Ниже этрусков и греков и по Сравнению с ними были на первых Порах отсталым народом, занимающимся Земледелием и скотоводством. Не подлежит сомнению, что дальнейшее Развитие начатков драмы, имевшихся В фесценнинах, связано с влиянием Этрурии. Интересное сообщение об этом сохранил Нам римский историк I в. до н. э. Тит Ливии: в 364 г. до н. э. в Риме Случилась моровая язва; поскольку Обычные средства не помогали, для Умилостивления небесных богов прибегли К учреждению сценических игр, «делу новому для воинственного народа,
|