Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Другие любовницы так не поступают,
Но она никогда из-за корысти не доведет Себя до подобной низости. Приведенный Парменоном Памфил, все еще Отказывающийся верить своему счастью, Горячо благодарит Вакхиду за Т е р е н ц и й , Комедии, стр. 481. То, что та спасла его. Он говорит, что. Куда бы она ни пришла, самое ее появление И слова вносят какое-то обаяние. Вакхида также отплачивает полными Искренности словами своему бывшему Возлюбленному. Она рада, что ему досталась в жены такая *кенщина, как Филумена. Памфил и Вакхида решают, Что, кроме них, Филумены и Миррины. Никто не должен знать тайны. На замечание Памфила, что Парме- Нон, передавший ему слова Вакхиды, И не подозревает, из какой беды он Извлек своего хозяина, Парменон важно Замечает, что он все знал и все Устроил сознательно. В ответ Памфил Бросает ему ироническую реплику, что Он вполне в этом уверен. Комедия этим Заканчивается, и Парменон приглашает Зрителей аплодировать. Вероятно, Теренция привлекла в этой Пьесе Аполлодора прежде всего необычность Фабулы. Вопреки распростране- Ному житейскому представлению, свекровь Изображается здесь внимательной И чуткой женщиной, которая Искренне пытается сблизиться с невесткой И огорчена тем, что этого сближения Не получается. Все же она не осуждает Невестки, которой почему-то стала Ненавистна и, приняв твердое решение Скрыться в деревне, умоляет сына вернуть В их дом молодую женщину. Сохранилось два пролога пьесы — Первый совсем краткий и второй, превышающий Его по размерам в пять раз. В обоих прологах выступал Амбивий Турпион, который во втором прологе Рассказывал о неудачах, постигших Первые две постановки пьесы, и призывал Публику почтить на этот раз Вниманием театральные игры. Он рассказывал Также и о том, как способствовал Продвижению на сцену сначала Римская трагедия и комедия паллиата во 11 в. до н. э. 345 Комедий Цецилия Стация, а потом комедий Теренция. Если тут и допустимо Известное преувеличение, то самый Факт едва ли мог быть выдуман. Амби- Вий Турпион вспоминает, как он начал играть в «новых комедиях» Цецилия: В одних он проваливался, в других — Удержался, хотя и с трудом. Однако он Теренций принадлежал к тому направлению В истории римской драматургии И театра, которое было создано Эннием. Как и Энний, он безоговорочно Принимает сторону эллинизма, и все Исследователи истории античной литературы И театра сходятся на том, что Комедии Теренция прекрасно передавали не только содержание, но и самый Дух и стиль новой аттической комедии, И прежде всего комедий Менандра. Если Плавт вносит в свои произведения Черты римского быта, то Теренций, Напротив, старается сохранить греческий Колорит в своих драмах. Однако Это вовсе не обозначает, что он хочет Дать в своих пьесах обязательно все Подробности греческой жизни. Он, скорее, Хочет передать самый дух ее. Так, в прологе к пьесе «Самоистязатель» Теренций Порицает своего противника (Лусция Ланувина) за то, что тот показал В комедии, как весь народ дал дорогу бегущему рабу. «Зачем же он (то есть драматург) должен быть рабом безумца?»— спрашивает Амбивий Тур- Пион, выступавший в прологе. По-видимому, В этих словах заключена мысль, Что не все подробности греческой жизни Надо воспроизводить на римской Сцене. Комедия Плавта была своеобразным Соединением новой аттической комедии И римской ателланы, то есть, в сущно- Продолжал ставить пьесы Цецилия и Со старанием играл их, чтобы не охладить Творческих замыслов драматурга. В конце концов он добился внимания Зрителей, пьесы Цецилия стали нравиться, и он вернул по^ту должное Место, когда тот почти совсем был оттеснен Злобными противниками. Сти, народной комедии римских крестьян И ремесленников. В творчестве Теренция этих — обильно представленных У Плавта — элементов римской Ателланы не было. И в этом отношении Комедии Теренция сильно уступают Жизнерадостным, полным бурной веселости И сочного народного юмора комедиям Плавта. В строгом следовании Греческим оригиналам, в отказе от Театральных средств и приемов ателланы (буффонада, грубые, но сочные Шутки, непосредственное обращение К зрителям в ходе действия и т. д.) Причина меньшей доходчивости комедий Теренция и их меньшей популярности. Однако из этого вовсе не следует, Что Теренций был чужим для современной
|