Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Среди разоряемых земледельцев,—
Протест против их дальнейшега Обезземеливания. Эти перемены в общественно- Политической жизни Рима Не могли не найти отражения в литературе И театре. Растущее участие В общественной борьбе мелкоземледельческих И пролетарских элементов при- Комедия тоги. Трагедия ко времени Гракхов. Литературная ателлана и мим 351 Водит к тому, что театр начинает больше Интересоваться жизнью народных низов. Действующими лицами тогаты выступают ремесленники: сукновалы, сапожники, Ткачи, мельники и другой Люд. В комедиях даются образы женщин — не рабынь и не гетер: это жены, Дочери, падчерицы ремесленников. Все Это отражает перемену, происшедшую В общественных отношениях. Женщина Во II в. до н. э. освободилась от крепких Семейных уз и вышла за порог Своего дома, где до этого времени, покорная Своему мужу, она жила исключительно Домашними интересами. Если В тогате выводятся рабы, то они держат Себя так, как это и подобает римским рабам: они не смеют быть умнее своих Господ. Выдающимися представителями Тогаты были Титиний, Афраний и Атта. Титиний был младшим современником Теренция, Атта умер в 66 г. до Н. э., Афраний жил около 100 г. до н. э. От них дошли до нас лишь около семидесяти Заглавий их комедий и около Четырехсот пятидесяти кратких отрывков Из них. Произведения этих драматургов Находили высокую оценку как У современников, так и в более позднее Время. Гораций, например, ставит Афрания Выше Плавта и Теренция. Комедии Афрания, от которого до нас дошло Больше сорока заглавий пьес, давались еще при Нероне. В его комедии «Авгур », по-видимому, осхмеивались жрецы- Авгуры с их гаданиями по полету и Крикам птиц, на что указывают сохранившиеся два стиха: Как только нашего авгура охватит беснование, Подумаешь, что море, небо и земля дрожат И рушатся 1. В отрывке другой комедии —«Близ нец»— поднята чисто бытовая тема отношений Между супругами и стремлений властолюбивой жены: Я то послушна, то капризна с ним, 'Подчас стараюсь я нарочно ссору завести, Оскорбляю иногда его ругательством 2. Как известно, мотив подобной такти Ки по отношению к мужьям неоднократно Разрабатывался в новоевропейской Комедии. Из пьесы «Близнец» сохранился еще и такой отрывок: Если б можно было чарами 3 людей пленять, То все старухи бы нашли себе любовников. Но юность, нежность тела и приятность В обхождении — Вот чем нас отравляют женщины. Увядшие лета не могут уж ничем приворожить К себе 4. Другой представитель тогаты, Атта. Пользовался большой известностью за Свои драматические произведения еще Во времена Августа. Гораций в одном из своих «Посланий» (ст. 79) говорит, Что, если выразить сомнение насчет Достоинства его комедий, которые разыгрывались Такими мастерами, как, например, Росций, то почти все сенаторы Назовут это бесстыдством. В комедии «Горячие воды» изображались, по всей видимости, легкие нравы на курортах: Замужние женщины жалуются на то, что «прелестницы» позволяют себе носить Там костюм добродетельных матрон. Сохранилось свидетельство, что Атта Писал комедии, посвященные изображению Быта самых низших слоев свобод- 1 Перевод В. И. Модестова. (См.: В. И. М о д е с т о в , Лекции по истории римской литературы, Стр. 177.) 2 В. И. М о д е с т о в , Лекции по истории римской литературы, стр. 178. 3 То есть ворожбой, приворотом. 4 В. И. М о д е с т о в, Лекции по истории римской литературы, стр. 178. Глава XVI ного населения, черпая содержание Для них и самые обороты речи в повседневной Жизни мелких лавочников, Владельцев харчевен, ремесленников и т. п. Такие комедии назывались «та- бернарии» («комедии харчевни»). Можно Предполагать, что комедии Атты Были новым шагом вперед в демократизации Римского театра. На основании дошедших до нас от- Наряду с тогатой больших успехов В Риме достигла ко времени выступления Гракхов и трагедия с греческим содержанием. На вторую половину II в. и начало I в. до н. э. падает деятельность Драматурга Акция, уроженца Умбрии, по своему происхождению Сына вольноотпущенника. Акций был Одним из замечательных представителей Римской трагедии, в творчестве которого Она достигла своего высшего Расцвета. Он рано стал писать для Театра, а в возрасте тридцати лет вступил В состязание с Пакувием, которому В то время было восемьдесят лет. Акция лично знал Цицерон и в дни Своей молодости не раз с ним беседовал.
|