Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Ателланы добавили типы римских



Ремесленников и представителей

Других профессий — валяльщиков сукон,

Хлебников, рыбаков, дровосеков,

Врачей, гадателей, арфисток. Все это

Уже принадлежало к области сюжетов

Комедии тоги, но сюжеты ателланы

Дополнялись новыми, часто пародийными

Материалами. Наконец, в ател-

Ланах выступали и разные чудовища,

Созданные народной фантазией. Они

Изображались на сцене в странных

Масках и служили пугалом для детей.

К таким- чудовищам относились, например,

Мандук, Ламия и Мания. Мандук

Был чудовищем с огромными челюстями,

Страшным ртом и длинными

Зубами. Маску устраивали так, что

Мандук, к великому ужасу детей, мог

скрежетать зубами. Лами* имела вид

Страшной старухи, пожиравшей детей.

Случалось, что из ее желудка вытаскивали

На сцене живых детей. Страшными

Старухами с бородой были и Мании,

Которыми кормилицы обычно пугали

Детей. Новий написал одну ателлану,

В которой это чудовище,— как можно

Понять из отрывка,— приготовляет в

Ступке, неизвестно для какой цели,

Лекарство.

Оба представителя литературной

Ателланы — Помпоний и Новий —

Пользовались в Риме большой известностью.

Хотя при Юлии Цезаре ателланы

Постепенно вытеснялись мимом,

Получившим также литературную обработку,

Однако они продолжали существовать

На римской сцене еще и в императорскую

Эпоху.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МИМ

Приблизительно за пятьдесят лет до

Нашей эры литературная ателлана была

вытеснена мимом, содержание которого

Определялось соответствующим текстом.

Мимами в Риме, как и в Греции,

Назывались небольшие сценки из обыденной

Жизни, разыгрывавшиеся без

Масок. Такие сценки существовали в

Риме, по-видимому, уже с давних пор

И попали к римлянам от греческого населения

Южной Италии (так, уже от

Конца III в. до н. э. дошло свидетельство

об одном миме \ который плясал

В театре под звуки флейты во время

Игр Аполлона). Мимы отличались грубостью

И даже разнузданностью, но в

То же время меткостью соленого народного

Юмора. Как и ателлана, мим

Открывал большой простор для импровизации,

Но не впадал в карикатуру,

Как это было с долитературной ате-

Лланой.

Ко времени Суллы мим получил на

Римской сцене права гражданства в качестве

Дивертисмента. Среди актеров-

Мимов были и женщины. Сюжеты мимов

Заимствовались, как и в ателланах или

В комедиях тоги, из жизни низших

Классов. Это были сценки из быта ремесленников,

Из жизни публичных жеы-

Актеров, разыгрывавших мимы, называли, как и в Греции, мимами.

23*

Глава XVI

Щин или на тему супружеских измен.

Мимы, в противоположность ателланам,

Касались больше городской, чем деревенской

Жизни. В них часто обыгрыва-

Лись плутовство и ябедничество, но еще

Чаще нарушение супружеской верности

(застигнутого врасплох любовника уносят

В сундуке, чтобы он не попался

На глаза обманутому мужу). Большую

Роль в мимах играли сквернословие и

Побои. Звуки пощечин о толстые щеки

Дураков, обычно появлявшихся в этих

Мимах, составляли любимый прием. Существенной

Частью мима были танцы

Под аккомпанемент флейты. В этих танцах

Женщины-актрисы иногда выступали

Перед зрителями почти совершенно

Обнаженными.

Сценическая постановка отличалась

Большей простотой. Хотя в это время

Маски уже вошли в театральный обиход,

Актеры мима по-прежнему выступали

Без масок. Игра шла на передней

Части сцены, отгороженной занавеской.

Все современники отмечают крайнее

Бесстыдство как нового жанра пьес, так

И самого исполнения. Действительно,

Сцены разврата, непристойные движения

И слова играли в мимах большую

Роль, чем в других видах комедии. Это

Объясняется теми переменами в общественной

Психологии, которые наблюдаются

В Риме ок. 50 г. до н. э. Огромные

Богатства, притекавшие в Рим в течение

II и I вв., способствовали дальнейшему

Развитию роскоши в быту

Высших классов Рима, выработке своеобразной

Жизненной философии наслаждения

И пренебрежения ко всякому

Труду, кроме политической и научной

Деятельности. Роскоши господствующих

Классов к концу республиканского

Периода противопостояла нищета

Неимущих слоев населения, особенно

Пролетариев Рима. Но так как античные

Пролетарии и сами жили за счет

Рабского труда, то у них тоже вырабатывалось

Постепенно пренебрежительное

Отношение к труду. Весь Рим проникался

Мало-помалу психологией паразитизма.

Такая психология общества,

естественно, должна был§ повлиять и



Просмотров 730

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!