Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Ателланы добавили типы римских
Ремесленников и представителей Других профессий — валяльщиков сукон, Хлебников, рыбаков, дровосеков, Врачей, гадателей, арфисток. Все это Уже принадлежало к области сюжетов Комедии тоги, но сюжеты ателланы Дополнялись новыми, часто пародийными Материалами. Наконец, в ател- Ланах выступали и разные чудовища, Созданные народной фантазией. Они Изображались на сцене в странных Масках и служили пугалом для детей. К таким- чудовищам относились, например, Мандук, Ламия и Мания. Мандук Был чудовищем с огромными челюстями, Страшным ртом и длинными Зубами. Маску устраивали так, что Мандук, к великому ужасу детей, мог скрежетать зубами. Лами* имела вид Страшной старухи, пожиравшей детей. Случалось, что из ее желудка вытаскивали На сцене живых детей. Страшными Старухами с бородой были и Мании, Которыми кормилицы обычно пугали Детей. Новий написал одну ателлану, В которой это чудовище,— как можно Понять из отрывка,— приготовляет в Ступке, неизвестно для какой цели, Лекарство. Оба представителя литературной Ателланы — Помпоний и Новий — Пользовались в Риме большой известностью. Хотя при Юлии Цезаре ателланы Постепенно вытеснялись мимом, Получившим также литературную обработку, Однако они продолжали существовать На римской сцене еще и в императорскую Эпоху. ЛИТЕРАТУРНЫЙ МИМ Приблизительно за пятьдесят лет до Нашей эры литературная ателлана была вытеснена мимом, содержание которого Определялось соответствующим текстом. Мимами в Риме, как и в Греции, Назывались небольшие сценки из обыденной Жизни, разыгрывавшиеся без Масок. Такие сценки существовали в Риме, по-видимому, уже с давних пор И попали к римлянам от греческого населения Южной Италии (так, уже от Конца III в. до н. э. дошло свидетельство об одном миме \ который плясал В театре под звуки флейты во время Игр Аполлона). Мимы отличались грубостью И даже разнузданностью, но в То же время меткостью соленого народного Юмора. Как и ателлана, мим Открывал большой простор для импровизации, Но не впадал в карикатуру, Как это было с долитературной ате- Лланой. Ко времени Суллы мим получил на Римской сцене права гражданства в качестве Дивертисмента. Среди актеров- Мимов были и женщины. Сюжеты мимов Заимствовались, как и в ателланах или В комедиях тоги, из жизни низших Классов. Это были сценки из быта ремесленников, Из жизни публичных жеы- Актеров, разыгрывавших мимы, называли, как и в Греции, мимами. 23* Глава XVI Щин или на тему супружеских измен. Мимы, в противоположность ателланам, Касались больше городской, чем деревенской Жизни. В них часто обыгрыва- Лись плутовство и ябедничество, но еще Чаще нарушение супружеской верности (застигнутого врасплох любовника уносят В сундуке, чтобы он не попался На глаза обманутому мужу). Большую Роль в мимах играли сквернословие и Побои. Звуки пощечин о толстые щеки Дураков, обычно появлявшихся в этих Мимах, составляли любимый прием. Существенной Частью мима были танцы Под аккомпанемент флейты. В этих танцах Женщины-актрисы иногда выступали Перед зрителями почти совершенно Обнаженными. Сценическая постановка отличалась Большей простотой. Хотя в это время Маски уже вошли в театральный обиход, Актеры мима по-прежнему выступали Без масок. Игра шла на передней Части сцены, отгороженной занавеской. Все современники отмечают крайнее Бесстыдство как нового жанра пьес, так И самого исполнения. Действительно, Сцены разврата, непристойные движения И слова играли в мимах большую Роль, чем в других видах комедии. Это Объясняется теми переменами в общественной Психологии, которые наблюдаются В Риме ок. 50 г. до н. э. Огромные Богатства, притекавшие в Рим в течение II и I вв., способствовали дальнейшему Развитию роскоши в быту Высших классов Рима, выработке своеобразной Жизненной философии наслаждения И пренебрежения ко всякому Труду, кроме политической и научной Деятельности. Роскоши господствующих Классов к концу республиканского Периода противопостояла нищета Неимущих слоев населения, особенно Пролетариев Рима. Но так как античные Пролетарии и сами жили за счет Рабского труда, то у них тоже вырабатывалось Постепенно пренебрежительное Отношение к труду. Весь Рим проникался Мало-помалу психологией паразитизма. Такая психология общества, естественно, должна был§ повлиять и
|