Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Ных вопросов это произведение Горация



значительно уступает «Поэтике»: основные

Положения Аристотеля — о фабуле,

Перипетии, катарсисе — не нашли

отражения в «Послании» Горация.

Впрочем, Гораций, сам поэт-лирик, и не

Собирался концентрировать все внимание

На эстетике драмы и театра. В поэтике

Горация нет строго систематического

расположения материала: она

Написана в форме непринужденного

Послания г. Первое требование, которое

Предъявляет Гораций ко всякому

Художнику, состоит в верности жизненной

Правде и соблюдении гармонического

Единства произведения. Разумеется,

И поэт и живописец претендуют

На известную свободу творчества. Что

Же, надо им ее дозволить, но в пределах

Должной меры и здравого смысла.

Построение поэтического текста должно

Быть подчинено ясной логике. Быть

Может, кто-нибудь умеет хорошо описать

Рощу с алтарем Дианы, говорливый ру-

1 «Первое впечатление при чтении «Поэтики» Горация — это необычайная плавность и в то же

Время отрывистость изложения. Гораций незаметно переходит от мысли к мысли, самые случайные

На первый взгляд подробности становятся в его рассказе важнейшими связующими звеньями,

Он увлекает читателя в далекие отступления, но в самый неожиданный момент опять оказывается

на главной линии своего повествования» (М. Л. Г а с п а р о в, Композиция «Поэтики»

Горация—В сб. «Очерки истории римской литературной критики», М., Изд-во АН СССР,

Стр. 108).

«Послание к Пизонам» Горация 365

Чей или величавый Рейн, яркую радугу

В дождливом небе, но зачем все это,

если оно не к месту?

Возвращаясь в дальнейшем к вопросу

О верном воспроизведении жизни,

Гораций настаивает на максимальном

Приближении к правдоподобию.

Выдумкой теша народ, выдумывай с истиной

Сходно,

И не старайся, чтоб мы любому поверили

Вздору,

И не тащи живых малышей из прожорливых

Л амий х.

Переходя к вопросу о способах воспроизведения

Жизненных явлений, Гораций

Указывает, что действие воспроизводится

Или в рассказе, или прямо

На сцене. То, что зритель воспринимает

Только слухом, потрясает его меньше,

Чем то, что он видит. Однако на сцене

Нельзя показывать того, что должно

Быть скрыто от взоров людей. Не следует

Показывать и то, что будет красноречивым

в словах очевидца: Медея не

Должна на глазах у зрителей убивать

Детей, а Атрей — варить человеческое

Мясо. Зритель либо не поверит увиденному,

Либо испытает вместо высокого

Ужаса тягостное омерзение (ст. 185—

Обращаясь к изображению характеров,

Гораций советует поэту хорошо

изучать жизнь:

Далее, я прикажу, чтоб ученый умел подражать,

Жизнь п нравы людей наблюдать для правдивости

Слога.

Идеал Горация —«драма, где мысли

умны, а нравы очерчены метко» (ст. 319).

Часто пьеса, лишенная изящества, но

Отличающаяся верным изображением

Нравов, больше понравится зрителю,

Чем та, которая блестит внешней отделкой,

Но не дает правдивых образов.

При изображении характеров (как и фабулы)

Поэт должен следовать преданию

Или изображать сходное с жизнью.

Верное изображение жизни включает

В себя последовательность в изображении

Характеров. Если на сцену выводится

Лицо, созданное творческим изображением

Поэта и никому до сих пор

Не известное, то каким оно вошло на

Сцену, таким же пусть и уходит. Это

Положение Горация нуждается в серьезном

Ограничении. Тот или иной персонаж

Может уйти со сцены не таким,

Каким он вошел на нее. События, происходящие

С ним по ходу действия, могут

Изменить его характер или хотя

Бы некоторые его свойства. Это было

Уже знакомо античной драматургии.

Демея в «Братьях» Теренция, хотя

И несколько иронически, все же признает,

Что ему придется изменить свой

Характер. Практика античного театра

Шла в этом отношении дальше античной

Теории, все еще базировавшейся на

Учении Теофраста (греческого философа

IV в. до н. э.) о стабильных и статичных

Характерах.

Если драматург желает, чтобы его

Пьесу внимательно смотрели с начала

И до конца, то он должен изобразить

Характер каждого возраста сообразно

с природой,— должен показать, «что

дают и что отнимают летучие годы».

Далее следует характеристика каждого

Возраста, причем ощущается некоторое

влияние «Риторики» Аристотеля.

Поэт должен серьезно готовиться

К своей деятельности, ему необходимо



Просмотров 527

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!