Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Солидное философское образование
1 К в и н т Г о р а ц и й Флакк. Оды. Эподы. Сатиры. Послания. М., изд-во «Художественная литература», 1970, стр. 391. Л а м и я — чудище-людоед, которым пугали детей, нечто вроде нашей «буки». 3 Т а м же. Глава XVIJI Мудрость — вот настоящих стихов исток и начало! Всякий предмет тебе разъяснят философские Книги, А уяснится предмет — без труда и слова Подберутся. Тот, кто понял, в чем долг перед родиной, Долг перед другом, В чем состоит любовь к отцу, и к брату, И к гостю, В чем заключается дело судьи, а в чем — Полководца, Или мужей, что сидят, управляя, в высоком Сенате,— Тот для любого лица подберет подобающий Облик х На слоге — и в частности на речах — Гораций останавливается много, и, пожалуй, Это самый интересный раздел в его «Послании». Наряду со старыми Словами поэт может употреблять новые Слова и выражения. Это делали и прежние Поэты, например Плавт, Цецилий, Энний; то, что было им дозволено, Нельзя запрещать новым поэтам. Далее Гораций переходит к метрическим, Средствам поэзии. Со времени Гомера грозные битвы, подвиги царей И знаменитых вождей воспевают гекзаметром; Затем появились разнообразные Лирические метры, и в числе их Ямб, усвоенный трагедией и комедией. Поэт повторяет несколько иными словами Мысль Аристотеля о том, что из Всех размеров ямб более всего пригоден для живой речи (см. «Поэтику» Аристотеля, гл. IV). Поэт обязан теоретически Изучить стилистику и метрику, В чем большую помощь ему Окажут греки. Трагический стиль не Подходит для комедии; но нельзя и о Пире Фиеста рассказывать разговорным Языком, пригодным для комедии. Правда, Жанровые различия допускают исключения И комедия иногда возвышает Свой голос (когда, например, Хремет В сильной речи порицает своего сына), И герои трагедий изливают иногда свое Горе в простых словах, например изгнанный Пелей и Телеф 2, оставив пышные Речи, трогают своей жалобой сердца Зрителей. Прежде скромный трагический Поэт состязался из-за того, чтобы Получить в награду козла (именно так Объясняет, по-видимому, Гораций происхождение слова «трагедия»). Вскоре Он вывел на сцену и голых сатиров, и на Нее проникла грубая шутка, чтобы развеселить Подгулявших зрителей. Что Же, можно выводить на сцену насмешливых И дерзких сатиров, можно внутри Жанровых границ сатировской драмы Обращать в смешное важные предметы, однако надо помнить один совет: выступающий В этой драме бог или герой Должен изъясняться средним слогом, Одинаково далеко держащимся и от просторечия Комедии и от высокопарности Трагедии. В поэтике Горация содержится кратко Сформулированное требование соблюдать закон трех актеров: в разговоре Четвертый всегда лишний, надо стараться Обойтись без него (ст. 192—193). Это требование идет вразрез с тем, что нам известно из практики театра: пал- Лиата часто требовала для своего исполнения От четырех до шести актеров, А разговор мог идти между четырьмя Действующими лицами. Очевидно, Гораций Желал, чтобы римская драма В отношении числа актеров строго следовала Греческим образцам. О хоре, хотя И иными словами, высказывается Старая аристотелевская мысль, что он Должен быть одним из актеров (ст. 194). Требование, чтобы хор пел только то, Что непосредственно связано с действи- К в и н т Г о р а ц и й Ф л а к к , Оды. Эподы. Сатиры, Послания, стр. 391. Герои не дошедших до нас трагедий Еврипида. «Послание к Пизонам» Горация 367 Ем, еще больше увеличивает сходство с соответствующим местом «Поэтики» Аристотеля. Поэтика Горация содержит краткие Сведения по истории греческого и римского Театра. Изобретателем трагедии Гораций называет Феспида, изобретателем Масок и театрального костюма — Эсхила. Он же соорудил на брусьях Невысокую сцену, ввел котурны и приучил Слух к возвышенной речи1, Интересно суждение Горация о древней комедии: она пользовалась в народе Немалым успехом, но вскоре ее свобода перешла в необузданность* она сама Своими безрассудствами навлекла на себя Законодательные запреты — и старинные Хоры умолкли. Гораций отмечает, что римские драматурги Подражали греческим, но не Ограничивались этим и создали национальную Римскую драму — претексту И тогату. Однако римские драматурги, По мнению Горация, недостаточно работали Над отделкой своих произведений. В конце «Послания» Гораций возвращается к ранее затронутому им вопросу:
|