Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Солидное философское образование



1 К в и н т Г о р а ц и й Флакк. Оды. Эподы. Сатиры. Послания. М., изд-во «Художественная

литература», 1970, стр. 391.

Л а м и я — чудище-людоед, которым пугали детей, нечто вроде нашей «буки». 3 Т а м же.

Глава XVIJI

Мудрость — вот настоящих стихов исток

и начало!

Всякий предмет тебе разъяснят философские

Книги,

А уяснится предмет — без труда и слова

Подберутся.

Тот, кто понял, в чем долг перед родиной,

Долг перед другом,

В чем состоит любовь к отцу, и к брату,

И к гостю,

В чем заключается дело судьи, а в чем —

Полководца,

Или мужей, что сидят, управляя, в высоком

Сенате,—

Тот для любого лица подберет подобающий

Облик х

На слоге — и в частности на речах —

Гораций останавливается много, и, пожалуй,

Это самый интересный раздел

в его «Послании». Наряду со старыми

Словами поэт может употреблять новые

Слова и выражения. Это делали и прежние

Поэты, например Плавт, Цецилий,

Энний; то, что было им дозволено,

Нельзя запрещать новым поэтам.

Далее Гораций переходит к метрическим,

Средствам поэзии. Со времени

Гомера грозные битвы, подвиги царей

И знаменитых вождей воспевают гекзаметром;

Затем появились разнообразные

Лирические метры, и в числе их

Ямб, усвоенный трагедией и комедией.

Поэт повторяет несколько иными словами

Мысль Аристотеля о том, что из

Всех размеров ямб более всего пригоден

для живой речи (см. «Поэтику»

Аристотеля, гл. IV). Поэт обязан теоретически

Изучить стилистику и метрику,

В чем большую помощь ему

Окажут греки. Трагический стиль не

Подходит для комедии; но нельзя и о

Пире Фиеста рассказывать разговорным

Языком, пригодным для комедии. Правда,

Жанровые различия допускают исключения

И комедия иногда возвышает

Свой голос (когда, например, Хремет

В сильной речи порицает своего сына),

И герои трагедий изливают иногда свое

Горе в простых словах, например изгнанный

Пелей и Телеф 2, оставив пышные

Речи, трогают своей жалобой сердца

Зрителей. Прежде скромный трагический

Поэт состязался из-за того, чтобы

Получить в награду козла (именно так

Объясняет, по-видимому, Гораций происхождение

слова «трагедия»). Вскоре

Он вывел на сцену и голых сатиров, и на

Нее проникла грубая шутка, чтобы развеселить

Подгулявших зрителей. Что

Же, можно выводить на сцену насмешливых

И дерзких сатиров, можно внутри

Жанровых границ сатировской драмы

Обращать в смешное важные предметы,

однако надо помнить один совет: выступающий

В этой драме бог или герой

Должен изъясняться средним слогом,

Одинаково далеко держащимся и от просторечия

Комедии и от высокопарности

Трагедии.

В поэтике Горация содержится кратко

Сформулированное требование соблюдать

закон трех актеров: в разговоре

Четвертый всегда лишний, надо стараться

Обойтись без него (ст. 192—193).

Это требование идет вразрез с тем, что

нам известно из практики театра: пал-

Лиата часто требовала для своего исполнения

От четырех до шести актеров,

А разговор мог идти между четырьмя

Действующими лицами. Очевидно, Гораций

Желал, чтобы римская драма

В отношении числа актеров строго следовала

Греческим образцам. О хоре, хотя

И иными словами, высказывается

Старая аристотелевская мысль, что он

Должен быть одним из актеров (ст. 194).

Требование, чтобы хор пел только то,

Что непосредственно связано с действи-

К в и н т Г о р а ц и й Ф л а к к , Оды. Эподы. Сатиры, Послания, стр. 391.

Герои не дошедших до нас трагедий Еврипида.

«Послание к Пизонам» Горация 367

Ем, еще больше увеличивает сходство

с соответствующим местом «Поэтики»

Аристотеля.

Поэтика Горация содержит краткие

Сведения по истории греческого и римского

Театра. Изобретателем трагедии

Гораций называет Феспида, изобретателем

Масок и театрального костюма —

Эсхила. Он же соорудил на брусьях

Невысокую сцену, ввел котурны и приучил

Слух к возвышенной речи1,

Интересно суждение Горация о древней

комедии: она пользовалась в народе

Немалым успехом, но вскоре ее свобода

перешла в необузданность* она сама

Своими безрассудствами навлекла на себя

Законодательные запреты — и старинные

Хоры умолкли.

Гораций отмечает, что римские драматурги

Подражали греческим, но не

Ограничивались этим и создали национальную

Римскую драму — претексту

И тогату. Однако римские драматурги,

По мнению Горация, недостаточно работали

Над отделкой своих произведений.

В конце «Послания» Гораций возвращается

к ранее затронутому им вопросу:



Просмотров 478

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!