Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



На характер театральных зрелищ. К тому



Же высшие классы общества желали

Превратить театр в средство отвлечения

Народа от политической борьбы. Отсюда

Стремление сделать театр развлекательным

И в эту развлекательность ввести

И элементы эротики. Самым смелым

Сценам, в которых выступали уж обязательно

Обнаженные женщины, аплодировали

Всего больше. По сравнению

Со старым грубым мимом мим I в. до

Н. э. стал более утонченным, остроумным,

Но в то же время в него проникли

В силу указанных причин и элементы

Цинизма.

Около середины I в. до н. э. мим был

Возведен на степень литературной комедии.

Сами римляне признавали, что

Это было сделано двумя писателями,

Современниками Цезаря,— Децимом

Лаберием и Публилием Сиром. Первый

Из них по своему происхождению

Был всадником. Второй был привезен

В Рим в качестве раба из Сирии, понравился

За свое остроумие господину и

Был отпущен на волю; Сир стал писать

Мимы и представлять их по разным

Городам Италии. От Децима Лабе-

Рия до нас дошло больше сорока заглавий

Его пьес и крайне незначительные

Отрывки. Литературная деятельность

Публилия Сира нам почти неизвестна.

По-видимому, в большей степени он

Был актером. Известен такой эпизод.

Цезарь заставил шестидесятилетнего

Децима Лаберия выступить на подмостках

И состязаться с Публилием

Сиром (благодаря такому «бесчестию»

Лаберий терял права на принадлежность

К всадническому сословию).

Комедия тоги. Трагедия ко времени Гракхов. Литературная ателлана и мим 357

Сам Лаберий описывает свое состояние

в этот день в таких словах:

Проживши беспорочно дважды тридцать

Лет

И вышедши из дому римским всадником,

Домой я должен воротиться мимом! В этот

День,

В один день больше прожил я, чем мне

Осталось жить К

Цезарь дал Дециму Лаберию боль-

Персонажи ателланы.

Два старика (с античной камеи)

Шую денежную сумму и золотое кольцо

В знак возвращения ему всаднического

Звания. Но победа в состязании

Досталась Публилию Сиру. Передают,

Что Лаберий, играя в миме роль раба,

Сумел отплатить Цезарю за его деспотическую

Выходку. Когда раба по ходу

Пьесы стали наказывать плетыо, он

вдруг закричал: «Эй, квириты 2, мы теряем

свободу!»

РИМСКИЕ АКТЕРЫ КОНЦА РЕСПУБЛИКИ

Как и при Плавте и Теренции, римские

Актеры конца республики объединялись

В труппы. Во главе каждой стоял

Ее хозяин — антрепренер, который

При постановке спектакля вел все переговоры

С должностными лицами. Антрепренеры

Сами нередко были из рабов

Или вольноотпущенников, и общественное

Положение их было низким.

Лишь немногие из них достигали вид-

1 Цит. по кн.: В. П. М о д е с т о в , Лекции по истории римской литературы, стр. 331.

Почетное звание римлян.

Глава XVI

Ного общественного положения и благодаря

Высокому вознаграждению за

Свою игру становились обладателями

Крупных состояний. Иные из них

В таких случаях могли позволить себе

Роскошь не брать гонорара за свои

Выступления на театральных играх и

Тем самым как бы снимали с себя клеймо

Актерского бесчестия.

Существовали ли в Риме состязания

при постановке спектаклей? По-видимому,

Таких состязаний не было г, иначе

Это нашло бы отражение в каких-

Либо исторических памятниках. Но относительно

Того, что авторы пьес получали

Денежные награды и золотые

Венки, мы имеем совершенно определенные

Свидетельства. Эти награды зависели

От приговора зрителей, оценивавших

Пьесу. Как все это происходило,—

Латинские мимы. Предки Арлекина

Мы не знаем, хотя нам хорошо известно,

Что актеры нередко получали от

Публики знаки бурного одобрения или

Порицания за исполнение своей роли.

Как и в Греции, в Риме актерам приходилось

Много работать над исполнительской

Техникой. До нас дошли

Сведения о некоторых знаменитых римских

Актерах I в. до н. э.; это трагический

Актер Клодий Эзоп и комический

— Квинт Росций. Эзоп был другом

Цицерона, высоко ценившим его дарование.

С большим успехом Эзоп выступал

В ролях Агамемнона, Аякса, Андромахи

И др. Античные писатели отмечают

Величественный характер его игры.

В 55 г., как это видно из одного письма

Цицерона, Эзоп был уже стар и талант

Его иссяк. На представлениях при освящении

Театра, построенного Помпеем,

Случай с Децимом Лаберием был, по всей вероятности, исключением.

Комедия тоги. ТрагеОия ко времени Гракхов. Литературная ателлана и мим 359

Акробатический мим.

Музей в Стамбуле



Просмотров 431

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!