Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Ему действительности. С усложнением
Общественной жизни в Риме На почве римских завоеваний на Востоке В первой половине II в. до н. э., С ростом социальных противоречий среди Самих свободных и интенсивным Усвоением и переработкой греческой Культуры театру нужны были и пьесы, Которые изображали бы мир более Сложных душевных переживаний отдельного Человека, хотя бы и ограниченных Рамками его семейных отношений. Идя навстречу этой потребности, Теренций делал исторически необходимое Дело. К тому же некоторыми Своими чертами современная Терен- ЗНАЧЕНИЕ ДРАМАТУРГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРЕНЦИЯ Глава XV Цию римская жизнь, особенно городская, Уже напоминала тот быт, который Сложился в городах эллинистической Эпохи в Греции и на Востоке и который Теренций показывал в своих комедиях. Теренций умер за двадцать пять лет До бурной эпохи Гракхов. Приближение Этой эпохи не находит никакого отражения В его творчестве. Но такова уже особенность паллиаты: политической Жизни она или вовсе не касается, или Касается с большой осторожностью. Однако одна черта современной Терен- Цию эпохи нашла непосредственное отражение В его творчестве. Прологи Те- Ренция, по замечанию известного знатока Римской литературы, виднейшего Немецкого филолога Ф. Лео, с которым Вполне солидаризуется и М. М. Покровский \ представляют собой один Из ранних образцов римского ораторского Искусства. Недаром в последующее Время Цицерон, а затем и Квинти- Лиан (I. в. н. э.) внимательно изучали Комедии Тереиция. Римский ученый I в. до н. э. Варрон В следующих словах определил место Тереиция в развитии римской комедии: «Первое место принадлежит Цецилию — в сюжетах комедии, в характеристиках Выделяется Теренций, в диалоге — Плавт». Очевидно, за это умение Рисовать реалистические характеры И за изящный язык его пьес и хвалит Тереиция Афраний, представитель Уже нового жанра — комедии с народным римским сюжетом. «Неужели вы назовете^ кого-либо подобным Терен- цию?»— говорит он в одной из своих Комедий. Необходимо сделать два небольших Замечания, относящихся к сценической Стороне комедий Теренция. В этих ко- См.: М. М. П о к р о в с к и й , История медиях, за исключением только «Девушки с Андроса», нет вокальных лирических Партий, но зато имеются кантики, Которые исполнялись как мелодекламация Под аккомпанемент флейты. В кантиках встречается трохаиче- Ские размеры, усеченные и неусеченные Восьмистопные трохеи, а также ямбические Семистопные и восьмистопные Стихи. Далее, для оживления своих Пьес, и очевидно, в угоду римской публике Теренций придает иногда повествовательным Частям своих пьес драматическую форму: так, в «Евнухе» Хе- Рей, выбежавший из дома Фаиды после Насилия над девушкой, рассказывает Об этом своему приятелю. Тот же прием Употребляет иногда Теренций и в завязке Своих комедий, для чего вводятся так называемые «протатические» персонажи — не принимающие участия В дальнейшем ходе пьесы. Такого рода Завязки действия Теренций мог найти Уже у своих греческих предшественников. После смерти Теренция пьесы его Еще в течение нескольких десятилетий Ставятся на сцене, но затем исчезают Из театрального репертуара. И вообще Паллиата, главные образцы которой Были уже исчерпаны, замирает. С течением Времени благодаря изысканности Своего языка пьесы Теренция становятся Предметом изучения в школе. Это Изучение продолжается и позже, в самые Темные времена средневековья. Особенно высоко ценили изящный Язык комедий Теренция в эпоху Возрождения. Гуманисты (например, Эразм Роттердамский) учились у Теренция Изящному разговорному языку. В новое время высокую оценку Те- Ренцию давали Мольер и Гольдони. В «Проделках Скапена» Мольер дает Римской литературы, стр. 69. Римская трагедия и комедия паллиата во II в. до п. э. 347 весьма оригинальное подражание «Фор- миону» Теренция. В комедии Мольера «Школа мужей» чувствуется отзвук Взглядов на воспитание, изложенных в «Братьях» Теренция. До нас не дошло сочинений, которые Говорили бы специально о театре III И II вв. до н. э., и в частности об игре Римских актеров. Таким образом, основным Материалом, на основании которого Мы можем судить об игре актеров, Выступавших в комедиях Плавта И Теренция, являются сами эти комедии, А также дидаскалии и прологи
|