Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Стремимся мы к преступному. Но я



Собою' не владею. За тобой

Последую и в море и в огонь,

На кручи гор и в бурные потоки 2.

В ответ следует описание движений

и действий Ипполита:

Прочь!

Бесстыдными руками не касайся

До тела непорочного. Что это?

Она объятия мне раскрыла? Меч

Свершит над ней заслуженную казнь.

Я голову бесстыдную ее

За волосы схватил рукою левой

И запрокинул — никогда достойней

Не обагрялся кровью твой алтарь,

Богиня лунодержица! 3

В своей песне хор прославляет мужественную

Красоту Ипполита. Переходя

В конце на ямбы, хор сообщает о злодеянии,

Которое Федра готовит невинному

Юноше. Она терзает свои волосы

И увлажняет слезами щеки. В это время

Появляется Тесей, и одновременно

С этим оканчивается второй акт.

Объяснение Федры с Тесеем драматург

Переносит на начало третьего

Акта. Вначале Тесей слышит из дворца

Вопли и рыдания и узнает от кормилицы,

Что Федра пытается покончить

Жизнь самоубийством. Затем появляется

на сцене и сама Федра. В^своих ответах

Тесею, желающему узнать, почему она

Стремится к смерти, Федра обнаруживает

Отвратительное притворство, которое

Трудно предположить у человека,

Только что пережившего порыв всепоглощающей

страсти. Ее ответы Тесею

Имеют форму претенциозных афоризмов,

Пока она не указывает прямо

(не называя, впрочем, имени) на Ипполита

Как на виновника ее неминуемой

Гибели. Вот часть этого диалога. Тесей

Просит Федру сообщить ему одному

Причину желаемой ею смерти.

Ф е д р а

Стыдливая жена боится только

Ушей супруга.

Т е с е й

Возможностей кончины

Ты будешь лишена.

Ф е д р а

Дорогу к смерти

Найдет всегда, кто хочет умереть.

Т е с е й

Какой проступок хочешь смертью смыть?

Ф е д р а

Тот, что живу.

Т е с е й

Неужто слезы эти

Тебя не трогают?

Ф е д р а

Прекрасна смерть.

Когда умрешь, оплакана своими 4.

В начале пятого акта поэт показывает

Федру у трупа Ипполита. Ее

Скорбь, соединенная с раскаянием, носит

Бурный характер. Федра испускает

Вопль, бьет себя в грудь. Обращаясь

Л ю ц и й Анней Сенека, Трагедии, стр. 128. 2 Т ам же, стр. 129—130. 3 Т а м же, стр. 130. 4 Там же, стр. 139 — 140.

Римский театр императорской эпохи 381

К Ипполиту, она говорит, что сама

Себе отомстит за него и последует за ним

В преисподнюю. Желая умилостивить

Тень Ипполита, она посвящает ей клок

Волос из растерзанной головы. Если

Им не суждено было соединить сердца,

То они могут соединить свою судьбу.

Когда женщина чиста, пусть она умрет

Для мужа; преступница должна умереть

Для милого. Нанося себе удар

мечом, Федра описывает свои движения:

Острием пронзила

Н грудь мою безбожную, и кровь,

О муж святой, тебе струится в жертву *.

Обращаясь к Тесею с предсмертными

Словами, она советует ему последовать

Ее примеру.

Образ Федры наделен резко подчеркнутыми

Внешними чертами. У нее походка

Умирающей, в лице то нет краски,

То его обжигает скрытый жар; в глазах

То сверкает пламя, то из них струятся

Слезы и орошают ланиты. В безумии

Она рвет с себя покровы и желает

Помчаться в леса. Тонкое и глубокое

Изображение переживаний Федры

У Еврипида заменено у Сенеки прямолинейным

Их показом. Но иногда и этого

Сенеке недостаточно. Желая сильнее

Поразить читателя (а может быть,

И зрителя), он подчеркивает, применяя

Прием описания, самые движения,

Жесты, крики или стоны, вырывающиеся

У героини. Все переживания

Федры необычайно гиперболизованы.

Жизненная правда чувств принесена

В жертву холодной риторике. В момент

Самой сильной страсти Федра произносит

Отточенные афоризмы. Даже гибель

Героини отмечена печатью словесной

Изысканности и не вызывает сострадания

У зрителя.

Образ Ипполита упрощен по сравнению

С еврипидовским. У Еврипида он

Л ю ц и й А н н е й С е н е к а , Трагедии,

Адепт Артемиды, и именно потому, что

Служит Артемиде, он не может служить

Афродите. Отсюда и его стремление

Жить на лоне природы в кругу

Избранных друзей. Тревожная власть

царя его не прельщает. £)н охотно

займет второе место в государстве:

Оно даст ему возможность жить в соответствии

С заложенным самой природой

Идеалом целомудрия и убережет от

Вражьих стрел. Форма его общения

С людьми — общеэллинские состязания,

Потому что он все же не христианский

Аскет, а древний эллин, заботящийся

О гармоническом развитии души и тела.

Стремление Ипполита жить на лоне

Природы у Сенеки обосновывается не

Религией Артемиды, но тезисами стоической

Философии, на помощь которой



Просмотров 513

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!