Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Моря Венеры, бич Фурии и т. п. Выдающиеся
Актеры пантомима порой достигали Богатства и высокого общественного положения^ однако на самой профессии И в это время лежало еще клеймо Бесчестия. Обычно в пантомимах выступали Рабы, вольноотпущенники или же Свободнорожденные из римских провинций, Например греки, египтяне, уроженцы Малой Азии. При императорском Дворе имелись свои актеры-пантомимы. Труппы имелись иногда и у богатых Лиц. Они увеселяли хозяина и его Гостей во время и после обеда. Главным Же образом такие труппы гастролировали На время устройства публичных Зрелищ. В более поздние времена в пантомимах Выступали и женщины. В противоположность пантомиму пир- Рйха х была танцем, исполнявшимся Целым ансамблем танцовщиков и танцовщиц. Число участников пиррихи Могло доходить до нескольких сот человек. Пирриха, как и пантомим, заимствовала Свои сюжеты из мифологии, Причем главное внимание обращалось На постановочную сторону дела — Роскошные декорации и разного рода Сценические эффекты. Яркое представление о пиррихе дает Нам писатель II в. н. э. Апулей. В своем романе «Метаморфозы» («Золотой осел») Он описывает пирриху, изображавшую суд Париса. «На сцене высоким искусством Художника сооружена была деревянная Гора, наподобие той знаменитой Идейской горы, которую воспел Вещий Гомер; усажена ошй была живыми Зелеными деревьями, источник, Устроенный на самой вершине руками Строителя, ручьями стекал по склонам, Несколько козочек щипали травку, И юноша, одетый на фригийский манер В красивую верхнюю тунику и азиатский Плащ, который складками ниспадал По его плечам, с золотой тиарой на Голове, изображал пастуха, присматривающего за стадом» 2. Это был Парис. К нему в танце приближался отрок, Изображавший Меркурия, и протягивал Ему яблоко. Одна за другой появляются и сами богини: Юнона, Минерва И Венера. За каждой следует свита. Венера, окруженная роем резвящихся Мотыльков-купидонов, выступает почта Обнаженной. Прекраснейшие девушки, Изображающие граций и Ор 3, бросают Гирлянды цветов и сплетают хоровод Вокруг Венеры. Флейты звучат нежным Напевом, под этот напев богини одна За другой начинают танцы. Жестами Каждая из них обещает Парису, что В обмен за отданное ей яблоко он получит В жены красавицу, подобную ей. Парис отдает яблоко Венере. В конце Представления через потаенную трубу Низвергался с горы винный поток, смешанный С шафраном. Он орошал благовонным Дождем пасущихся коз, пока Они не становились темно-оранжевыми. Затем деревянная гора проваливалась Под землю. П и р р и х о й назывался вначале воинственный танец дорян; в изучаемую нами эпоху Слово это означало танцевальный спектакль. 2 А п у л е й , Апология, или Речь в защиту самого себя от обвинения в магии. Метаморфозы В XI книгах Флориды, М., Изд-во АН СССР, 1956, стр. 291. 3 О р ы (или Горы) — три богини времени года. Римский театр императорской эпохи 387 МИМ Наибольшее распространение из всех Театральных жанров в эпоху империи Получил мим. Однако этот мим сильно Отличался от своего прототипа — площадного Фарса, и от литературно обработанного Мима I в. до н. э. Мим становится Теперь большой пьесой с занимательным, Нередко запутанным сюжетом, С большим количеством действующих Лиц и сложным сценическим Аппаратом. Темами для него служат Супружеские измены, приключения разбойников И т. д. Из числа последних Особенным успехом пользовались приключения Разбойника Лавреола, много Раз убегавшего из-под стражи, совершавшего Чудеса храбрости, но в конце Концов все же попадавшего в руки Властей. В представлениях о Лавреоле Участвовало большое количество лиц, а сам мим носил кровавый характер: Так, император Домициан (81—96) при Одном представлении этого мима приказал Вправду распять на кресте настоящего Разбойника. Мим о Лавреоле Долго еще оставался в репертуаре Театра, как об этом свидетельствует Церковный писатель II—III вв. Тер- Туллиан. По некоторым данным можно предполагать, Что был какой-то мим о незадачливом Императоре. Неспособный человек Становится императором, ведет Себя в высшей степени глупо, и его В конце концов свергают. При частой Смене императоров такой мим мог стать Весьма злободневным. Мы располагаем одним лирико-драматическим Мимом из Оксиринха х. Молодую Особу, возвратившуюся с ночного
|