Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Когда технология приводит к расширению



Одного из наших чувств, то вместе

С интериоризацией новой технологии

Происходит перестройка форм восприятия

JS

<3S Хотя главная тема этой книги — галактика Гутенберга,

или конфигурация событий, которые далеко отстоят от изобретения алфавита и эпохи рукописной культуры, важ­но уяснить, что без алфавита не было бы и Гутенберга. По­этому нам необходимо глубже всмотреться в те культур­ные условия восприятия, которые вообще создают возмож­ность сначала письма, а затем, по-видимому, алфавита28.

 

28 Корейцы к 1403 г. уже умели изготавливать чугунный шрифт посредством штамповки и матричных форм (см. книгу Т.Ф.Карте-ра «Изобретение печатания в Китае и его распространение на За­пад»). Картера не занимал вопрос об отношении алфавита к печатанию, и, по-видимому, он не знал о том, что корейцы, по не­которым сведениям, пользовались фонетическим алфавитом.

 

 

Тот факт, что, как сообщает Уилсон, взрослым афри­канцам требуются годы для того, чтобы научиться смот­реть кино, имеет точную аналогию в западном мире. Речь идет о трудностях с восприятием «абстрактного» искусст­ва. В 1925 г. Бертран Рассел написал книгу «Азбука отно­сительности», где на первой же странице отметил следую­щее:

Многие новые идеи могут быть выражены и немате­матическим языком, но это ничуть не облегчает их вос­приятия. Мы нуждаемся в том, чтобы изменить нашу картину мира... Такого же рода изменения требовало учение Коперника о том, что Земля не является непо­движной... Теперь эта идея не вызывает у нас трудно­стей, поскольку мы знакомимся с ней до того, как уста­новятся наши мыслительные привычки. Подобным же образом идеи Эйнштейна легче будет усвоить поколе­ниям, которые вырастут вместе с ними; но нам, для того чтобы перестроить наше воображение, необходимо со­вершить определенного рода усилие.

Проще говоря, когда новая технология расширяет одно или несколько наших чувств, вынося их вовне, в социаль­ный мир, то в этой культуре формируется новое соотноше­ние всех наших чувств. Это можно сравнить с тем, как пре­ображается мелодия, если к ней добавить одну ноту. И ког­да в какой-либо культуре происходит такое изменение в соотношении чувств, радикально меняется характер вос­приятия: то, что казалось ясным, становится непонятным, а то, что казалось смутным и непрозрачным, начинает про­ясняться. Как заметил Генрих Вельфлин в своем револю­ционном труде «Принципы истории искусства» (1915 г.): «...дело не в чувственных фактах, а в эффекте, воздейст­вии». Вельфлин отталкивался от открытий скульптора Адольфа фон Гильдебранда, который в своей работе «Проблема формы в изобразительных искусствах» впер­вые ясно показал спутанность чувственного восприятия обычного человека и роль искусства в прояснении этой пу­таницы. Гильдебранд описал механизм, посредством кото­рого тактильность выполняла роль синестетического фак­тора, организующего взаимодействие между чувствами, и тем самым была ядром воздействия искусства. Дело в том, что недостаточно отчетливая образность тактильного ха-

 

 

рактера побуждает зрителя к активному соучастию. И ког­да африканцы воспринимают кино как искусство с недо­статочно отчетливой образностью, требующей активного соучастия, нас это забавляет. Отталкиваться от следствия, а не от причины (что, как мы видели, присуще русским) — такой способ действия в конце девятнадцатого столетия казался нам новым, о чем мы поговорим в этой книге не­сколько позднее.

В недавней работе Джорджа фон Бекеши «Эксперимен­ты в области слуха» выдвигается решение проблемы про­странства, совершенно противоположное предложенному Каротерсом и Уилсоном. В то время как они пытаются го­ворить о восприятии людей бесписьменной культуры исхо­дя из опыта, обусловленного письмом, профессор фон Бе­кеши рассматривает акустическое пространство как само­достаточное. Будучи знатоком в этой области, он прекрасно сознает трудности, на которые наталкивается разговор о слуховом пространстве, ибо акустический мир — это мир «в глубину»29. Особый интерес представляет тот факт, что, стараясь прояснить природу слышания и акустического пространства, профессор фон Бекеши намеренно избегает употребления таких терминов, как «точка зрения», «перс­пектива», отдавая предпочтение мозаическому подходу. С этой целью он обращается к двухмерной живописи как способу раскрытия резонансной глубины акустического пространства. Вот что он об этом пишет (р.4):

Можно различить два подхода к проблеме. Первый — назовем его теоретическим — заключается в том, чтобы сформулировать проблему в соотнесении с уже известным, связать с общепринятыми принципами, а затем перейти к проверке гипотез экспериментальным путем. Другой — назовем его мозаическим — рассмат­ривает каждую проблему саму по себе, не особенно за­думываясь о том, в каком проблемном поле она нахо­дится, и пытается установить отношения и принципы, имеющие силу для очерченной области.

Затем фон Бекеши переходит к рассмотрению двух тех­ник живописи:

29См. «Acoustic Space».

 

 

Удачную аналогию этим двум подходам можно най­ти в области искусства. В период между одиннадцатым и семнадцатым столетиями арабы и персы достигли вы­сокого мастерства в изобразительном искусстве... Позд­нее, в период Ренессанса, были разработаны новые формы репрезентации, которые стремились придать единство и перспективу изображению и добиться запе-чатления атмосферы...

Когда наука двинулась далеко вперед и стало из­вестно большинство переменных, лучшим способом об­ращения с новой проблемой стало поместить ее в уже имеющуюся рамку. Однако, если рамка неточна, а коли­чество переменных слишком велико, то мозаический подход значительно облегчает дело.

Мозаический подход не только «значительно облегчает» исследование такого свойства слухового пространства, как симультанность; это — единственный релевантный подход. Дело в том, что «двухмерная» мозаика или живопись — формы приглушенной визуальности, благодаря чему ста­новится возможным максимальное взаимодействие между всеми чувствами. Именно такой была живописная страте­гия «после Сезанна»: изображать вещи так, словно их дер­жишь в руках, а не видишь.



Просмотров 600

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!