Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Теория культурных изменений невозможна



Без понимания изменений соотношения

Чувств, вызванных их различными

Экстернализациями

б^£

S& Эта тема заслуживает особенно пристального внима­ния, поскольку, как мы увидим, изобретение алфавита по­служило длительным стимулом для развития западного мира в направлении разделения между чувствами, функ­циями, операциями, эмоциональными и политическими со­стояниями, а также задачами, т.е. фрагментации, которая нашла свое завершение, как считал Дюркгейм, в аномии девятнадцатого столетия. Парадокс, указанный профессо­ром фон Бекеши, заключается в том, что двухмерная моза­ика в действительности является многомерным миром, где

 

 

различные структуры входят в резонанс между собой. Тог­да как именно трехмерный мир пространства изображения представляет собой на самом деле абстрактную иллюзию, основанную на значительном обособлении визуальности от остальных чувств.

Это — не вопрос ценностей или предпочтений. Какой бы точки зрения мы ни придерживались, нам необходимо по­нять, почему «примитивная» живопись двухмерна, тогда как рисование или живопись человека письменной культу­ры тяготеет к перспективности. Без такого знания мы не сможем понять, почему люди вообще перестали быть «при­митивными», или аудиотактильными, в том, что касается их чувственной организации. И равным образом мы не смо­жем понять, почему «после Сезанна» произошел отказ от визуального в пользу аудиотактильных способа мышления и организации опыта. Только прояснив этот вопрос, мы приблизимся к постижению роли алфавита и книгопечата­ния в придании доминирующей роли визуальному чувству в языке и искусстве, как и в социальной и политической жизни в целом. До того как визуальный компонент выдви­нулся на передний план, человеческие сообщества знали только племенную структуру. Эмансипация индивида от племенных уз зависела, по крайней мере в прошлом, от усиления визуальной жизни, подстегиваемой письменно­стью, причем именно связанной с алфавитом. Ведь алфа­витное письмо является не только уникальным, но и позд­ним. До него существовало множество других форм. В дей­ствительности любой народ, который переходит от кочево­го к оседлому образу жизни, готов к изобретению письма. У кочевых же народов письмо появлялось не раньше, чем у них начала развиваться архитектура, или «огражденное пространство». Ибо письмо представляет собой заключение в визуальные границы невизуальных пространств и чувств, а следовательно, абстрагирование визуального из привычного взаимодействия чувств. А поскольку выраже­нием всех наших чувств одновременно служит речь, пись­мо является производным от речи.

В наше время специфическая технология письма стано­вится более понятной, особенно благодаря новым способам обучения ускоренному чтению, которое основано на отде­лении движений глаза от внутреннего проговаривания. По-

 

 

зже мы вернемся к тому факту, что чтение в древнем и средневековом мире всегда было чтением вслух. Печатный текст ускорил движение глаза и понизил голос. Но внут­реннее проговаривание само собой считалось неотделимым от горизонтального слежения за словами на странице. Се­годня мы знаем, что разделение между чтением и прогова-риванием происходит при вертикальном чтении. Здесь ал­фавитная технология разделения между чувствами дости­гает крайней степени обособленности, но именно этот при­мер помогает понять, каким образом вообще возникает лю­бое письмо.

В докладе «История теории информации», прочитанном перед Королевским обществом в 1951 г., И.Колин Черри из Лондонского университета высказал следующее наблюде­ние: «В ранние эпохи на пути всякого изобретательства стояла неспособность отделить механическую структуру от живых форм. Изобретение колеса представляло собой выдающуюся попытку такого отделения. Великий поток изобретений, начавшийся в шестнадцатом столетии, имеет в своей основе постепенное отделение машины от живых форм». Печатание стало первым случаем механизации древнего ремесла и привело к дальнейшей механизации всех ремесел. Современные фазы этого процесса — тема книги «Механизация становится у руля» Зигфрида Гидио-на.

Однако цель Гидиона — подробно и поэтапно просле­дить процесс возвращения к органическим формам в испо­льзовании механизмов на протяжении прошлого столетия:

Вдвоем знаменитом опыте, проведенном в семидеся­тые годы, по исследованию движений людей и живот­ных Эдвард Майбридж установил тридцать камер на расстоянии двенадцати дюймов друг от друга, шторки которых открывались электромагнитным устройством в тот момент, когда движущийся объект проходил перед аппаратом... Каждый снимок показывал объект в отде­льной фазе, зафиксированной каждой камерой (р.107).

Иными словами, объект переводится из органической, или симультанной, формы в статический, или изобразите­льный, режим. Путем смены последовательности таких статических пространственных изображений на опреде-

 

 

ленной скорости достигается иллюзия органической полно­ты или взаимодействия пространств. Тем самым колесо в конечном счете становится в нашей культуре средством преодоления машины как культурного феномена. Но по­вторное слияние колеса с живой формой произошло благо­даря подключению к нему электричества. Разумеется, ко­лесо в наш век электричества и ракетной техники выгля­дит устаревшим. Но, как нам еще не раз придется в этом убедиться, гипертрофия является признаком устаревания. Именно поскольку колесо в двадцатом столетии возвраща­ется к органической форме, теперь нам легко понять, как первобытный человек «изобрел» его. Любое живое сущест­во в движении представляет собой колесо в том смысле, что повторяющееся движение реализует циклический принцип. Так, даже музыкальные мелодии письменных об­ществ построены как повторяющиеся циклы. Но музыка бесписьменных культур не имеет такой повторяющейся, циклической, абстрактной формы, как мелодия. Одним словом, изобретение есть перевод одного типа пространст­ва в другое.

Гидион также упоминает французского физиолога Эть-ена Жюля Мори (1830—1904), который изобрел миограф для записи движений мышц: «Мори совершенно сознате­льно следует Декарту, однако вместо графического пред­ставления механических частей он переводит в графиче­скую форму органическое движение» (р. 19).



Просмотров 614

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!