Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Алфавитной технологии людей не интересовала визуальная внешность



SG Открытие того факта, что репрезентация «естествен­ной внешности» ненормальна и непонятна для людей допи-сьменной культуры, вызвало в наше время некоторое ин­теллектуальное замешательство. Ведь те же самые иска­жения реальности, которые мы связываем с нашими кон­венциями абстрактного визуального восприятия, проникли в математику, науку, логику и поэзию. Прошедшее столе­тие — столетие неевклидовой геометрии, символических логик, символистской поэзии — раз за разом переживало повторение этого открытия. Иными словами, плоскостная линейная, визуальная и последовательная кодификация опыта глубоко конвенциональна и имеет свои границы. Се­годня она оказалась под ударом во всех сферах опыта за­падного человека. Мы уже давно свыклись с восхвалением древних греков за то, что именно они выработали визуаль­ный способ репрезентации в скульптуре, живописи, науке, а также в философии, литературе и политике. Однако се­годня, научившись владеть каждым из наших чувств изо­лированно, ученые скорее склонны упрекать древних гре­ков в малодушии: «Как бы там ни было, но становится оче­видным, что искусства и геометрия древних греков осно­вывались на одних и тех же тактильно-мышечных чувст-

 

 

венных интуициях, что их развитие шло параллельными путями и что этими-то интуициями и обусловлена их огра­ниченность»34.

С точки зрения той интенсивности, которой достиг ви­зуальный компонент в нашем опыте, опыт древних греков выглядит робким и неуверенным. Но на рукописной стадии существования алфавитной технологии ее воздействие бы­ло еще не настолько сильным, чтобы полностью оторвать визуальное от тактильного. Даже письмо древних римлян не было способно на это. Лишь опыт массового однотипного производства привел к расщеплению чувств и отпадению визуального измерения от чувственного комплекса.

Освальд Шпенглер в «Закате Европы» с первобытным энтузиазмом говорил об упразднении визуального созна­ния в новой физике и приветствовал возврат к невидимо­му:

После того как элемент пространства — точка утра­тила наконец все еще оптический характер координат­ного пересечения в наглядно представляемой системе и стала определяться группой трех независимых чисел, ничто уже не мешало тому, чтобы заменить число 3 об­щим числом п. Происходит обращение самого понятия измерения: уже не размерные числа обозначают опти­ческие свойства какой-либо точки относительно ее по­ложения в данной системе, но неограниченное множест­во измерений являет совершенно абстрактные свойства некой группы чисел...35

«Совершенно абстрактные свойства» означает невизуа­льное, резонирующее взаимодействие аудиотактильногс комплекса, посредством которого электричество и ради< возвращают к жизни то, что Конрад назвал «Африко! внутри» опыта западного человека.

Можно сказать, что расширение какого-либо из наши чувств с помощью механических средств, подобных фоне тическому письму, действует, словно поворот калейдоскс

 

34 Ivins, Art and Geometry, p.59.

35 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой и
тории: 1. Гештальт и действительность. — М.: Мысль, 1993. •
С.245. — Прим. пер,

 

 

па всего чувственного аппарата. Возникает новое соотно­шение всех существующих компонентов, и нам представ­ляется новая мозаика возможных форм. Именно сегодня стало очевидным, что такая перестройка чувственных со­отношений вызывается каждым новым изменением внеш­ней технологии. Почему же это оставалось незамеченным раньше? Возможно, потому, что сдвиги в прошлом проис­ходили с большей постепенностью. Теперь же мы сталки­ваемся с целым рядом технологий даже в нашем собствен­ном мире, а кроме того, можем наблюдать такое количество других культур, что надо обладать выдающейся невнима­тельностью для того, чтобы не заметить роль новых средств информации в изменении состояния и соотноше­ния наших чувств.

Сравним несколько образцов литературы и искусства едва обретшего письменность древнегреческого мира, с од­ной стороны, и бесписьменного мира, с другой.

При этом важно помнить, что римляне продвинулись несколько дальше греков в развитии восприятия визуаль­ных качеств:

Лукреций ничего не говорит о проблемах репрезен­тации и не проявляет к ним никакого интереса. Его опи­сание чисто оптических феноменов идет, однако, значи­тельно дальше осторожных наблюдений Евклида. Он дает полное описание уже не расширяющегося визуа­льного конуса, но конуса сжимающегося, или уменьша­ющегося, каковой выступает дополнением по отноше­нию к первому. Идеи, высказанные Лукрецием за пол­века до написания книги «Об архитектуре», суть опти­ческие эквиваленты системы перспективы, которую описал Витрувий36.

Подобным же образом римляне превзошли греков в жизненной активности, прикладном знании и линейной ор­ганизации во многих областях жизни. В искусстве это про­явилось в расположении множества плоскостей одна за другой, с тем чтобы действие могло обозначиться как диа­гональный сдвиг в плоскостях. Одно из наблюдений Джона Уайта (р.237) особенно ценно в плане освещения, пожалуй, самой поразительной черты греческого повествования:

36 John White, The Birth and Rebirth of Pictorial Space, p.257.

 

 

«Все формы расположены на единой плоскости. Всякое движение происходит в одном направлении». В своей рабо­те, целиком посвященной победе визуального над другими чувствами, Уайт исследует пространственный рисунок ан­тичности и более позднего времени. «Простые пространст­венные изображения, которые впервые появляются на изогнутых поверхностях античных ваз, похоже, ничем не напоминают об изощренной теоретической конструкции. Как таковые они вовсе не дают повода к исследованию от­носительно природы систем перспективы, которые, если они и существовали, никак не отразились в сохранившихся произведениях» (р.270).

Точка зрения в искусстве и хронологии



Просмотров 498

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!