Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Примитивизм стал по большей части



вульгарным клише в современном искусстве

И гуманитарной науке

ей» Вполне возможно, что все те, кто подпал под влияние Маринетти и Мохой-Надя, попались в ловушку из-за пу­таницы с причинами и истоками мирской конфигурации жизни, с одной стороны, и «сакральной» конфигурации, с другой. Напротив, вполне возможно, что, даже зная о том, что «сакрализация» и «десакрализация» человеческой жизни есть чисто механическая технологическая опера­ция, вся группа «иррационалистов» тем не менее избрала

 

43 И.С.Карпентер полагает, что Владимир Г.Богораз (1860—1936) был, по-видимому, первым антропологом, утверж­давшим, что бесписьменному человеку несвойственно евклидово представление о пространстве. Он рассуждает на эти темы в ста­тье «Представления о пространстве и времени в понятии перво­бытной религии» (American Anthropologist, vol.27, no.2, April, 1925, pp.205-66).

 

 

бы «сакральный», или слуховой, способ организации опыта. Во-первых, как подчеркивает Тейяр де Шарден, он связан с наступлением электромагнитной и электронной техноло­гий. А для многих новое как таковое — это своего рода мандат, полученный из космоса, даже если оно предпола­гает возврат к дописьменным формам сознания. И хотя мы не видим никаких религиозных оснований ни для «священ­ного», ни для «мирского» в том виде, в каком они представ­лены у Элиаде или любого другого «иррационального» мис­тика нашего времени, мы вовсе не склонны преуменьшать культурную силу неписьменных и письменных форм жиз­ни в организации восприятия и предрасположений всего человеческого сообщества. Так, злополучный конфликт между Восточной и Римской церквами — наглядный при­мер противостояния между церковью устной и визуальной, которое никоим образом не связано с вопросами веры.

Осмелюсь задать вопрос: не пора ли научиться ка­ким-то образом контролировать все эти «детские болезни», постоянные идеологические встряски, переживаемые чело­веческим сообществом, и попытаться ввести их в несколь­ко более предсказуемое русло? Известно, что неизбежна только та война, причины которой остаются нераспознан­ными. Коль скоро нет и не может быть большего противо­речия, столкновения между человеческими культурами, нежели столкновения между теми культурами, которые основаны на приоритете глаза или уха, то нет ничего странного в том, что метаморфоза западного человека, свя­занная с переходом к зрительному способу восприятия, должна быть даже менее болезненной, чем современное движение в сторону слухового способа восприятия челове­ка электронной эпохи. Этот переход — серьезная внутрен­няя травма, не говоря уже о нападках друг на друга слухо­вой и оптической культур, с доходящей до садизма неу­ступчивостью отстаивающих свою правоту.

Мирче Элиаде начинает свою книгу «Священное и мир­ское» как манифест, провозглашающий запоздалое при­знание «священного», или слухового, пространства в на­шем столетии. Он высказывает ряд упреков в адрес книги Рудольфа Отто «Священное» (1917 г.): «Ученый оставил в стороне все то рациональное и спекулятивное, что есть в религии, и вдохновенно описал ее иррациональную сторо-

 

 

ну. Отто прочитал Лютера и понял, что означает для веру­ющего «живой Бог». Это не Бог философов и не Бог Эраз­ма, это не какая-то идея, абстрактное понятие, простая мо­ральная аллегория, это — страшная мощь, проявляющая­ся в божьем гневе»44. Затем Элиаде разъясняет свою цель: «На следующих страницах мы попробуем проиллюстриро­вать, в чем состоит это противопоставление [священного и мирского]». Говоря о том, что «современный представитель западной цивилизации испытывает определенное замеша­тельство перед некоторыми формами проявления священ­ного: ему трудно допустить, что кто-то обнаруживает про­явления священного в камнях или деревьях»45, он намере­вается показать, почему человек «первобытных обществ обычно старался жить, насколько это было возможно, сре­ди священного, в окружении освященных предметов»:

Каким образом удается религиозному человеку мак­симально долго удерживаться в священном пространст­ве; в чем отличие его жизненного опыта от опыта чело­века, лишенного религиозных чувств, т.е. человека, жи­вущего либо стремящегося жить в мире, утратившем священный характер? Вот тема, которая будет преобла­дать на следующих страницах. Следует подчеркнуть, что мирское восприятие действительности во всей его полноте, лишенный священных свойств Космос — это совсем недавнее открытие человеческого разума. Мы не стремимся показать, какими историческими путями, в результате каких изменений духовного мира современ­ный человек лишил священного свой мир и принял светское существование. Достаточно лишь отметить, что эта утрата священности характеризует весь опыт нерелигиозного человека в современных обществах и что вследствие этого современный человек ощущает все более серьезные затруднения в понимании масштабов бытия религиозного человека первобытных обществ46.

Элиаде находится в плену распространенной иллюзии, полагая, что современный человек «ощущает все более се-

 

44 Элиаде М. Священное и мирское. — М., 1994. — С.16. — Прим.

пер.

45 Там же. — С.17. — Прим. пер.

46 Там же. — С.18, 19. — Прим. пер.

 

 

рьезные затруднения в понимании масштабов бытия рели­гиозного человека первобытных обществ». Миру современ­ного человека, после того как более столетия назад были открыты электромагнитные волны, постепенно становятся присущи все измерения существования первобытного че­ловека, и даже более того. В искусстве и науке прошлого века и еще раньше слышится неуклонное крещендо темы первобытного примитивизма. Работа Элиаде представляет собой именно популяризацию такого искусства и науки. Сказанное отнюдь не означает, что он ошибается. Там, где речь идет о фактах, он совершенно прав, например, в том, что «лишенный священных свойств Космос — это совсем недавнее открытие человеческого разума». Действительно, это открытие есть следствие усвоения фонетического ал­фавита, особенно после изобретения Гутенберга. Но дело в другом: я сомневаюсь в ценности тех прозрений, которые заставляют человеческий голос дрожать от священниче­ского неистовства, как только речь заходит об истории «че­ловеческого духа».

Цель «Галактики Гутенберга» — показать,



Просмотров 502

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!