Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Техники унификации и воспроизводимости



Были введены в употребление древними

Римлянами и средневековьем

<у£ Книга «Эстампы и визуальная коммуникация» Уильяма Айвинза является основным источником для любого иссле­дователя роли книги в формировании человеческого зна­ния и общества в целом. То обстоятельство, что Айвинз не­сколько отстранился от собственно литературных аспектов книги, пожалуй, дало ему определенное преимущество пе­ред теми, кого интересует литературная сторона дела. Ис­следователь литературы или философии слишком озабо­чен «содержанием» книги и потому упускает из виду ее форму. Это упущение характерно для культуры фонетиче­ского письма, поскольку визуальный код всегда связан с «содержанием», т.е. речью, воссоздаваемой читающим че­ловеком. Но ни один китайский писец или читатель не оставит без внимания форму письма, так как в этом случае письмо не разъединяет речь и визуальный код, как это де­лаем мы. В мире фонетического письма эта привычка отде­лять форму от содержания становится всеобщей и охваты­вает как ученых и литераторов, так и людей, не имеющих никакого отношения к литературе. Например, компания «Белл Телефон Лэбораториз» тратит миллионы на иссле­дования, но вопросу о телефоне как специфической форме, т.е. тому, какое воздействие оказывает телефон на речь и отношения между людьми, до сих пор не было уделено внимания. Будучи экспертом в области эстампов, Айвинз увидел, что телефонный разговор воспринимается совер­шенно по-иному, будучи напечатанным в книге. Это в свою очередь заставило его осознать различие между печатной и рукописной книгой. В самом начале своей работы (р.2, 3) он обращает внимание на то, что фонетическому письму

 

 

присуще особое измерение воспроизводимости, и указыва­ет, что то же качество воспроизводимости было присуще и догутенберговой технологии печатания изображений с гра­вюр на дереве:

Хотя ни одна история европейской цивилизации не обходится без указания на изобретение в середине пят­надцатого столетия способов печатания слов с помощью разборного типографского шрифта, тем не менее они обычно совершенно игнорируют несколько более раннее изобретение способа печатания изображений и диа­грамм. Книга, поскольку она содержит текст, представ­ляет собой носитель точно воспроизводимых словесных символов и в точно воспроизводимом порядке. Люди ис­пользовали такие носители по крайней мере пять тысяч лет. Поэтому можно сказать, что книгопечатание было не более чем способом удешевления чего-то уже давно знакомого. Можно даже сказать, что на какое-то время печатание было едва ли не способом уменьшить число корректур. До 1501 г. весьма незначительное число книг было напечатано тиражом, большим, чем та рукописная книга в тысячу экземпляров, которую упоминает еще Плиний Младший во втором веке нашей эры. В то же время печатание изображений, в отличие от печатания слов с помощью разборного типографского шрифта, привело к открытию чего-то действительно нового: оно впервые сделало возможным точное воспроизведение изображения в течение срока службы печатающей по­верхности. Эта точная воспроизводимость изображений имела поистине необозримые последствия для развития знания и мышления, науки и технологии. Не будет пре­увеличением сказать, что со времени изобретения пись­ма не было другого более важного изобретения, чем спо­соб точного воспроизведения изобразительных сообще-

Слишком очевидный факт точной воспроизводимости, свойственный книгопечатанию, ускользает от людей, инте­ресующихся литературной стороной дела. Они не обраща­ют внимания на этот чисто технологический момент и со­средоточиваются на «содержании», так сказать, пытаются услышать автора. Будучи художником, Айвинз сумел рас-

 

 

познать в формальных структурах сложный вид значения и тем самым придал взгляду на печатную графику, книго­печатание и рукописную книгу новый и неожиданный ра­курс. Он увидел (р.З), каким образом технология может формировать науку и искусство:

Для наших прапрадедушек и их отцов в эпоху Ре­нессанса эстампы были всего лишь способом точного воспроизведения живописных изображений, не больше и не меньше... До прошлого столетия с помощью старой техники печатания оттисков выполнялись все виды ра­бот, которые теперь выполняются посредством штрихо­вых клише, автотипий, фототехники, светокопий, раз­личных процессов цветопередачи составными краска­ми, политических карикатур и иллюстрированной рек­ламы. Если мы попытаемся определить печатание отти­сков с функциональной точки зрения, а не с точки зре­ния технологического процесса или эстетической ценно­сти, то становится очевидным, что без него невозможно было бы развитие многих современных научных дис­циплин, технологий, археологии, этнологии, ибо все они зависят в большей или меньшей степени от информа­ции, распространяемой посредством точного воспроиз­ведения сообщений в виде текста или изображений.

Это означает, что печатание оттисков отнюдь не вспомогательная технология в искусстве, а одно из важ­нейших орудий современной жизни и мысли. Но мы так и не сможем понять его действительную роль, если не избавимся от снобизма современных понятий и дефини­ций, касающихся коллекционирования эстампов, и не посмотрим на них, как на точно воспроизводимые изоб­разительные сообщения, не останавливаясь на раритет-ности или той эстетической ценности, которую мы в на­стоящее время склонны им приписывать. Нам нужно посмотреть на них с точки зрения общих идей и конк­ретных функций и задуматься о тех ограничениях, ко­торые связаны с этой техникой как носителем инфор­мации и которые она налагает на нас как на получате­лей этой информации.

Технология точной воспроизводимости была тем момен­том, который римляне внесли в визуальный анализ древ­них греков. Этот акцент на непрерывной и однородной ли­нии с его индифферентностью к устным ценностям плюра-

 

 

листской организации, по мнению Айвинза (р.4, 5), пере­шел к темным векам и через них далее:

Историки до недавнего времени были литераторами
и филологами. Как исследователи прошлого они редко
находили нечто помимо того, что искали. Они были
слишком переполнены восторгом перед тем, что говори­
ли древние греки, и просто не замечали того, что древ­
ние греки не делали или не знали. В равной мере они
были слишком полны страха перед тем, о чем молчали
темные века, и совершенно не замечали того, что тогда
, делали или знали. Современные исследователи, знако-

мые с такими предметами, как экономика и технология, решительно меняют наше представление об этих вещах. В темные века (если употреблять традиционное назва­ние) люди не располагали постоянным досугом для того, чтобы углубляться в тонкости литературы, искусства, философии и теоретической науки, но зато множество людей направляли свой ум на решение социальных, сельскохозяйственных и механических проблем. Более того, на протяжении этих бесплодных в академическом, но отнюдь не в техническом смысле столетий был со­вершен целый ряд открытий и изобретений, давших темным векам, а затем и средним векам технологию и, следовательно, логику, которые во многих и весьма важных отношениях далеко превзошли все, что было известно древним грекам или римлянам.

Как указывает Айвинз, «темные и средние века, не­смотря на бедность и нужду, собрали первый обильный урожай изобретательности янки». Возможно, в определе­нии темных и средних веков как «культуры техники и тех­нологии» есть доля преувеличения, но такой подход помо­гает нам понять схоластику и подготавливает нас к велико­му средневековому изобретению книгопечатания, которое дало старт эпохе нового мира57.

 

57 Айвинз цитирует статью Линн Уайт «Технология и изобрете­ние в средние века» (Speculum, vol.XV, April, 1940, рр.141-59).

 

 

Слово «современный» (modern) служило



Просмотров 530

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!